Цитата: footuh от 21.03.2009 08:49:11
Весь этот весьма долгий спич - о том. что в имени Москвы должны быть именно финно-угорские корни, как у окрестных областей, некогда населенных муромами, или мещерами. Ввиду того, что самих славян внутри области Москвы вплоть до середины 14 века практически не было, имя городу должны были дать его реальные обитатели. Идея "Москвы" от "Моска" - "медведь" мне кажется весьма вкусной, - ведь известно, что финские племена очень часто назывались по имени тотемных животных. Почему бы не предположить: вот жили мери, вот мурома, вот мещеры, а вот здесь - "дети медведя" - "моски", по имени которых - так же как и по имени муромов стал зваться их город - "град Москов". По-моему очень логично. И соответствует тому, что мы видим в раскопах археологических.
footuh,
интересно посмотреть на ваши источники по археологии, чтобы понять с чем связана такая кaтегоричность?
Вятичи и кривичи - угро-финны? :-\ Голядь - разве не балты? ???
Имя города определенно дала река, а вот кто назвал так реку - вопрос.
На территории Московской области, особенно в западной ее части, достаточно много названий рек имеет балтское происхождение. Яуза (в летописи 1156 года упомянута как Ауза), ее название связано с речными названиями Латвии: Auzes, Auzas, Auzene и происходит от корня auzãjs "стебель овса, солома". Название реки Скалба происходит от литовских слов skalbŷnė "место стирки", skalbti "стирать, полоскать одежду". Руза сопоставляется с латышским словом ruosa и со многими балтоязычными названиями рек в Прибалтике: Раузе, Роусе, Руз и др. К северу же и северо-востоку от Москвы появляются и постепенно начинают преобладать названия, связанные с финно-угорскими языками. Мещера и т.д.
О проживании голяди в Западном Подмосковье свидетельствует Ипатьевская летопись. Под 1147 годом сообщается, что суздальский князь Юрий Долгорукий, претендовавший на киевский престол, пошел с войском на Новгород Великий, а черниговскому князю Святославу Ольговичу повелел воевать Смоленскую волость. Последний принял это предложение и захватил часть смоленских земель в бассейне р. Протвы, притоке Оки, заселенных голядью - "...
и шед Святославъ и взя люди Голядь, верхъ Поротве..." -записал летописец (ПСРЛ, 1962, с. 339).
К голяди Подмосковья может относится и сообщение летописей под 1058 годом о победе Изяслава Ярославича над голядью (ПСРЛ, 1962, с. 114). Нередко это трактуется как свидетельство военного похода Изяслава в Галиндию (Пашуто, 1959, с. 11). Однако Изяслав в эти годы находился на Смоленщине и в Северо-Западной Руси, был занят "установлением" этих земель и вряд ли оттуда мог организовать поход в далекую прусскую Галиндию. Более того, с той же смоленской голядью, по-видимому, связано отмеченное летописями событие 1248 г.: "И Михаиле Ярославичъ московский убьенъ бысть от Литвы на Поротве" (ПСРЛ, 1925, с. 38). Московский князь Михаил Хоробрит вынужден был снова отправиться на Протву, где и погибает в сражении с Литвой. Литва на р. Протве в середине XIII в. это - безусловно потомки голяди.
Из
http://www.tuad.nsk.…lindai.htmТам же есть карты захоронений, по которым можно проследить колонизацию Подмосковья. Обратите внимание на рис.3.
В общем, получается так - запад Подмосковья - балты, восток - меря и мещера, центр - вятичи. :-\
P.S. Да, относительно вятичей. С критикой утверждения о том, что вятичи - угро-финны можно ознакомиться здесь.
Почему вятичи не финно-угрыЧасть 1
http://aquilaaquilon…30339.htmlЧасть 2
http://aquilaaquilon…30486.htmlПочему вятичи не негрыhttp://community.liv…51799.htmlДа, и еще - вот выдержка из нашумевшего интервью Алексеевой, с которым и полемизирует автор по вышеприведенным ссылкам.
Татьяна Алексеева: Москву как город мы можем изучать в основном по материалам ХVII - начала ХVIII вв. О более раннем периоде судить очень сложно - нет достаточных по численности антропологических коллекций того времени. Так что для антропологов Москвы как средневекового города, можно сказать, не существует. В отличие от древнего населения региона, на территории которого она образовалась.
? Кого же в таком случае вы предлагали изучать в качестве древнего населения города?
Татьяна Алексеева: Москвичей ХVI-ХVIII веков. Чтобы можно было понять, какой была история заселения города. Об этом, правда, можно судить и по онамастике, то есть данных о фамилиях, которые имеют жесткую приуроченность к географическим территориям. Такие исследования мы уже провели: по хранящимся в бывшей Ленинке старым книгам подсчитали, каков удельный вес разных фамилий у населения Москвы, и выяснили, откуда эти фамилии пришли.
? И что рассказала онамастика?
Татьяна Алексеева: Что основу древнего населения Москвы составляли потомки вятичей, пришедших из Подмосковья. Значительный процент населения - переселенцы из Рязани, то есть те же вятичи. Довольно весомая часть - приезжие из Новгорода, где обитали уже не вятичи, а словене новгородские. Небольшую часть московского населения составляли бывшие жители Смоленска, это уже кривичи. Кстати, если судить по фамилиям, Москву недолюбливали жители соперничавшего с ней древнего Владимиро-Суздальского государства - выходцев оттуда в городе почти не было. Все эти выводы можно проверить на антропологических материалах ХVI-ХVIII вв. Их у нас достаточно. В рамках проекта «Древние москвичи» мы предлагали изучить не только имеющиеся коллекции, но еще и материалы из захоронений при церковных приходах Москвы ХVIII века. В те времена жители разных улиц были «»"приписаны" к своим приходским кладбищам. Так что можно было бы узнать, как различалось население разных улиц. Этой темой занималась Татьяна Ивановна Трофимова. Первые результаты оказались чрезвычайно интересны. К примеру, Остоженка дала невероятно грацильный антропологический материал.
? Грацильный - значит мелкий?
Татьяна Алексеева: Да. Вообще-то вятичи - довольно мелкое население, и костяки у них хрупкие. Но жители Остоженки - просто малюсенькие.И все таки - откуда ваши источники по археологии Москвы? :-\