Украина и украинско-российские отношения
206,755,128 349,255
 

  Боярин ( Профессионал )
09 сен 2014 12:46:44

Тред №808349

новая дискуссия Дискуссия  112

Полеты в расход

Август стал черным месяцем украинской авиации



В середине августа руководство карательной операции на юго-востоке Украины было вынуждено потребовать от командования военно-воздушных сил и армейской авиации увеличить активность, сосредоточить усилия на изоляции района боевых действий за счет нанесения ударов по возможным маршрутам снабжения и перейти наконец к непосредственной поддержке наземных войск.


Ресурс потрачен, толку мало




Задача по изоляции района боевых действий должна была решаться за счет назначения зон поиска на возможных маршрутах передвижения сил ополчения. Но в связи с убылью техники и подготовленного летно-подъемного состава штурмовой авиации было решено привлечь истребители МиГ-29 из состава 114-й бригады армейской авиации. По мысли украинских военачальников, ополченцы вряд ли могли прикрыть передвижения боевых подразделений и средств материально-технического обеспечения плотным «зонтиком» противовоздушной обороны, поэтому использование небронированных фронтовых истребителей, наносящих удары свободнопадающими бомбами и неуправляемыми ракетами, представлялось вполне оправданным.


Для полета в зоны поиска типовая нагрузка МиГ-29 состояла из двух подвесных топливных баков, двух блоков неуправляемых ракет С-8 и иногда, если позволял запас топлива, еще и пары бомбовых кассет РБК. Бортовой прицельный комплекс давал «двадцать девятым» определенные преимущества в уничтожении подвижных наземных целей по сравнению с Су-25. В частности, благодаря использованию индикатора на лобовом стекле (ИЛС) и появляющейся на нем «шпаги» (линии, указывающей вектор применения авиационных ударных средств) пилоты МиГ-29 при должной подготовке могли бить точнее.




Согласно курсу боевой подготовки истребительной авиации украинских ВВС на упражнения по поражению наземных целей отводилось не более 10 вылетов. Но с учетом того, что подвешенные НУР и РБК увеличивают нагрузку на планер самолета, а повышенное аэродинамическое сопротивление увеличивает расход топлива и сокращает полетное время, для выполнения программы засчитывался один вылет на полигон со сбросом практической бомбы.


Первые вылеты МиГ-29 на изоляцию района боевых действий отмечены 5 августа. В Донецкой области зоны поиска назначались в районы Енакиево, Шахтерска и Амвросиевки, а в Луганской – вокруг административного центра региона. В то же время руководство авиацией, участвующей в карательной операции, старалось назначить зоны как можно ближе к позициям украинской армии, чтобы обеспечить эвакуацию пилота в случае потери самолета.


Подразделения войсковой разведки должны были выявлять возможные маршруты движения колонн ополченцев, после чего докладывать в штаб, где на основе анализа полученных сведений определялась бы оптимальная конфигурация «килл-боксов».




Для обеспечения почти непрерывного присутствия в зонах поиска МиГ-29 выполняли до трех вылетов в сутки на каждый борт (правда, не ежедневно), что для ВВС Украины очень высокий показатель. Несмотря на это, ополченцы сбили первый МиГ-29 (бортовой номер 02) уже 7 августа. Его пилот, не разобравшись в ситуации, выполнил заход на блокпост сил ДНР и в результате был поражен ПЗРК. А вот точных данных о сбитом под Луганском МиГ-29 с бортовым номером 53 до сих пор нет. По некоторым данным, это был последний вылет «двадцать девятых» на изоляцию района боевых действий. Риск потери самолетов от средств ПВО, а также, вероятнее всего, отказы техники, вызванные интенсивной эксплуатацией, заставили руководство карателей отменить решение и прекратить попытки выполнения задач по изоляции районов боевых действий. Всего для этих целей привлекалось не менее пяти МиГ-29 – не только из 114-й, но и, возможно, из других авиабригад.


После 17 августа отмечено как минимум пять вылетов Су-25 – также для ударов по маршрутам снабжения ополчения. Примерно столько же раз были задействованы фронтовые бомбардировщики Су-24. Последние активизировались с началом прорыва украинской группировки из луганского аэропорта.


На счету летчиков, участвующих в карательной операции, значится одна уничтоженная колонна с бронетехникой и две колонны снабжения. Правда, оценить нанесенный ущерб не представляется возможным. 20 августа при выполнении украинским Су-24М удара по колонне снабжения в Луганской области самолет был сбит.


В целом надо признать, что при достаточно большой по меркам украинской авиации активности удары для изоляции сил ополчения в районе боевых действий оказались малоэффективными. В то же время они привели к перерасходу и без того ограниченного ресурса авиационной техники и потере нескольких ценных машин, в том числе истребителей МиГ-29 и фронтового бомбардировщика Су-24, которые руководство карательной операции до последнего времени берегло.


Поддержка с неба не спасла от «котла»

Сложившаяся оперативная обстановка потребовала активно задействовать авиацию для непосредственной поддержки войск. Эта задача легла на Су-25 299-й бригады тактической авиации (Николаев), Ми-8 и Ми-24 16-й бригады армейской авиации (город Броды).


Стоит отметить, что часть николаевских Су-25 прошла модернизацию до уровня Су-25М1 и Су-25УБМ1. В частности, штурмовики получили новый прицельный комплекс с цифровым вычислителем, разработанным украинской фирмой, а также системы спутниковой навигации и цифровой связи. По заявлению специалистов, Су-25М1 и Су-25УБМ1 способны действовать по наземным целям днем и ночью в условиях плохой видимости.


В начале карательной операции от авиабригады было выделено до четырех штурмовиков, перебазировавшихся в аэропорт Днепропетровска. Считалось, что такого количества самолетов вполне достаточно для поддержки наземных сил. По мере расширения операции в июне была задействована уже вся бригада тактической авиации.


Из-за слабой наземной инфраструктуры часть штурмовиков Су-25, загрузившись боекомплектом в Николаеве, перелетала на днепропетровский аэродром, откуда, дозаправившись, выполняла вылеты в зону военных действий. Но другие Су-25 базировались здесь уже на постоянной основе.

Если «пришлые» штурмовики привлекаются в основном для ударов по запланированным целям, то «местные» (в разное время – от четырех до восьми бортов) – в основном для непосредственной поддержки войск. Нехватка аэродромной техники, а также специализированных хранилищ для авиационных средств поражения не позволяет перевести 299-ю в Днепропетровск целиком.


16-я бригада армейской авиации до начала карательной операции базировалась на временных полевых площадках, а после захвата аэродрома в Краматорске перебазировалась туда. В августе были развернуты дополнительные площадки для базирования двух – четырех машин в районах Артемовска и Мариуполя.


Убедившись в ходе боев в слабом взаимодействии наземных соединений с авиацией, в начале августа руководство карательной операции стало направлять в некоторые воинские части авианаводчиков из летно-подъемного состава (в основном операторов вооружения вертолетов Ми-24, реже штурманов).


И здесь не обошлось без опыта ВВС США, так как выделялись не просто отдельные военнослужащие, а группа из трех-четырех человека с радиостанциями (наводчик, радист, один-два бойца для прикрытия), способная при необходимости отбиться от ополченцев. Такие отряды придавались не постоянно, а в качестве усиления. Но действовали авианаводчики преимущественно в кадровых частях и подразделениях вооруженных сил Украины и национальной гвардии. В резервных батальонах территориальной обороны ВСУ, добровольческих формированиях МВД и НГУ эти группы появлялись лишь эпизодически. Попытки же сделать их штатными закончились неудачей из-за отсутствия подготовленных специалистов. В частности, печально известная Надежда Савченко добровольно пошла в батальон территориальной обороны «Айдар», где должна была выполнять задачи авианаводчика.


Только к середине августа командование карательной операции получило некоторый опыт взаимодействия с авиацией и хоть как-то смогло давать целеуказания не только вертолетам, но и штурмовикам. Правда, на уровне «вон за тем желтым домом будет овраг».


С середины прошлого месяца вылеты для ударов по запланированным целям в основном прекратились. Силы были перераспределены в пользу непосредственной поддержки войск. До конца месяца отмечено всего два удара Су-25 по Донецку и один – по Луганску.


Вертолеты, базировавшиеся на временных площадках под Артемовском, действовали в интересах группировки, окружавшей столицу ДНР с севера, и эпизодически привлекались для поддержки карателей, действовавших в районе Луганска. Ми-24 и Ми-8 с площадок под Мариуполем обеспечивали южный фланг. Вертолеты, базировавшиеся в Краматорске, действовали в интересах всей группировки.


В течение нескольких дней машины находились на временных площадках, после чего возвращались в Краматорск, а их сменяли другие борта. Вероятнее всего, такая схема была принята для улучшения технического обслуживания, так как его нельзя проводить в чистом поле. В начале августа 16-я бригада была усилена 7-м полком армейской авиации (Новый Калинов).


С середины месяца возобновились вылеты транспортно-боевых Ми-24 для непосредственной поддержки войск в районе луганского аэропорта, а после прорыва оттуда украинских военных – и в окрестностях Лутугина. Боевые действия в этом месте заставили развернуть там еще одну полевую площадку. Правда, использовалась она не для постоянного базирования, а для эвакуации раненых и доставки грузов.

Потери Ми-24 при штурме Славянска вынудили задействовать для непосредственной поддержки войск и транспортные Ми-8 с установленным вооружением, в частности контейнерами УПК и блоками с НАР С-8. Об эффективности действия таких вертолетов известно мало, кроме того, что как минимум одна «восьмерка» была сбита.


В Луганской области армейская авиация действовала интенсивнее, чем в Донецкой, где это было более опасно из-за высокой насыщенности отрядов ополчения средствами ПВО, причем не только ПЗРК, но и другими комплексами, в частности ЗРК «Стрела-10».

Но даже при известной неравномерности распределения средств ПВО по отрядам ополчения украинской армейской авиации пришлось во второй половине августа перейти к действиям ночью. Хотя от потерь это не спасло. Уже 20 августа ночью были сбиты огнем стрелкового оружия Ми-8 из состава 16-й бригады и Ми-24 7-го полка в районе Лутугино.


Стоит, конечно, отметить, что именно благодаря переброске вертолетами материально-технических средств для прорвавшейся из луганского аэропорта украинской группировки та смогла продержаться так долго. По некоторым оценкам, на временную площадку в районе Лутугино ежедневно выполнялось по три – пять вылетов Ми-8. Но достоверно оценить количество доставленного груза и вывезенных раненых пока сложно.

О действиях армейской авиации в районе Донецка известно мало. Есть сведения о том, что вертолеты привлекались для снабжения войск, запертых в «южном котле», но установить число и тем более эффективность вылетов трудно.


В отличие от армейской авиации штурмовики Су-25 в основном действовали над территорией ДНР. Пик их активности пришелся на бои с целью окружения Донецка и попытки отрезать город от Луганской области. Как и раньше, удары выполнялись одной, редко двумя машинами с использованием фугасных авиационных бомб. Случаев применения НАР со штурмовиков в августе не отмечено.


Большое количество средств ПВО у ополчения ДНР заставило изменить маршруты полета и в район Луганска. Если раньше пилоты предпочитали проходить через Красноармейск – Горловку – Дебальцово, то в августе маршрут сместился севернее. Это изменение негативно отразилось на боевой нагрузке штурмовиков, так как из-за возникшего крюка увеличился расход топлива – при и так-то ограниченной дальности полета Су-25. Из-за этого в боях под Лутугино пришлось активно участвовать армейской авиации.


Задачи непосредственной поддержки войск заставили пересмотреть тактику применения штурмовиков. Пилотам Су-25 для увеличения точности все же пришлось наносить удары с пикирования, дабы не попасть по своим, так как ополченцы зачастую находились в опасной близости. Известны случаи, когда пилоты не решались наносить удары.


Изменение тактики применения штурмовой авиации привело к росту потерь, которые, по некоторым данным, составили четыре Су-25. Это на один борт больше, чем было сбито с апреля по конец июля.


Потери бесполезны

Работу украинской авиации в августе следует признать интенсивной, она характеризуется тем, что за месяц было выполнено почти сто вылетов. Для карательной операции это очень высокий показатель. Но в то же время пропорционально возросли потери не только от ПВО ополчения, но и по техническим причинам, а также из-за выработки ресурса. Уже в начале сентября количество вылетов опять резко сократилось до показателя пять – семь вылетов в сутки. Причины – в том числе и в оперативной ситуации. Сейчас, когда войска находятся в окружении, ополченцы активно используют ПВО, чтобы не допустить для поддержки карателей применение авиации. Бои в Лутугине – хороший пример таких действий, когда огнем артиллерии была ликвидирована временная площадка, а засады на маршрутах пролета привели к значительным потерям боевых машин от огня стрелкового оружия и ПЗРК даже в ночных условиях.


Получив печальный опыт в снабжении «южного котла» военно-транспортной авиацией, штаб карателей уже опасается потерять уязвимые транспортники Ан-26.


Сейчас поддержка авиации требуется окруженным силам ВСУ, как никогда, но ВВС и армейская авиация помочь им практически неспособны. Надо признать, что август стал в этом плане черным месяцем. Максимальные усилия и потери воздушной техники не оказали почти никакого влияния на ход боевых действий. В то же время боевой потенциал ВВС и армейской авиации Украины фактически уничтожен.

http://vpk-news.ru/articles/21747
  • +3.22 / 31
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!