Украина и украинско-российские отношения
206,757,778 349,253
 

  zavbor ( Практикант )
06 ноя 2014 14:08:16

Тред №839705

новая дискуссия Дискуссия  106

Отличная статья в "Однако".


Константин Сёмин  
Публицист
Тележурналист, ведущий передачи "Агитация и пропаганда" на России-1, автор фильма "Биохимия предательства".

Приведу полностью под катом.
«Собачье сердце» и идеологии века, или Россия как вызов глобальному фашизму


Цитата: Цитата
«Собачье сердце» — фильм, заставляющий сердце каждого либерала учащённо биться. В личном хит-параде тихого и застенчивого московского интеллигента он находится где-то между «Иронией судьбы» и «Небесами обетованными». Цитатник, выпавший из юбки Новодворской. «Разруха не в клозетах, а в головах!», «Не читайте перед обедом советских газет!», «Вчера котов душили-душили!», «Подходи, буржуй, глазик выколю!», «Взять всё и поделить!». Замечательные изречения, знакомые каждому.

Между тем, человека, голова которого ещё не окончательно превращена в либеральный клозет, фильм должен заставить задуматься о несколько иных вещах.
***
Как мы помним, всё начинается с завываний умирающего от голода пса. Пёс жалуется на то, что был ошпарен дворником, рефлексирует: «Очень возможно, что бабушка моя согрешила с водолазом. То-то я смотрю — у меня на морде белое пятно». Собаку подбирает профессор Преображенский. В результате смелого научного эксперимента (преображения) получается «новый член общества» — Полиграф Полиграфович Шариков, сочетающий в себе всё «самое лучшее» от подзаборной животины и убитого в пьяной драке уголовника Клима Чугункина.
Несмотря на благосклонное в целом отношение Сталина к Булгакову, «Собачье сердце», конечно, не могло всплыть на поверхность до 1953-го. Да и с 1960-х гуляло оно по стране лишь в виде подмётных самиздатовских писем. То есть до 1987-го массовый читатель о «Собачьем сердце» слыхом не слыхивал. Оно и понятно. Ведь, издеваясь над Шариковым, автор высмеивает особый тип человека — ненавистный совок, хомо советикус.

Стоит заметить, что впервые «Собачье сердце» было опубликовано в 60-е, во франкфуртском альманахе «Грани», выпускавшемся не кем-нибудь, а Народно-Трудовым Союзом русских Солидаристов. Что такое НТС? Для тех, кто пропустил «Биохимию предательства»: НТС — это орден националистов-наследников белой эмиграции, опекавшийся сначала Абвером, а потом (вплоть до крушения СССР) ЦРУ. В Великую Отечественную, а потом в Холодную войну члены НТС занимались пропагандистской, хозяйственной (на оккупированных фашистами территориях) и разведывательно-диверсионной деятельностью. В Афганистане НТС использовался ЦРУ как посредник для ведения переговоров о судьбе советских военнопленных (например, НТС устраивал «покаянные» пресс-конференции деморализованных солдат СА). После 1991-го многие члены НТС перебрались в Москву, где был налажен выход эмигрантских журналов «Посев» и «Грани». «Посев» до сих пор имеет отделения в нескольких десятках российских регионов. Вы без труда найдёте его сайт в интернете.
Если коротко и без экивоков, НТС — это фашисты-власовцы, по своей идеологии мало чем отличающиеся от бандеровцевЗа последние 23 года идеология НТС (так называемый русский солидаризм) пустила глубокие корни на российской почве — в спецслужбах, бизнесе, церкви, властных кругах. Именно в этом причина сверхболезненной реакции на «Биохимию». В этом, а не в обидчивости сетевых хомяков.
***
Теперь вернёмся к Булгакову. В чём суть его повести, а точнее сказать, поставленного по повести фильма? Ведь именно фильм, а не книга, оказал по-настоящему разрушительное воздействие на массовое сознание советских людей. Если оставить за скобками актёрское очарование Евстигнеева и прочую лирику, то получается вот что:
Из отбросов общества (уголовник, алкоголик) могут получиться только отбросы. Только питекантроп вроде Шарикова. То есть генетически неполноценный материал (в сегодняшней терминологии — быдло) невозможно улучшить. «Потаскуха была моя бабушка», — вновь констатирует исполосованный скальпелем Шарик.
Ничего не напоминает? Если не напоминает — почитайте, что пишут в украинских пабликах о жителях Донбасса. Генетическая неполноценность. Расовая, хромосомная предопределённость.
Это, ребята, и называется фашизмом. Понимаете, причём тут НТС? Фашизм, точно так же, как и либерализм, в основе своей имеет животноводческую доктрину социал-дарвинизма. Одни люди имеют право на жизнь, другие — нет. Одни (Борменталь, Преображенский) талантливы, креативны и способны к созидательному труду, другие (Шариков, Швондер и пр.) патологически и необратимо ущербны. Следовательно, мир естественным образом делится на тех, кому самой природой предписано жить «одному в семи комнатах», и тех, кто не должен роптать, если дворник ошпарит его кипятком.
Это прямая противоположность марксизму, советскому подходу, подходу Макаренко, если хотите, который отчаянно доказывал: нет, человек, даже если он низведён до состояния собаки, не безнадёжен. Кстати, христианскому учению социал-дарвинизм тоже ведь перпендикулярен. Хоть Библию открой, хоть «Братьев Карамазовых». Воспитание и образование, воздействие обстоятельств и окружающего мира, наконец, перенесённые страдания способны изменить человека, вырастить новую личность, — так всегда было принято думать в России. В России. А не где-то «от Севильи до Гренады». Социал-дарвинизм же упорствует: люди — животные. А значит, с ними можно и должно обращаться, как с животными.
***
Ещё момент. Яичники, которые Преображенский, смеясь, обещает приладить одной из своих пациенток, — прямая ссылка на процветавшую во времена Булгакова евгенику — псевдонауку об «улучшении человеческой породы». Совпадение? Мог ли врач М.А. Булгаков не знать о ней? Скрещивание человека с обезьяной — не шутка, а намёк на реальный эксперимент, проводившийся одним из советских институтов. Параллельные исследования, хоть и с разными целями, шли тогда и в СССР, и в Германии, и в США. Однако родина евгеники — именно США. Именно из американского Университета Рокфеллера в начале 30-х она переберётся в Институт Кайзера Вильгельма, где превратится, по сути, в научный фундамент для национал-социализма.
Тут фокус в том, что евгеника вообще-то является прямой предшественницей генетики. Той самой генетики, которая на сессии ВАСХНИЛ 1948 года будет заклеймена как «продажная девка империализма». И знаменитый конфликт между Лысенко и Вавиловым, трагически разрешённый не в пользу последнего, в действительности был лишь отзвуком куда более важного и ожесточённого спора. Спора не столько об урожайности картофеля или яровизации пшеницы. Если за наследственность, как настаивала евгеника, отвечают только гены (а среда, воспитание, образование не играют роли), то выводы нацистов о превосходстве одних людей над другими можно считать доказанными. Значит, от Клима Чугункина при любом стечении обстоятельств может уродиться только Клим Чугункин. Совок. Колорад. Ватник. Унтерменш. То есть ещё раз: это полностью опрокидывает всю советскую идеологию равенства людей — с её республикой ШКИД, ликвидацией безграмотности или борьбой с пьянством.
Стоит ли удивляться тому, что в 30-е годы советская евгеника была выкорчевана с мясом — институты закрыты, проповедники репрессированы? Не понравились усатому телефонному абоненту эксперименты профессора Преображенского. Чуть подробнее обо всём этом — в нашем следующем фильме.
***
Однако, оставив на время несчастного Шарика, перенесёмся теперь в 2003 год. В аэропорту Внуково-3 многочисленная свита ожидает прибытия Михаила Ходорковского. Он вызван на первый допрос в Генпрокуратуру. А наша съёмочная группа пытается перехватить его перед отбытием из Москвы. Свита перепугана, ей кажется, будто на самом верху принято решение «мочить олигархов». Приезжает сам Ходор. До этого я видел его лишь дважды: когда брал у него интервью по случаю очередных колебаний доллара (Ходор почему-то считался экспертом) и когда Ходор вместе со Швидлером на пресс-конференции в «Хаятте» объявили о слиянии ЮКОСа и «Сибнефти» (сорвалось). В обоих случаях мы наблюдали лоснящегося, до крайней степени самоуверенного и вальяжного человека. Однако во Внуково приехал совершенно иной Ходор. Его лицо тряслось. В буквальном смысле. Губы, щёки, кожа на шее ходили ходуном, как студень на тарелке. В камеру он сказал лишь несколько слов. Без камеры добавил что-то вроде «они хотят нас всех вынести, всех» и исчез за стеклянными дверями.
Москва к тому времени уже была увешана юкосовскими билдбордами. Их должны помнить. «Чего вы хотите? — спрашивала реклама. — Всё отобрать и поделить? Или честно жить и достойно зарабатывать?». У короткого вопроса, разумеется, был более сложный подтекст. Подразумевалось: «Чего вы хотите? Национализации стратегических отраслей экономики и возвращения в СССР — страну шариковых, люмпен-дегенератов, угнетающих талантливых и креативных одиночек (вроде профессора Преображенского/фарцовщика Ходорковского)? Или же светлого рыночного завтра, в котором преображенские и ходорковские преумножают свои знания/состояния, предоставляя шариковым возможность работать или просто существовать на социальные пособия?»
Пиарщики Ходора, видимо, здорово понадеялись на Булгакова, однако вызвать дух Полиграфа Полиграфовича им так и не удалось. Один из наших сюжетов о деле ЮКОСа в ноябре 2003 заканчивался такими словами: «Чего вы хотите — всё отобрать и поделить или честно жить и достойно зарабатывать? Тот, кто ставит вопрос так категорично, очевидно, не предполагает третьего варианта ответа — ХОЧУ И ТОГО, И ДРУГОГО!»
А теперь, чтобы оставить вам пространство для размышлений, позвольте процитировать самого Михаила Борисовича. В 2007-м под его редакцией издательство «Алгоритм» выпустило книжку с названием «Постчеловечество»:
«Сейчас в развитых обществах наблюдается возникновение качественно нового неравенства — между способными и не способными к творческому труду людьми… Это постепенно начинает создавать биологический барьер, преодолеть который, в отличие от социального, почти невозможно…
Даже на примере нефтяной отрасли заметно разделение специальностей на творческие и нетворческие… Перспективы ещё более печальны: замена второго типа специалистов на машины и технологии — дело исключительно времени и затрат (чем выше затраты на персонал, тем быстрее его замена), и девать этих людей некуда, а их — 90%. Пособие им платить несложно, но обеспечить их работой, не очевидно ненужной, — проблема. А ведь уже второе поколение сидящих на пособии порождает молодёжь, неспособную к труду, и тем самым сокращает число необходимых специалистов первого типа, и что ещё более важно — создаёт ощущение безысходности (справедливое), исключённости из социума неуспешных людей. Это сейчас проходит Америка. Это грозит России…
Неравномерность нового витка биологической эволюции поставит исключительно важный, в первую очередь с мировоззренческой точки зрения, вопрос о единстве человечества (как в цивилизационном плане, так и внутри обществ — в зависимости от способности к творчеству), от решения которого будет зависеть будущее не только отдельных обществ, но и человечества в целом…»
Евгеника никуда не делась. Знаете, как она называется теперь? Ньюгеника. Это теория построения общества на тех же принципах, но новыми средствами. Оруэлл высмеивал Советский Союз в своём «Скотном дворе», но в действительности идеальным скотным двором выглядит сегодня сам Запад.
***
Режиссёр «Собачьего сердца» Владимир Бортко — уже давно искренний сторонник красной идеи. Скорее всего, и он, и в целом страна просто по горло наелись социал-дарвинизмом, требующим списания в утиль всех «неэффективных», «нерыночных», якобы мечтающих только о том, чтобы «отобрать и поделить».
Вообще говоря, Россия, хоть и не изжившая социал-дарвинизм внутри себя, самим фактом своего существования представляет открытый вызов социал-дарвинизму глобальному.
Так чей образ, с вашей точки зрения, заслуживает большего сочувствия? Борменталя? Преображенского? Или… всё-таки?.
.

Замечу, что очень многие на форуме приводят порой крылатые фразы из этого фильма. Не понимая, что по сути эти фразы оправдывают социал-дарвинизм, то есть либер-фашизм.

Фильм действительно гениальный, но в этом и его сила и опасность.
К чему подобные теории могут привести, мы видим на примере Украины. Ведь они рушат памятники Ленина потому, что ненавидят проклятый "совок". Им кажется, что все их беды оттуда, думают, что уничтожив символы той эпохи наконец то заживут как в уеропе.
Шариковы вместо того, что бы преобразовывать самих себя, надеются получить (образно говоря) квартиру профессора Преображенского со всем содержимым и далее жить припеваючи, поплёвывая на неполноценное с их точки зрения быдло.
Отсюда и названия "лугандония", "доунбасс", "ватники", "колорады". То есть они относятся к к этим территориям и людям населяющим её как к колонии с неполноценными в расовом отношении людьми.
Обыкновенный фашизм.

п.с. Копия с СВ.
Отредактировано: zavbor - 06 ноя 2014 14:10:58
  • +1.64 / 73
  • АУ
ОТВЕТЫ (3)
 
 
  Alexxander ( Слушатель )
06 ноя 2014 14:38:31


Господи...
Простите, но чем вам (и автору) эта фраза не нравится, и какая связь между ней и, прости господи, Новодворской?

В статье используется несколько здравых тезисов (да, евгеника = фашизм, но разве вы не знали этого? да, технологи Ходора надергали цитат, но при чем тут Булгаков?), но в целом какой-то наброс.

Ну например:

Цитата: ЦитатаВоспитание и образование, воздействие обстоятельств и окружающего мира, наконец, перенесённые страдания способны изменить человека, вырастить новую личность, — так всегда было принято думать в России. В России. А не где-то «от Севильи до Гренады». Социал-дарвинизм же упорствует: люди — животные. А значит, с ними можно и должно обращаться, как с животными.

При чем тут "От Севильи до Гренады"? В чем провинился "Дон Жуан" Алексея Толстого?

Вообще, я всегда думал, что правда - она где-то посередине, и разные люди и в разных ситуациях могут проявлять весь спектр, от запредельных, даже не животных мерзостей, до самых высших проявлений самопожертвования. И есть та часть внутри каждого из нас, которая может изменяться, но есть и то, что всегда останется постоянным.

Я не русский или не в России, если думаю не так, как "всегда было принято думать" ?

Зачем, собственно, с бандеровцами воевать - они же люди? Давайте не будем их убивать, будем из них новые личности выращивать. Ага. Мы же русские, а "так всегда было принято...", ну и т.д.

Эмоций много, сути мало.
  • +2.63 / 18
  • АУ
 
  Anton T ( Практикант )
06 ноя 2014 15:55:03

Если говорить о конкретно "Собачьем сердце", то, во-первых, пмсм в статье представлена очень вольная интерпретация произведения/фильма. Т.к., например, у меня никаких мыслей/ассоциацией с евгеникой=>фашизмом при просмотре не возникало, лично я выводы делал совершенно иные. Критик в данном случае пмсм много накрутил и надумал (увлекся тассказать).
Во-вторых, вы странным образом противоречите самому автору понравившейся вам статьи, признавая наличие и проблему существования "шариковых". И встаете на сторону Булгакова, который в своем произведении и пытался раскрыть проблему примитивных революционеров-люмпенов, склонных не к саморазвитию, а к "отнять и поделить". Которых вынесла наверх, как пену, революция. Как сто лет назад в России, так и сегодня на Украине.
И исходя из вашего комментария, носителем обыкновенного фашизма является не Преображенский (и сочувствующий ему Булгаков), как считает данный критик, а "шариковы".Подмигивающий

ЗЫ. Да, нужно признать, что в произведениях Булгакова тема "крови" присутствует. Но не в том смысле фашизма, что тут ему попытались  приписать, а в смысле скорее сословности, кастовости. Но это отнюдь не фашизм, иначе в фашистов можно записать огромное количество наших предков из высших сословий, управлявших государством на протяжении столетий (и до кучи древних и современных индусов))). А это уже "ой"
  • +2.42 / 22
  • АУ
 
  keryneia. ( Специалист )
06 ноя 2014 18:27:32

Статья сумбурная и, ПМСМ, спорная. Сайт "Однако" настроен прокоммунистически, я уважаю их идеи и даже в некоторых пунктах согласна, но зачем доводить до абсурда? Вступаться за Шарикова против проф. Преображенского - всё равно что признавать уголовников "социально близкими". У Булгакова (кстати, фильм почти дословно следует книге) речь о культуре и нутре человека, абсурде революций, да и о многом другом. Можно винить дворянство в тяжком положении народа или интеллигенцию в нагнетании "бури", но репрессии по классовому признаку были начаты не ими, а против них. Преображенский - как осколок цивилизованности и здравомыслия в распадающемся мире "революционной законности" майданов, с её самоуправством, дохлыми кошками и пением гимнов. Можно, конечно, трактовать по-другому, но у нас сейчас актуально именно так. Конечно, социал-дарвинизм, или, скажем, социальный расизм, в котором Кара-Мурза упрекал Бунина за его физическое отвращение к революционным массам - не комильфо, но между ним и нацизмом нет ни знака равенства, ни причинной связи. Мемы "лугандония" и "даунбасс", а тем более "ватники и колорады", запущены вовсе не профессорами, отказывающими трудовому народу в умственной полноценности. Классовой составляющей здесь вообще не было. Погоняло "данєцкіє" по отношению к антимайданно настроенным появилось в 2004 г. сразу как "hate speach", в отличие от привычных "москалей" и "кацапов", обидных не более, чем в России "хохлы". Даже без обычного прибавления "...бандиты", за счёт интонации, этот географический термин звучал уголовно. Ну и "даунбасс" не замедлил, и "оцепить его колючей проволокой", и "сбросить в море Одессу", и "сделать Крым безлюдным" - и понеслось по кочкам. Я тогда ещё пыталась объяснить ОТНОСИТЕЛЬНО ВМЕНЯЕМЫМ людям, что воспоследует за демонизацией населения целых областей, причём не глухих углов, а индустриальных и образованных регионов. Меня НИКТО не слышал и не понимал. Он уже тогда не видели в этом ничего зазорного или опасного для страны. "Колорады" же как обозначение народа-победителя и "ватники", или, круче, "вата" - обозначение русских как этноса, без исключения для Пушкиных и Толстых - новинка этой весны. И то, и другое - приёмы дегуманизации противника перед отвязным мочиловом и образцы чистейшего НАЦИЗМА. И автор "Однако", логически пристегнув "лугандонов" к Шарикову, оказал медвежью услугу русским перед его лицом.
  • +5.52 / 47
  • АУ