Демарш Бени и "тяжкое бремя дрессуры" На этой неделе всем нас запомнился своими действиями и словами назначенный хунтой (еще в правление Турчинова) губернатором Днепропетровской области, трижды гражданин разных государств (но ни разу не обладающий двойным гражданством), олигарх всеукраинского масштаба и вроде как ставленник украинского ХАБАДа И. Коломойский. Его торжественный "отжим" Транснафты имел не столько юридический или материальный результат, сколько показательный. Если честно, то я никогда не поверю, что посреди ночи толпа журналистов будет шастать в районе офиса одной из государственных компаний просто так, видимо гуляя и "случайно" натыкаться на группу люде камуфляже проникающих в офис этой самой компании. Причем на месте они находились не тогда, когда там уже кто-то орудовал (тут можно понять, получили тревожный сигнал и поехали на точку, чтобы донести до читателей, слушателей, телезрителей самые горячие новости), а в момент собственно проникновения. А это значит, что прибыл они на место загодя и заранее знали, что проникновение будет. Это позволяет предполагать, что визит Коломойского был вовсе не неожиданным а вполне проработанным сценарным ходом, который готовился в том числе и с привлечением СМИ для того, чтобы создать нужную шумиху. В конце концов вероятность того, что в офисы ряда СМИ позвонили из Днепропетровской администрации или из Рады и сообщили, что в такое-то время будет спектакль - более чем возможно, а учитывая ход событий единственно вероятно. По сути это не Коломойского "случайно" подкараулили в весьма щекотливой ситуации, а это он собрал пресс-конференцию в таком незаурядном месте.
Почему можно говорить о показном характере данного действия? Помимо аргумента с журналистами есть еще ряд предположений.
Во-первых, олигарх лично! едет на "освобождение" государственного предприятия в котором как он говорит находились "русские диверсанты". Учитывая, что "рейды захвата предприятий" нередко сопровождаются перестрелкой (со службой безопасности предприятия) то личное появление олигарха - это глупость несусветная. Могут убить или покалечить (случайно). Нужно это Коломойскому? Нет разумеется! Для таких дел есть заместители которые с радостью проведут захват, лично появляться имеет смысл только тогда когда: нужно вызвать побольше шума и фигуранту совершенно ничего не угрожает.
Во-вторых, общение с журналистами. Оно превратилось в бенефис Коломойского. Ни одного острого вопроса, ни одной критической интонации. Во многом благодаря "наезду" на репортера "Радио Свободы", который был с одной стороны типичной фигурой отвлечения с одной стороны позволяя Коломойскому фактически игнорировать других журналистов и фактически вогнать их в оторопь от такого обращения со СМИ, а с другой в конце задавая единственный но главный вопрос о том куда теперь Коломойский поедет. Фактически ответ олигарха это то ради чего все и затевалось. К президенту поговорить о том, как им (президентом) якобы кто-то манипулирует. Фактическое низведение Порошенко до уровня куклы продемонстрированное по всем каналам и имеющее все черты так называемого "эпидемического вброса" материала, который показали не только все каналы, озвучили все радиоканалы, обсудили все репортеры и аналитики на страницах СМИ, но и удосужилась разместить в бложиках толпа великомудрых блогоаналитиков и даже последний деполитизированный человек, игрок в он-лайн игры, неформал или кто он там есть посмотрит ролики любезно снятые с разных ракурсов. Они же не хотят пропустить главный «треш» политической неделе на Украине! Так что перед нами гениальный маркетинговый ход по продаже «вброса» на практике отыгранный возле киевского офиса условно государственной компании олигархом и журналистом.
Кстати Коломойскому не за что извиняться перед журналистом "Радио Свободы", в конце концов не будет же извиняться один актер перед другим за произнесенную по ходу представления реплику, написанную в пьессе. Журналист и олигарх превосходно отработали свои роли, они были в центре внимания, они играли самозабвенно (а Коломойский еще и талантливо). Ну и естественно они получили за это гонорар, но олигарх (будучи директором этого маленького театра, о роли режиссера, увы знать не суждено, может быть и сам Беня, а может быть и кто-то из его «креативных миньонов» постарался) получил внимание зрителей, а журналист видимо немалую (с учетом обстоятельств и сказанных слов) пачку денежных знаков. Работа, ничего кроме работы.
Более важно, зачем все это было сделано?
Вряд ли можно не заметить, что Коломойский в последнее время многое терял. В первую очередь он терял политическое качество своей позиции. На фоне завершения очередного акта активной фазы геноцида устроенного на Донбассе и завершившегося то ли дебальцевским котлом, то ли дебальцевским организованным драпом (историки наверняка об этом будут спорить долго, учитывая, что для каждой версии наговорили очень много) у Коломойского фактически из рук вышибли Запорожскую область, заменив его бизнес партнера Баранова на ставленника Прошенко и существенно потрепали его позиции в Харьковской области, поставив опять же на должность губернатора более пропорошенковского персонажа. В ответ на такие политические выкрутасы (почувствовав угрозу) Коломойский отреагировал симметрично - попыткой создать свою партию и фактически изменить расклад сил в Раде. Учитывая то, что в украинской политике практически все продается и покупается и заметив, что у олигарха должны быть деньги (иначе он не олигарх) вероятность перекупа ряда депутатов и формирования весьма грозной (но продажной) силы в Раде стала более чем очевидной. Такой расклад не мог уже удовлетворить не только Порошенко, но и американских кураторов, которые не для того так превосходно расписали результаты выборов в Раду, чтобы сбалансировать силы Порошенко и Яценюка с одной стороны, не допустить в Раду «Свободу» и коммунистов (КПУ) с другой (уж чего-чего, а скандалов по нацистским выходкам первых и публичному затыканию ртов вторым им только в бережно вылепливаемой Раде не хватало), и чтобы утихомирить критику о «беззубой» Раде обеспечили фиктивное представительство «Самопомощи» (благодаря которой Галичина пережила падение «Свободы») и «Оппозиционного блока» (якобы изображающего оппозицию). Появление «третей силы» имени днепропетровского губернатора ни в какие расклады не помещалось совершено.
Реакцией на данный демарш Коломойского стал (если верить некоторым СМИ) приказ из посольства США лично Порошенко прибрать к рукам контроль над Транснафтой и выкинут оттуда людей Коломойского. Такой удар по самому болезненному месту любого олигарха (финансовым потокам) должен был, видимо, утихомирить амбиции днепропетровского губернатора и сделать его более сговорчивым. Но Коломойский вместо тихого сопения в тряпочку и попытки «все разрулить под ковром» пошел на обострение, закатив публично-показательный скандал с захватом Транснафты автоматчиками и публичным выставлением Порошенко в качестве марионетки неких тайных сил.
Учитывая, что Коломойский встречался после этого с послом США в Киеве (встречался ли он с Порошенко? Вряд ли. Зачем встречаться с тем, кто собственно ничего не решает) мистером Пайетом встреча была весьма содержательной. Американская сторона оценила готовность олигарха сражаться на поле публичной политики (излюбленном пространстве деятельности американцев, больших мастеров в манипулировании публикой посредством СМИ и иных нехитрых механизмов) но в то же время не смогла дать четкий ответ на встречные «хотелки» Коломойского, дабы сбросить обороты и пустить «пар в свисток». А чего хочет Коломойский? Да собственно того, что хочет любой олигарх – собственность, контроль над активами и финансовыми потоками, а именно две вещи:
Первое, не мешать ему осуществить захват предприятий ряда других олигархов украинского разлива, в том числе таких как Пинчук (вечный зять Кучмы), Ахметов (бывший «король Донбасса»), Тарута (с его остатками прежней роскоши) и т.д. для чего начал через подконтрольные СМИ активно прокачивать тему нечестной приватизации (а о том, что на Украине приватизация была проведена нечестно с радостью выскажутся более 90 % обывателей – собственно все, кто не урвал в 90-е).
Второе, не создавать ему конкуренции в грядущей приватизации государственной собственности.
На это сложно решиться и американским кураторам украинского проекта и лично Порошенко. Фактическое вытеснение большинства крупных олигархов приведет к резкому усилению реальной роли Коломойского в сложившейся украинской олигархической республике в ближайшей перспективе. Так что перед американцами кураторами открывается новые перспективы их «тяжкого бремени дрессуры» как приучить креативного олигарх-губернатора Коломойского, да еще и ставленника украинского ХАБАДа к тому же, к команде смирно? Пока ответа на этот вопрос нет.
А вот ответ на вопрос какие «тузы» есть в рукавах Порошенко и Коломойского на фоне дуэли которых затаились алчно сверкая глазками остальные фигуранты дела (Яценюк, Аваков, Турчинов, Тимошенко)? По идее Порошенко может снять Коломойского с губернаторства (имеет полное право как президент), отключить «Приват-банк» Коломойского от кредитов НБУ, начать преследование прокуратурой олигарха по факту кучи разных мутных делишек прошлого.
Но эти пути очень уж опасны для Порошенко и его кукловодов. Окружение Коломойского не устает намекать, что только благодаря Коломойскому в Днепропетровске нет своей народной республики и что она вполне может появиться без чуткого руководства лично олигарх-губернатора. Учитывая наличие у Коломойского ручных территориальных батальонов (численностью до 10 000 штыков) и близость к Правому Сектору создать свою «Народную Днепроколомойскую республику», а может и «Одесса-мамскую Народную Республику», учитывая его влияние на руководство Одесской области, он вполне может, а в этом случае полностью рушится весь контур украинской стратегии обороны и практически гарантировано под контроль ЛНР и ДНР отходит вся территория бывших Донейкой Луганской областей Украины, а над центральными зданиями Запорожья и Харькова вполне могут взметнуться стяги новых народных республик (даже без Бениного участия).
Второй вариант – крушение «Приват-банка» тоже не вариант, так как за годы нерушимого олигархата на Украине «Приват» стал по сути «альтер эго» украинской банковской системы собрав просто колоссальный объем вкладов населения и предприятий. Убить Приват значит полностью уничтожать банковскую систему Украины. С одной стороны она и так мертва и разрушается постепенно, с другой такое тотальное разрушение окажется очень болезненным для оставшихся обрывков экономики Украины.
Третий шаг – раскручивание уголовных дел имеет свои недостатки, так как гарантировано вызовет ответную информационную реакцию немаленькой медиа-империи Коломойского, способного вылить ушаты грязи не только на Порошенко, но и на делишки его заокеанских кураторов. А этого собственно никому из них особо не нужно.
С другой стороны у Коломойского есть рычаги давления на Порошенко. Это и формирование новой партии и территориальные батальоны и финансовые капиталы. С другой стороны те знаки примирения, которые заместители Коломойского отправляли в сторону российской границы, судя по всему, не привели к какому либо результату. С одной стороны доверять Коломойскому может либо совершенно безрассудный человек, либо тот, кто приставил ему ствол пистолета к спине. При всем уважении к высшему политическому руководству России такого ствола сейчас нет. С другой стороны ставленник украинского ХАБАД вряд ли может надеяться на руку помощи от российского ХАБАД (который мог бы гипотетически взять Коломойского на поруки), разве что в другой руке будет лежать договор о безоговорочной капитуляции одной ветви любавичских хасидов перед другой. А в это верится с трудом.
Из всех угроз Коломойского самой реальной являются территориальные батальоны. Ни партия (против которой может быть кукловодами создан союз Блока Порошенко и Народного Фронта Яценюка с добавлением Самопомощи и Радикалов (учитывая отношения Ляшко и Коломойского). Это ухудшит желаемое штатами качество Рады, но позволит сохранить управляемость процессом)) ни капиталы (с которыми вполне могут поиграть американские банки, негласно блокируя счета Коломойского и его бизнес партнеров) не являются сильными позициями.
Что может предпринять Порошенко против личной гвардии Коломойского? Только возобновить самоубийственную атаку на Новороссию. К победе это не приведет (не таково сейчас состояние украинской армии и ополчения, чтобы Порошенко мог получить из авантюры что-то кроме очередного заслуженного котла), но позволит отправить территориальные батальоны Коломойского на фронт обезопасив себя от их возможных демаршей, либо зачистить их, если они откажутся идти на фронт, обвинив Коломойского в государственной измене.
Хотя судя по всему обе стороны пока что пребывают в патовом состоянии, пытаясь ударить противника не причинив при этом себе критического урона. Удастся ли это кому то, или кураторы покажут чудеса «дрессуры» мы узнаем очень скоро. Хотя нельзя исключить и новую уникальную увертку Коломойского, способного, как показало развитие ситуации, к весьма искусным ходам в казалось бы безвыходной ситуации.