Михаил Бack ( Слушатель ) | |
06 июн 2015 22:35:29 |
OlegK ( Слушатель ) | |
07 июн 2015 06:30:45 |
Цитата: ЦитатаПРИКАЗ ДИРЕКТОРА И ГЕНЕРАЛЬНОГО КОНСТРУКТОРА
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ЭНЕРГИЯ»
№54 от 5 июня 1974 г
Во исполнение приказа Министра общего машиностроения СССР от 22/У-74г. в целях усиления работ по созданию тяжелых носителей, пилотируемых кораблей и станций, учитывая необходимость экономии средств,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Проектно-конструкторские работы по комплексам Н1-Л3 и Н1-Л3М (включая блоки Ср, Т5К), а также по носителям Р7М и H11 прекратить.
2. Изготовление деталей, узлов, агрегатов, приборов изделия 11А52 и головных блоков, предусмотренных планом 1974 г., на заводе ЗЭМ и в сборочно-монтажном испытательном корпусе остановить.
3. Тов.Козлову, Садовскому, Хомякову, Дорофееву, Борисову, Безвербому, Симакину, Овчинникову, Мельникову в 10-дневный срок представить перечень экспериментальных работ, проведение которых желательно и целесообразно продолжить для обеспечения новых проектных разработок.
4. Тов.Козлову, Ключареву, Самохину, Абрамову, Осташеву, Дорофееву, Борисову отозвать из служебных командировок рабочих, служащих, инженеров и техников, высвобождающихся в связи с выходом настоящего приказа, за исключением лиц, оставляемых для завершения работ, консервации производственно-технологического оборудования, сборочно-монтажных испытательных корпусов, заправочной станции, стартовой позиции 11П852 и окончания экспериментальных работ.
5. Тов.Совкову, Ключареву, Петрову с участием руководителей комплексов и Куйбышевского филиала подготовить в 2-х месячный срок предложения:
а) о прекращении договорных работ со смежными предприятиями;
б) о списании затрат по комплексам Н1-Л3 и Н1-Л3М;
в) о корректировке плана на 1974г. и проекта плана на 1975г.
6. Тов. Ключареву, Хомякову, Абрамову, Чертоку, Овчинникову, Мельникову, Осташеву с участием смежных организаций в 2-х месячный срок представить предложения по использованию производственно-технологического оборудования, сборочно-монтажных испытательных корпусов, заправочной станции, компрессорной станции и стартовой позиции 11П852, учитывая разработку новых тяжелых носителей.
7. Тов. Петрову откорректировать планы проектно-конструкторских комплексов и завода ЗЭМ.
ГЛУШКО
5.06.1974г
Арх. №13208, л. 15-16
Михаил Бack ( Слушатель ) | |
07 июн 2015 09:16:52 |
OlegK ( Слушатель ) | |
07 июн 2015 09:35:42 |
Цитата: ЦитатаВ 1964 году в СССР были начаты работы по программе «УР500К-Л1» (пилотируемый облет Луны) и «Н1-Л3» (посадка космонавтов на поверхность Луны). Для облета Луны в ОКБ-1 создавался двухместный облетный корабль «7К-Л1» (11Ф91). По программе «Н1-Л3» разрабатывался лунный орбитальный корабль - ЛОК (11Ф93), лунный корабль - ЛК (11Ф94), который должен был совершать посадку с одним космонавтом на поверхность Луны, а также ракета-носитель «Н-1», которая должна была обеспечить доставку к Луне ЛОКа и ЛК в составе лунного ракетного комплекса (ЛРК)-"Л3».В 1965 году в ЦПК была сформирована и приступила к тренировкам группа «лунных» космонавтов, которая в первую очередь начала готовиться к полетам по программе «УР500К-Л1». Несколько позже начались занятия и тренировки по программе «Н1-Л3».Программой «УР500К-Л1» предусматривалось сначала осуществить 10 беспилотных полетов корабля «7К-Л1» для полной отработки и испытаний всех бортовых систем корабля. Беспилотный вариант корабля «7К-Л1» впоследствии получил название «Зонд». 11-й и 14-й корабли должны были стартовать с экипажами на борту. При этом ставилась задача обеспечить приоритет СССР в первом пилотируемом облете Луны, так как в Соединенных Штатах также готовились к пилотируемым полетам на Луну по программе «Аполлон». В связи с этим первый пилотируемый облет Луны планировался на июль 1967 года.Из-за недостаточности финансирования, проектных и производственных мощностей, скудности испытательной базы, а также по другим причинам выдержать напряженнейший график создания, а затем подготовки к пускам кораблей «7К-Л1» не удалось. Кроме того, испытательные беспилотные полеты облетных лунных кораблей часто оканчивались неудачно из-за аварий ракет-носителей и самих кораблей.Первый корабль этой серии был запущен лишь 10 марта 1967 года под названием «Космос-146». При этом, из-за отказа в системе управления ракетного блока «Д» ракеты-носителя «Протон» (УР-500К), вместо разгона к Луне произошло торможение корабля, который по крутой траектории вошел в атмосферу Земли и разрушился.В том же году были предприняты еще три безуспешные попытки запустить беспилотный корабль «7К-Л1» к Луне. Корабль, получивший название «Космос-154» и запущенный 8 апреля, из-за отказа блока «Д» остался на орбите Земли. 28 сентября и 22 ноября во время выведения на орбиту произошли аварии ракет-носителей «Протон». Лишь 2 марта 1968 года с пятой попытки корабль, получивший название «Зонд-4», был успешно направлен к Луне.К моменту запуска «Зонда-4» из группы космонавтов, готовившихся по программе «УР500К-Л1», были сформированы три экипажа. Первый экипаж: Алексей Архипович Леонов и Олег Григорьевич Макаров. Второй: Валерий Федорович Быковский и Николай Николаевич Рукавишников. Третий: Павел Романович Попович и Виталий Иванович Севастьянов. Очередность экипажей условная, так как первый экипаж не назначался, хотя наиболее вероятным экипажем для первого облета Луны был экипаж Леонова.Во время полета «Зонда-4» Попович и Севастьянов находились в Евпаторийском Центре управления полетом, в специальном изолированном бункере, и в течение 6 суток вели переговоры с ЦУПом через ретранслятор «Зонда-4», имитируя, тем самым, полет экипажа к Луне и обратно. Перехватив шедшие с борта «Зонда-4» переговоры, специалисты НАСА, в первый момент, решили, что советские космонавты летят к Луне. Но вскоре все разъяснилось.Успешно облетев Луну, «Зонд-4» вернулся к Земле. Но из-за нештатной траектории снижения посадка СА должна была произойти в нерасчетном районе, где не было советских кораблей, предназначенных для поиска и эвакуации спускаемого аппарата корабля. Поэтому по команде из Центра управления полетом СА был подорван и его обломки упали в Гвинейский залив у берегов Африки.22 апреля 1968 года во время следующего запуска из-за сбоя в системе управления кораблем сработала САС, и полет был прерван. 15 сентября был запущен еще один корабль - «Зонд-5»,который облетел Луну и совершил посадку в Индийском океане. 10 ноября стартовал «Зонд-6», также облетевший Луну и совершивший посадку уже на территории СССР. Правда, эти полеты нельзя было считать полностью успешными, так как имелись отказы бортовых систем. В частности, при посадке «Зонда-6» на высоте несколько километров произошел отстрел парашюта, и спускаемый аппарат врезался в Землю, разбившись в лепешку.Из-за преследовавших программу «УР500К-Л1» неудач, постоянных выяснений и устранений причин аварий ракет-носителей и кораблей, дата запуска первого пилотируемого корабля все время сдвигалась. Учитывая недостаточную надежность ракеты-носителя «Протон» и корабля «7К-Л1»,ставилось условие, что пилотируемому полету должны предшествовать три подряд полностью успешных полета беспилотного варианта корабля.В конце 1968 года стало ясно, что США могут опередить СССР в первом пилотируемом полете к Луне. На 21 декабря 1968 года НАСА назначило полет КК «Аполлон-8»,который должен был выйти на орбиту вокруг Луны.В начале декабря 1968 года космонавты трех «лунных» экипажей написали письмо в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить лететь к Луне немедленно, невзирая на аварии ракет-носителей и кораблей, обосновывая свое решение тем, что пребывание космонавтов на борту корабля повысит надежность полета.Через несколько дней экипажи вылетели на Байконур и находились там в течение недели на тот случай, если поступит срочное указание запустить пилотируемый корабль. В это время космонавты усиленно тренировались на тренажерах и были готовы стартовать в любой момент.Но решения о запуске пилотируемого космического корабля «7К-Л1» не последовало. 21 декабря «Аполлон-8» с тремя астронавтами на борту направился к Луне и 24 декабря вышел на эллиптическую орбиту вокруг нее. Совершив 10 витков, корабль перешел на траекторию полета к Земле и 27 декабря благополучно приводнился в Тихом океане.Через 9 дней после завершения полета «Аполлона-8», 5 января 1969 года, в СССР был запущен еще один беспилотный корабль «7К-Л1» и вновь неудачно. Во время выведения из-за неполадок в двигателях РН, она была подорвана.Вскоре пилотируемые полеты по программе «УР500К-Л1» были отменены, так как после триумфального полета «Аполлона-8» полеты советских космонавтов с облетом Луны потеряли смысл. СССР проиграл первый этап «лунной» гонки. Задача, ставившаяся перед программой «УР500К-Л1»,не была выполнена. По этой причине полеты советских космонавтов к Луне не состоялись. Подготовка космонавтов по программе «УР500К-Л1» была прекращена.
8 августа 1969 года и 20 октября 1970 года были запущены еще два беспилотных корабля «Зонд-7» и «Зонд-8»,которые совершили облет Луны и благополучно вернулись на Землю. После этого программа «УР500К-Л1» была окончательно закрыта.
OlegK ( Слушатель ) | |
07 июн 2015 09:58:27 |
Цитата: ЦитатаЗвонил секретарь ЦК КПСС Д. Ф. Устинов. Он сообщил, что американцы официально объявили: «21 декабря 1968 года корабль «Аполлон-8» с тремя астронавтами на борту (Фрэнк Борман, Джеймс Ловелл и Уильям Андерс) взлетит в космос с помощью ракеты «Сатурн-5», сделает 10 оборотов вокруг Луны и вернется на Землю». Устинов спросил: «Чем мы ответим на этот полет?» Тюлин, Мишин, Мордасов и я посоветовались со специалистами, проанализировали все наши возможности и доложили Дмитрию Федоровичу полученные нами выводы:1. У нас нет готового ответа на полет «Аполлона-8» — мы должны продолжать выполнение своей программы полетов, не приспосабливая ее под американские трюки.2. Объявленный американцами полет «Аполлона-8» — это авантюра, которая может закончиться очень печально: США не имеют опыта беспилотных облетов Луны, к тому же из двух выполненных пусков ракеты «Сатурн-5» один был неудачный.3. Надо широко опубликовать нашу программу полетов корабля Л-1 (шесть технологических пусков) и показать всему миру всю серьезность и тщательность нашей подготовки к полетам людей на Луну, а также огромный риск, на который идут США, посылая астронавтов в облет Луны без необходимой проверки ракеты, корабля и трассы полета.
Мы доложили Устинову наши конкретные планы на ближайшие два месяца. В декабре сего года мы должны выполнить еще один технологический пуск корабля Л-1 и впервые вывести в космос нашу самую большую ракету Н-1 с технологическим кораблем Л-3. К январю 1969 года мы готовим облет Луны кораблем Л-1 с двумя космонавтами на борту и высадку на ее поверхность автоматической станции Е-8 с лунным самоходным аппаратом — луноходом. Кроме того, в январе должен состояться пуск двух пилотируемых «Союзов» (вариант «1+3») со стыковкой и переходом двух космонавтов из пассивного корабля в активный.
Цитата: ЦитатаПочти два часа беседовал с Главкомом о наших планах на ближайшие 3–4 месяца. Надо признать, что над нами довлеет намерение США осуществить 21 декабря пуск «Аполлона-8» с тремя астронавтами на борту в облет Луны. Правда, на вопрос начальства: «Чем ответим американцам?» — мы стараемся не давать скоропалительных обещаний и защищаем ранее намеченные планы и сроки пусков. Американские, да и западноевропейские газеты, пытаясь напугать нас перспективой того, что мы не будем первыми на Луне, идут на откровенные провокации и много пишут в эти дни о «намерениях Советов послать людей в полет вокруг Луны раньше американцев», называя даже конкретные сроки такого полета — 8–12 декабря. Нет, мы не будем пытаться осуществить такой полет в декабре этого года, более того, мы не планируем выполнить его раньше февраля-марта 1969 года.
OlegK ( Слушатель ) | |
07 июн 2015 06:35:10 |
Цитата: ЦитатаЦК КПСС
В соответствии с постановлением ЦК КПСС от 17 мая 1974 года для решения военных, народнохозяйственных и научных задач Минобщемашем совместно с Минобороны СССР и Академией наук СССР разработана комплексная ракетно-космическая программа (НПО "Энергия" — головной исполнитель по программе в целом), предусматривающая создание в 1975-1990 годах:
— базовой модульной двухступенчатой ракеты-носителя РЛА-120 максимальной грузоподъемностью 28-30 т на северо-восточную орбиту и 24-25 т на южную (синхронно-солнечную) орбиту;
— постоянной орбитальной станции массой до 150-170 т, собираемой на орбите из модулей, автономно выводимых ракетой-носителем РЛА-120;
— многоразовой транспортной космической системы МТКС грузоподъемностью до 35-40 т на северо-восточную опорную орбиту, до 20-23 т на синхронно-солнечную орбиту и обеспечивающей возвращение из космоса на Землю объектов массой до 20 т;
— тяжелой двухступенчатой ракеты-носителя РЛА-150, собираемой из шести блоков первой ступени РЛА-120 и кислородно-водородного блока МТКС с его двигателями и обеспечивающей с кислородно-водородным разгонным блоком:
выведение спутника массой до 40 т с мощной ядерной энергетической установкой на геостационарную орбиту;
выведение на орбиту спутника Луны комплекса массой 60 т для высадки на Луну 3-х космонавтов, с запасом расходуемых компонентов на 5 суток пребывания на Луне, и возвращения космонавтов на Землю, а также доставку на Луну дополнительными пусками РЛА-150 запаса расходуемых компонентов и технических средств, обеспечивающих длительное пребывание экспедиции на Луне.
В течение десяти лет 1975-198гг. обеспечивается выполнение основной части программы, решающей также приоритетные вопросы и восстанавливающей ведущую роль СССР в космонавтике. При этом имеется в виду начать летно-конструкторские испытания:
— базовой двухступенчатой ракеты-носителя РЛА-120 в 1979 году;
— постоянной орбитальной станции, обеспечив сборку на орбите первых двух модулей в 1980 году и функционирование станции полного состава в 1982 году;
— многоразовой транспортной космической системы 1-го этапа MTKC-1, выводимой на опорную орбиту ракетой-носителем РЛА-130в 1983 году;
— тяжелой двухступенчатой ракеты-носителя РЛА-150 в 1980г.
Осуществить экспедицию на Луну и начать военно-поисковые и научные исследования на постоянной лунной базе-станции в 1982 году.
Предусмотреть в дальнейшем развитие комплексной ракетно-космической программы, обеспечив:
— создание в 1988 году геостационарного спутника с мощной энергетикой;
— создание первой ступени ракеты-носителя типа тяжелого самолета многоразового использования для многоразовой транспортной космической системы II-го этапа МТКС-II к 1990 году.
Для минимизации средств и времени, необходимых для выполнения программы, создается единая система тяжелых ракет-носителей на базе модульных конструкций, что обеспечивает минимальное количество подлежащих разработке ракетных блоков, последовательность их отработки, использование для выполнения программы по мере разработки каждого блока и, наконец, обеспечивает программе гибкость и надежность, позволяя за счет изменения числа блоков гарантировать потребную грузоподъемность ракет-носителей.
С целью снижения затрат времени и средств на создание максимально унифицируются двигатели, системы управления, бортовые служебные системы, используемые на всех разрабатываемых объектах.
С этой же целью максимально используются с необходимыми доработками заделы по изделию H-I как материальные (техническая позиция со сборочным заводом на НИИП-5 МО, стартовый комплекс с двумя стартами, испытательные установки, двигатель 11Д57М конструкции завода "Сатурн" МАП и многое другое), так и опыт, приобретенный в процессе прежних разработок.
Для обеспечения надежной предполетной отработки ракетно-космической техники и выполнения программы пусков необходимо укрепление и развитие испытательной базы в Министерствах, в том числе строительство испытательных стендов и дополнительного стартового комплекса на НИИП-5 МО.
Предлагаемая комплексная ракетно-космическая программа позволит ликвидировать отставание советской ракетно-космической промышленности в области создания, тяжелых ракет-носителей. Максимальный полезный груз, выводимый отечественной ракетой-носителем УР-500 на орбиту ИСЗ, составляет 20 т, в то время как США располагают ракетоносителем "Сатурн-5" с полезным грузом на орбите ИСЗ до 135 т. Наличие у США тяжелого носителя позволило создать уникальную орбитальную станцию "Скайлэб", масса которой вместе с кораблем составляет 91 тонну. Используя ракету-носитель "Сатурн-5", США реализовали программу лунных экспедиций "Аполлон" и добились в области пилотируемых полетов на Луну убедительного превосходства. Помимо престижных задач американская программа "Сатурн-Аполлон" имела сильный политический резонанс и значительно повысила научный и технический потенциал США.
В нашей стране из-за отсутствия тяжелых ракет-носителей исследования Луны проводятся только автоматическими объектами.
Создание постоянной орбитальной и лунной базы явится крупнейшими качественно новыми этапами в развитии космонавтики, вызовет сильный резонанс в мировом общественном мнении, будет иметь огромное политическое и престижное значение и окажется наиболее эффективным в восстановлении ведущей роли Советского Союза в освоении космоса.
Космические транспортные системы нового поколения представляют интерес не только с точки зрения достижения научно-технических и прикладных целей, но, в первую очередь, с военной точки зрения; они позволят обеспечить доставку объектов в космос и возвращение их на Землю, перевод их с одной орбиты на другую с существенно меньшими затратами, осуществлять обслуживание и ремонт космической техники непосредственно на орбитах.
Полная стоимость комплексной ракетно-космической программы на период 1975-1990 годов, учитывающая расходы на опытно-конструкторские работы и капитальное строительство всех министерств и ведомств, участвующих в работах, составляет 25,3 млрд. рублей, включая резерв 3,5 млрд.рублей. Полная стоимость всех затрат в течение первых десяти лет (1975-1984 годы) составляет 19,6 млрд.рублей, включая резерв 2,7 млрд.рублей.
Комплексная ракетно-космическая программа (технические предложения) была рассмотрена Советом главных конструкторов, отраслевыми научно-исследовательскими институтами, научно-техническим советом Минобщемаша и комиссией Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленная вопросам.
Считаем, что реализация предлагаемой программы позволит еще более укрепить оборонное могущество СССР, ликвидировать в ближайшие годы отставание в области создания тяжелых ракет-носителей и обеспечить комплексное решение широкого круга оборонных, народно-хозяйственных и крупных приоритетных научных задач, а также укрепить политический и военно-промышленный потенциал.
Л.СМИРНОВ
С.АФАНАСЬЕВ
В.КУЛИКОВ
М.КЕЛДЫШ
В.ГЛУШКО
4.11.1974г
Арх. №13216, л. 192-195
viewer ( Слушатель ) | |
07 июн 2015 11:00:07 |
OlegK ( Слушатель ) | |
07 июн 2015 11:31:41 |
Цитата: viewer от 07.06.2015 09:22:53
OlegK ( Слушатель ) | |
07 июн 2015 11:38:22 |
Цитата: viewer от 07.06.2015 09:22:53
OlegK ( Слушатель ) | |
07 июн 2015 12:22:21 |
Цитата: viewer от 07.06.2015 09:58:12
viewer ( Слушатель ) | |
07 июн 2015 12:45:23 |
Цитата: OlegK от 07.06.2015 10:22:21
Удаленный пользователь | |
07 июн 2015 16:39:50 |
Цитата: ЦитатаНу хорошо. Посмотрим на голосовалку. Голоса разделены примерно 50:50; невольно вспомнишь блондинку, у которой спросили, как она оценивает вероятность встретить динозавра на вечернем променаде. «Я либо встречу его, либо нет, вариантов всего два, значит фифти-фифти».
Откуда же берутся 50% неверующих?
Цитата: ЦитатаИх порождает тот факт, что буквально каждый американский шаг «туда и обратно» подвергнут критике. От старта (не было достаточно мощной ракеты...)
Цитата: Цитата...до приводнения у борта авианосца (невозможная точность даже для схода с низкой круговой орбиты).
Цитата: ЦитатаЧем же уравновешена эта гора сомнений, почему каждый второй уверен, что США реально выиграли «лунную гонку»?
Цитата: ЦитатаГору сомнений уравновешивает простой факт: СССР, космическая держава N1, вёл подготовку к полёту на Луну и, как пишут участники, победа была рядом. Значит, для полёта на Луну нет каких-то преград вроде смертельной радиации.
Цитата: ЦитатаТак почему бы США не выиграть ЧЕСТНО?
Цитата: ЦитатаИз отчётов видно, как американцы спешили. Где СССР для полной отладки выполнял три запуска, американцы ограничивались одним «почти успешным».
Цитата: ЦитатаОни рисковали – и выиграли. СССР признал сей факт, свернув свою лунную программу...Вот по поводу «СССР свернул свою лунную программу». Ведь свернул же? Свернул, факт...
Цитата: ЦитатаОднако скептиков терзают смутные сомнения.
Цитата: Цитатапротивник поимел эффективную технологию, позволяющую с высокой надёжностью высаживать людей на небесные тела и возвращать обратно. Тем самым он получил возможность создавать долговременные обитаемые базы, военная ценность которых очевидна.
Цитата: Цитата1.
2.
3.
Цитата: ЦитатаС тех времён прошло полвека. Что мы видим, оглядываясь назад? Мы видим потрясающие достижения НАСА в части автоматических систем.
Цитата: ЦитатаОднако мы НЕ ВИДИМ ни малейших признаков наличия у НАСА «эффективной технологии, позволяющей с высокой надёжностью высаживать людей на небесные тела и возвращать обратно».
Цитата: ЦитатаЭта технология после Аполлона-17 таинственно исчезла.
Цитата: ЦитатаА после потери двух челноков пилотируемая космонавтика в НАСА вообще фактически сошла на нет.
Цитата: ЦитатаТаким образом, к теме «Американцы на Луне» нужно относиться, как к современному мифотворчеству.
Удаленный пользователь | |
07 июн 2015 17:25:37 |
viewer ( Слушатель ) | |
07 июн 2015 17:39:07 |