Цитата: Юрий-Западная Сибирь от 25.09.2014 14:53:58В отношении юридической концепции греха, да, действительно эта концепция намного проще, она понятней органической концепции. Но юридическая концепция не оставляет места Божественной Любви. Разве любящий земной отец отдаст на вечные муки своего сына, даже если сын крайне испортился. Наоборот, отец будет стараться приложить все силы, чтобы исправить сына. Так почему Отец наш Небесный будет судить своих земных детей таким безжалостным судом и обрекать детей на вечные муки. Святые Отцы Церкви писали, что люди восле смерти идут на суд к очень необычному Судье. Этот Судья всеми силами желает оправдать подсудимого и ищет любое обоснование для оправдательного приговора...
Всё, что Вы пишете про органическую концепцию -- я с этим согласен. Но не согласен с тем, что юридическая концепция "проще", и всего-то на всего.
Думал об этом, пока что пришёл к следующим предварительным заключениям.
1. Тогда, когда есть вина -- то это предполагает то, что на тебя надеются, и даже требуют, что ты не навлечёшь на себя вину, а, наоборот, сделаешь то, что требуется. И чем больше требования, тем больше твой статус относительно Того, Кто требует. Иисус назвал друзьями Своих учеников после Воскресения. Человек называет собаку другом, поскольку ей можно устанавливать правила и давать задания, и она будет их выполнять, а если не будет -- то она будет виновата. И хорошая собака будет знать, что она виновата.
В органической концепции, на сколько я её понял, это отходит на второй план. Она не описывает важнейшую стороны отношений Бога и человека. Цитата: Юрий-Западная Сибирь от 25.09.2014 14:53:58...Да, если честно, там и суда-то нет. Там все по другому...
Да есть же Страшный Суд, и частный суд. Это адекватные названия.
2. Когда ограничивается дело только органической концепцией, то упускается из виду, что все "правила игры", все духовные законы установил не кто иной, как Бог. Поэтому замечание
Цитата: VoxPopuli от 25.09.2014 15:14:20Сам себя помещает в эти измерения, добровольно не подготовившись к восприятию света...
хоть и верное, но однобокое: все же, этот индивид не осознавал в полной степени это своё будущее решение: он не видел и не ощущал ада во всей силе его проявления. Это решение он принимает уже безвольно, в соответствии с нажитым багажом в земной жизни. И это соответствие установил Бог, Он Законодатель и Законоисполнитель вообще и в частности. А индивид знал только, условно говоря, "Моисея и пророков", а это тот самый закон, неисполнение которого влечёт вину.
У меня есть, опять таки, не до конца обдуманная мысль, что эти перекосы в органической концепции -- есть некоторый прогиб под либерализм. Мол-де, Бог не может наказать и поместить в ад, и надо придумать логические ходы, как бы Бога освободить от ответственности за то, что грешники испытывают мучения. Всё-таки, Бог заранее определил: каждый нераскаявшийся грешник попадает в ад; значит, Он этого хочет, поскольку абсурдно полагать, что Он делает то, чего не хочет.
Вот, по ходу дела задаю вопрос, который может быть уже и где-то разобран, но для меня пока остался недовыясненным. Есть два места в Евангелии:
(Лк.12:4-5) "Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь."
(Мф.10:28) "И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне."
Во втором отрывке "Тот" написано с большой буквы, и, например, еп. Курский Михаил (1889) понимает под этим местоимением именно Бога. В первом отрывке "тот" с маленькой буквы -- это кто?