Лёгкие бомбардировщики ВВС НовороссииОполченцы переделали в лёгкие бомбардировщики спортивные самолёты.
Опыт ведения военных действий в Афганистане указывал на необходимость использования в боевых операциях легких маневренных противопартизанских ударных самолетов. Одним из проектов создания такого самолета стал яковлевский Як-52Б. В случае серийного производства планировалось присвоить ему обозначением Як-54. За основу был взят дешевый и надежный УТС Як-52. Вооружение состояло из двух блоков НУРС УБ-32, в связи с чем пришлось усилить крыло самолета. Самолет прошел заводские испытания, но в связи с тем что военные не выразили заинтересованности в самолете, дальнейшие работы были остановлены. Единственный эксземпляр самолета был передан в авиамузей в Монино.Однако опыт советских конструкторов не пропал даром: им воспользовались луганские ополченцы, в руках которых оказалось некоторое количество самолётов Як-52, захваченных в сентябре бригадой Безлера. После освобождения аэродрома Тарасовка под Луганском эти самолёты были перебазированы туда. Самолёты же, находившиеся в Тарасовке до оккупации, были уничтожены противником 17 июля, но сейчас некоторые самолёты восстанавливаются. так, уже удалось восстановить несколько двухместных учебно-тренировочных Як-18, которые теперь используются для воздушной разведки.
Что же касается упомянутых Як-52, то две машины из пяти ополченцы переделали в лёгкие бомбардировщики, на которые подвешиваеются от 10 до 16 120-миллиметровых мномётных мин. Самолёты не имеют бомбосбрасывателей, но бомбодержатели устроены так, что при переходе самолёта в пикирование мины сами вываливаются вперёд по ходу вижения самолёта. Мощность бомбовго удара сравнима с залпом двух миномётных батарей, а точность применения мин значительно привышает их обычный рассев при миномётом обстреле.
Пробный боевой вылет, совершённый лёлчиками батальона Леший, показал высокую боевую эффективность этих машин. Следует отметить также и малую эффективность против них переносных зенитно-ракетных комплексов, чему способствует низкая тепловая сигнатура поршневого двигателя и его переднее расположение.Ссылка