Андрей СПб ( Специалист ) | |
10 окт 2014 19:23:13 |
Dobryаk ( Профессионал ) | |
10 окт 2014 19:35:03 |
Цитата: ЦитатаЦитата: Dobryаk от 10.10.2014 13:42:02
Немецкий крокодил рыдает по Донбассу... хоть бы намякнули, кто шахты-то бомбил... Но есть и понимание того, что Донбасса Укропии уже не видать никогда.
Шахтерам Донбасса сепаратизм принес только безработицу
Большая часть шахт на захваченных пророссийскими боевиками территориях Восточной Украины не работает. Без рынков сбыта, инфраструктуры и государственных дотаций угольная отрасль в этом регионе обречена на вымирание.
Война разрушительно сказалась не только на госбюджете Украины, но и на угольной отрасли, и без того переживающей критические времена. Из 90 государственных шахт, подчиненных министерству энергетики и угольной промышленности страны, 53 находятся на подконтрольной сепаратистам территории. За время боевых действий добыча на них сократилась в три с половиной раза. По словам заместителя министра угольной промышленности Юрия Зюкова, если раньше государственные шахты добывали 70 тысяч тонн угля в сутки, то сейчас - 20 тысяч тонн. Но даже при такой выработке возможности отгрузить весь уголь сегодня нет. Инфраструктура железнодорожного транспорта либо разрушена, либо контролируется властями самопровозглашенных "народных республик". При этом сами сепаратисты, по словам Зюкова, вывозят этот уголь в Россию.
Государство запланировало для отрасли 12,5 млрд гривен дотаций в год
Правительство Украины прекратило выплаты государственных дотаций шахтам на территориях, контролируемых боевиками. Сумма этих дотаций составляет чуть более 12 млрд гривен (свыше 700 миллионов евро) - именно во столько, согласно бюджетному плану, Украине должно было обойтись в этом году содержание угольной отрасли в Донбассе (Донецкой и Луганской областях). Эти средства позволили бы поддерживать почти 100 тысяч человек, работающих на государственных шахтах.
Между тем значительная часть шахтеров не получают зарплату, кто-то - с июля, кто-то - с июня, сообщил в интервью DW заместитель главы Независимого профсоюза горняков Украины Анатолий Акимочкин. Многие из убыточных шахт полностью разрушены, и восстанавливать их нет смысла, считает он. Акимочкин отмечает, что в стране до сих пор нет понимания того, как власти будут действовать дальше - решат ли освобождать захваченные территории, или бросят их на произвол судьбы. От этого зависит их дальнейшее бюджетное финансирование. "Ведь Украина от этих территорий не отказывается, и ни один политик не заявил, что это - не украинская территория", - подчеркивает профсоюзный деятель.
Контрабанда, нелегальные шахты и голодные бунты
Проект закона Украины "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" пока не подписан. Но, так или иначе, он "не регулирует вопрос господдержки шахт в зоне проведения АТО", пояснили DW в министерстве энергетики и угольной промышленности страны. Поэтому дотации тех или иных территорий и предприятий осуществляются, как и раньше, только в соответствии с законом о государственном бюджете.
Шахтеры на демонстрации в поддержку пророссийских сепаратистов, 28 мая 2014 года
"Впрочем, следует признать, что все идет к тому, что ЛНР и ДНР не останутся в рамках Украины, - считает глава неправительственной общественной организации "Права справа" ("Правое дело") Дмитрий Снегирев. - Но паники по этому поводу быть не должно. Украина ничего не теряет, кроме предприятий, которые тянули всю экономику в пропасть". По мнению гражданского активиста, перспективы у региона весьма удручающие. России убыточная отрасль тоже не нужна, так как она закрыла все свои неприбыльные шахты, говорит Снегирев. Кроме того, российский уголь дешевле украинского.
Следует учесть и то, что ни один инвестор не придет в зону нестабильности, отмечает активист. "Единственное, что там может развиваться, - это "копанки" (нелегально разрабатываемые шахты, в том числе заброшенные. -Ред.). Но тогда сама Россия окажется перед вопросом перекрытия нелегальных каналов снабжения, - говорит Дмитрий Снегирев. - Ведь россияне - прагматики, и им дешевый контрабандный уголь не нужен". Он полагает, что приостановка дотаций из украинского бюджета повлечет за собой крайне отрицательные последствия для самих шахтеров. "Это будет социальный взрыв. В шахтерских городах Луганской области уже начались голодные бунты, люди требуют зарплат и пенсий. Но ответственность за это будут нести бюджеты ДНР и ЛНР", - рассуждает глава общественной организации.
Эксперты, опрошенные DW, тоже полагают, что Украина, скорее всего, не будет финансировать территории, которые она не контролирует. С одной стороны, это хорошо, так как уменьшится нагрузка на бюджет. Но в целом это негативная ситуация, она чревата рисками для энергетической безопасности Украины, считает директор энергетических программ Украинского центра экономических и политических исследований имени Разумкова Владимир Омельченко.
До начала боевых действий уголь составлял в общем энергетическом балансе Украины около 34 процента. Львиная доля этого объема - 80 процентов - приходилась на Донбасс. Теперь же примерно 60 процентов всего угля в Донбассе добывают на территориях, неподконтрольных властям страны, поясняет Омельченко. "В условиях контроля этих территорий боевиками ни о каком развитии собственной угольной отрасли Украины не может быть и речи, разрушается вся инфраструктура, в которую интегрирована угольная отрасль", - сетует эксперт.
С экономической точки зрения для Украины выгодно, чтобы ситуация в Донбассе стабилизировалась и была проведена реструктуризация угольной отрасли, уверен Владимир Омельченко. "Необходимо закрыть нерентабельные шахты и привлечь инвестиции в рентабельные, тогда у Украины будет уголь. Это самый выгодный вариант для страны", - подчеркнул эксперт.