Конец «Восточного партнерства»: Неудачные роды светлого будущего
…Банановое дерево расположилось на краю тропического леса, у выхода на залитую зеленью опушку. Оно всегда было там. Лесные обезьяны, чтобы утолить свой голод, выходили из леса к дереву, срывали по нескольку бананов и пускались в обратный путь в джунгли, к своим сородичам. Точно так собиралась поступить небольшая волосатая обезьянка с хвостом. Она стояла перед деревом и разглядывала висящие вверху бананы — высматривала те, что пожелтее. Однако на этот раз ее внимание привлек небольшой кустик, которого раньше не было. Он вырос неподалеку от дерева. Обезьяна с интересом уставилась на растение.— Подойди, обезьянка, посмотри, какой я красивый, пышный, как я обрамлен зеленой листвой. Я красиво смотрюсь на этой поляне, — сказал кустик.Обезьянка, смущаясь, неловко приковыляла, потрогала его со всех сторон, покопалась в листве, осмотрела корни. Кустик все еще говорил что-то, а обезьянка искала бананы. Но их не было. Почесав за ушком, обезьянка поплевала на кустик, вскарабкалась на банановое дерево, сорвала свой паек и убежала в лес.(Отрывок из оды в прозе «Tribute to EU Eastern Partnership and bushes», автор неизвестен).
Саммит «Восточного партнерства» в Риге — катастрофа для европейской дипломатии на постсоветском пространстве. Проект, и в прошлом обладавший неясными целями и перспективами, сегодня обернулся вполне очевидным провалом по всем своим ключевым направлениям. Не помогла даже активная позиция США, которые всячески старались мобилизовать функционеров стран-участниц «Восточного партнерства» и поддерживали их европейские чаяния. В итоге амбициозный, казалось бы, стартап Евросоюза захлебнулся в собственной никчемности, а также бесполезности как для самого ЕС, так и для стран-участниц — Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Украины.
Почему так произошло? Можно выложить здесь хронологию развития событий в рамках «ВП» начиная с 2008 года, описать все ключевые моменты, заявления еврочиновников, словесное воодушевление первых-вторых-третьих лиц стран-участниц, их визиты туда и обратно, закулисные слухи и прочую мишуру. Но все это второстепенно, поскольку не отражает основной сути вопроса, а именно: Европейский Союз не обладает достаточными ресурсами для полноценной интеграции с шестью указанными странами. Если в самом начале это было не совсем очевидно, то сегодня можно констатировать медицинский факт: не обладает и в обозримом будущем обладать не будет.
Все дело в цели, поставленной изначально Брюсселем. Ее вкратце описали коллеги из
The Guardian, выпустившие 20 мая материал под громким названием «Саммит „Восточного партнерства“ высветит провал планов по сдерживанию России». После драки кулаками не машут, так что британцы, которые никогда не выделялись своим активным участием в программе «Восточного партнерства», решили поговорить без купюр, четко и однозначно определив основную цель проекта: подорвать российское влияние на постсоветском пространстве. Смысл статьи сводится к тому, что идея Брюсселя «выманить» к себе шесть стран ВП из-под крыла России потерпела фиаско. Так вот, эта цель довольно бредовая, учитывая то количество ресурсов, которое ЕС был готов выделить на ее достижение.
Надо иметь в виду, что когда говорят о «значимом геополитическом начинании регионального масштаба, нацеленном на сближение, интеграцию и углубление сотрудничества» (сводная концепция ВП), речь идет о банальном торге. Особенно это актуально в том случае, если авторы подобной концепции хотят занять политическую нишу, которая уже приватизирована конкурентом — огромным, мощным и весьма несговорчивым, когда речь идет о его национальных интересах. Здесь европейцы поняли, что добиться успеха в таком начинании теоретически можно, если прибегнуть к помощи классической схемы «кнута и пряника». Более того, они даже попытались все это провернуть, но с исполнением возникли непреодолимые проблемы.
Отдадим Брюсселю должное — кнут работает на «отлично». Тут вам и пачка еврокомиссаров, которые не упустят случая упрекнуть власти Азербайджана в нарушении прав граждан, украинцев — в коррупции, армян — в недостаточной прозрачности государственных институтов и так далее. Тут вам и информационные сливы «близко стоящих источников», которые вечно чем-то недовольны. Тут вам и неприкрытые угрозы в адрес стран-участниц (в основном Азербайджана, Армении и Грузии) на тот случай, если они вдруг отклонятся от «пути истинного». Тут вам и конъюнктурная коррекция позиций по вопросам, имеющим важное значение для «конкурсантов» — карабахский, например. Тут вам и… много чего еще. Одним словом, как обращаться с кнутом, европейцы как-то усвоили.
Но пряник у них получился донельзя хилый. Единственное, что предлагал ЕС странам «Восточного партнерства» — реформы. «Улучшайте систему госуправления; внедряйте наши стандарты на всех уровнях производства; будьте более демократичными, чем вы есть; нарушайте закон в угоду оппозиции; диверсифицируйте экономику», — и так без конца. — «А мы вам поможем консультациями, а еще подкинем немного денег вашим НКО, чтобы они твердили то же самое». Далее следовал шлейф из нескончаемых обещаний, которые на поверку оказались не более чем сотрясанием воздуха. Визы и их отмена? Инвестиции, вливания? Безопасность, стимуляция военной сферы? Рынки и свободная торговля? Никто этого не увидел, вместо этого всем в лучшем случае светит легализация однополых браков. Красиво говорить — это хорошо, особенно если ты одет с иголочки и выступаешь с высоких трибун европейской дипломатии. Можно кино снимать, но воспринимать все это всерьез — нет.
В Евросоюзе много говорят о своих стандартах, качестве и так далее, благодаря которым европейская продукция конкурентоспособна и привлекательна в глазах покупателя. Однако как раз на постсоветском рынке политических предпочтений ЕС оказался неконкурентоспособен. И здесь неправы авторы The Guardian, утверждая, что можно надеяться на какие-то перспективы «Восточного партнерства» в случае с Грузией и Украиной. Нет, увы, нельзя, иначе немецкий канцлер
Ангела Меркель не
говорила бы прямо: безвизовый режим с вами «пока» невозможен, проводите реформы (да-да, опять реформы). Никаких иных, хотя бы отдаленно напоминающих реальность предложений Брюссель не делал, да и вряд ли сможет.
Удивительно, но до сих есть люди, которые почему-то всерьез верят, что ЕС готов пойти дальше пустой болтовни и начать реально «интегрироваться» с шестью странами, пять из которых завязли в территориальных конфликтах, а шестая во главе с «последним диктатором Европы» участвует в проекте чисто номинально. Но также ошибочно полагать, что все упирается только в одни только конфликты. Просто европейцы фактически попытались перекроить все мыслимые сферы влияния к востоку от себя, но сделать это при минимальных (а то и того меньше) затратах, и наличие или отсутствие территориальных споров не влияет на это обстоятельство. Результат? Армения и Белоруссия — члены Евразийского союза, Украину раздирает внутренний конфликт, Грузию упрекают в недостаточной интенсивности реформ, а президент Азербайджана
Ильхам Алиев вовсе не счел нужным тратить свое время на рижское мероприятие. Чем там занят молдавский президент
Николай Тимофти — непонятно.
Как говорится, скупой платит дважды, и рижский саммит «Восточного партнерства» — яркое тому доказательство. За свою скупость, неповоротливость и безынициативность Евросоюз уже заплатил провалом политики ВП: ей прочили светлое будущее, а получился выкидыш. Второй раз ЕС заплатит в ближайшем будущем, когда окажется, что «восточные партнеры» извлекли урок из евроинтеграционной клоунады и заведомо скептически относятся к любой инициативе Брюсселя. Просто потому что она исходит от Брюсселя.
вот как то так.....