Цитата: Боярин от 04.03.2015 19:33:23Хунта насаждает безграмотность
Общаясь с людьми, вынужденными покинуть зону конфликта в Донбассе и перебраться в Россию, выяснил одну интересную вещь: на новом месте их детям приходится идти в школу на класс младше, то есть, по сути дела, оставаться на второй год. Причина — огромная разница между российскими и украинскими школьным программами, причём, не в пользу последних.
Про гуманитарную составляющую говорить не приходится: русский язык и литература на Украине даже в русскоязычных классах преподаются в урезанном виде. Тем не менее, не о них речь: по словесности и истории ученику, как показывает практика, догнать своих сверстников — не такая большая проблема.
Разница в образовательных программах концептуальная и она начинается от ранней "незалежности". В РФ, особенно последнее время, есть Федеральный стандарт для мл. школы, средней и старших классов (упрощенно) - ФГОС. К примеру, в Украине в нем около 45 страниц (для младшей школы), а в РФ более 200 страниц. Про отличие я не говорю. Интересно, что ФГОСом руководствуются все - от учителей - до прокуратуры. Т. е прежде чем потребовать от учителя качественной работы - им нужно создать условия: классы, оборудование, столовая и т.д. В зависимости от вида школы (казенная, муниципальная, автономная) ей дана финансовая самостоятельность. В российской школе директор - прежде всего менеджер, от него требуют участия в тендерах, организации дополнительных услуг, взаимодействия с властями и т.д. Финансирование школы в РФ в разных регионах по разному, но в основном - это приоритет для местных властей - стандарт требует, а потом и прокуратура проверяет.
В Украине ничего подобного нет. Все идет по низходящей. Какие то школы держатся на энтузиазме и старых учителях, на поборах с родителей (вполне официальных). Финансирование вообще в феврале переведено на Министерство - чем это закончится одному Богу известно.
Теперь по программам. Пример - в Украине предмет "информатика" - это предметная область "Технологии", в РФ - предметная область "Математика". Почувствуйте разницу, что называется. Т.е украинских детей учат нажимать кнопки в ворде, а российских - учат алгоритмике и программированию. Слегка утрирую, но примерно так.
Особенно переход заметен на примере Крыма. Там в школы пошел поток проекторов, интерактивных досок, пособий и т.п. Не без политической показухи, конечно, но я списывался со своей одноклассницей из тульского пригородного поселка. Там такая же история - школы оснастили "под завязку", Интернет проплачен на 3 года вперед.
В Крыму интересная проблема - учителя украинского языка должны переквалифицироваться на учителей русского языка. Не многие хотят - потому что одно дело освоить и перечитать украинскую литературу, а другое - русскую. Не все хотят позориться перед детьми.
А то, что подготовка по точным наукам хуже и хуже - это факт. Многие российские ВУЗы это отмечают. Напоминает опыт Прибалтики - выпускники оттуда "не тянут" в московских ВУЗах.
Туда же идет и Украина. Отдельные школы типа Днепра, Харькова, Запорожья - не в счет. Это скорее исключение из правила.
Про Запукру вообще молчу, хотя и там есть островки.