«Борьба с прошлым» как способ сохранения власти на УкраинеНалицо попытка переключения общественного внимания с социально-экономических проблемСобытия на майдане почти уже двухлетней давности запустили процесс переписывания истории на Украине, который продолжается по сей день.
О том, какую эволюцию претерпела интерпретация Великой Отечественной войны в официальной политике памяти на Украине за последнее время, рассказывает
старший преподаватель кафедры социологии Факультета социологии и права НТУУ «Киевский политехнический институт» Алексей ЯКУБИН:
- Политическая сфера строится на равенстве, это ее естественное состояние, тогда как общественная сфера – это сфера, где существует слишком много конфликтных интересов, слишком много отличий, и ее нужно регулировать политически очень осторожно и продумано, только в самых необходимых вещах. Тут я солидарен с аргументом философа Ханны Арендт о том, что цель политики — это гармонизировать общество, а не вносить в него дополнительный разлад и конфликт между различными группами.
По моему мнению, политика памяти, выраженная в законах и указах о памяти, очень часто пытается регулировать именно общественную сферу, тем самым внося больше конфликтов, чем примирений. Предлагаю детальнее рассмотреть в этом ключе украинскую ситуацию с официальной памятью о Великой Отечественной войне/Второй мировой войне.
На Украине по поводу Второй мировой войны и Великой Отечественной войны было издано два президентских указа: один вышел еще при Викторе Януковиче в 2012 году, второй при Петре Порошенко – в 2015 году. Если посмотреть на названия данных указов, то сразу же бросается в глаза их разная логика.
В первом указе говорится: «Про мероприятия, связанные с 70-летием освобождения Украины от фашистских захватчиков и 70-летием победы в Великой Отечественной войне». Во втором указе в названии уже совсем иной посыл: «Про мероприятия, связанные с празднованием в 2015 году 70-летия победы над нацизмом в Европе и 70-летней годовщиной завершения Второй мировой войны». Что мы видим: исчезновение понятия «Великая Отечественная война». Это понятие изгоняется.
Вкратце контент-анализ двух указов следующий:
В первом указе, указе Януковича, «Великая Отечественная война» упоминается 37 раз, всегда в позитивном контексте, «победа» — 24 раза, а «Вторая мировая война» не упоминается ни разу. Слово «фашизм» употребляется 18 раз в разных негативных вариациях и 2 раза употребляется слово «нацизм».
В указе Петра Порошенко «Великая Отечественная война» не употребляется вообще! 14 раз упоминается понятие «победа», 24 раза — «Вторая мировая война».
Очень интересный нюанс – ни разу не упоминается понятие «фашизма». Вместо «фашизма» активно используется понятие «нацизм». Последний нюанс мог бы стать темой для отдельного исследования.
Стоит также обратить внимание на методические рекомендации, которые распространяет Украинский национальный институт памяти (далее — УИНП), специальный государственный орган, созданный еще при президенте Викторе Ющенко для регуляции вопросов интерпретации прошлого, рекомендации, как правильно интерпретировать разные понятия.
В частности, там говорится, что корректнее употреблять вместо понятия «Великая Отечественная война» — «Советско-немецкая война». И это указано в официальном документе!
Понятие «фашистская Германия» предлагается заменить на «нацистскую Германию» или «Третий Рейх». «Фашистский блок» на Украине — на «СС», «немецко-фашистские захватчики» на «нацистские оккупанты», «фашистские пособники» на «коллаборационисты», «освобождение Украины от фашистских захватчиков» на «изгнание с Украины нацистских оккупантов», «великую победу над фашистской Германией» предлагают заменить «победой над нацизмом в Европе».
Кроме того, на государственном уровне есть попытки создания новых образов прошлого, в том числе и праздников. Например, введение нового праздника, который отмечает вся Европа: День памяти и примирения 8 мая. Также на Украине теперь будет на официальном уровне отмечаться 2 сентября как дата завершения Второй мировой войны.
И что важно: в указе Порошенко кроме ветеранов обозначены и другие группы лиц, которые вовлечены в память о Второй мировой войне. Так, к этим группам теперь относятся все борцы против нацизма, не только ветераны, но и представители украинского освободительного движения, УПА. То есть круг людей, которые вовлечены в празднование, теперь расширяется.
Изменяется и сама концепция Великой Отечественной войны/Второй мировой. Теперь героями являются не только советские ветераны, но также и украинцы, которые воевали в армиях Канады, США и других стран-союзников, и представители украинского освободительного движения, УПА. Это информация размещена на сайте Украинского национального института памяти, и это — тот материал, который предлагают рассказывать детям в школах.
Мы видим, как меняется ключевая концепция войны.Не секрет, что и георгиевская ленточка теперь не будет использоваться, она заменяется красным маком, новым символом, вместо 1941 г. появляется надпись 1939 — 1945 гг. И новый лозунг: «Помним – побеждаем».
Вторая мировая война теперь интерпретируется не как война украинского народа, а как нахождение Украины меж двух огней (на это прямо указывается в материалах к распространению УИНП).
То есть это была не война Украины, а Украина оказалось жертвой двух сторон: Советского Союза и фашистской Германии. В английской версии плакатов этот концепт звучит как Ukraine between the devil and the deep blue sea.
Эти последние попытки политического изменения конвенциональных интерпретаций о прошлом входят в противоречие с уже устоявшимися представлениями/памятью о войне и Победе в ней, характерными для большинства различных возрастных и социальных групп украинского общества.
Много вопросов среди граждан и в академическом сообществе вызывает сама по себе попытка и необходимость политически регулировать, без сомнения, сложную память о войне и тенденция официального отказа от Победы.
В конце прошлого – начале этого годов проводился опрос по всей стране, и оказалось, что, несмотря на все эти нововведения, 84% граждан позитивно оценивают победу Советского Союза.
Это официальные данные, которые говорят нам о том, что 9 мая – это одна-единственная дата, которая объединяет 84% населения современной Украины. Подавляющее большинство респондентов считают, что 9 мая – та дата, которая консолидирует народ.
На втором и третьем месте среди дат и праздников, объединяющих Украину, названы даты Крещение Руси и война под руководством Богдана Хмельницкого, но с гораздо меньшим рейтингом.
По данным опроса, к датам, которые разделяют людей, относятся даты создания УПА и создания Украинской Советской Социалистической Республики.
Правда, создание Украинской ССР поддерживают 47% опрошенных, а создание УПА – 40%, и 31% — не поддерживают создание УПА.
В рамках этого же опроса представлены данные о том, каких исторических деятелей поддерживают граждане Украины. Примечательно, что там нет ни одного из современных исторических деятелей.
Первое место занимает Ярослав Мудрый, второе Богдан Хмельницкий и далее – князь Владимир, то есть деятели прошлых лет, которых украинцы оценивают позитивно и память о которых активно культивируется в школьном курсе истории и в повседневной жизни.
Нам мой взгляд, ключевой проблемой Украины в вопросе современной официальной памяти о войне является попытка власти, заигрывающей с медийно активными правыми политическими силами и их идеологическими/партийными представлениями о прошлом – несмотря на доминирующие и конвенциональные общественные настроения в этих вопросах, о чем свидетельствуют приведенные данные опроса – менять некий образ прошлого в угоду этому сиюминутному политическому.
И во многом это, по сути, попытка переключения общественного внимания с социально-экономических проблем, которые есть сейчас, на борьбу с прошлым.
Это способ удержания и сохранения себя во власти, потому что с прошлым можно «бороться» вместо того, чтобы решать социально-экономические проблемы.Плюс изменение отношения к Великой Отечественной войне, превращение Великой Отечественной войны во Вторую мировой войну представляет собой следствие активно создаваемой сейчас политическим классом идентичности, с желанием власти создать латентную или антироссийскую новую гражданскую идентичность страны.
Россия в данном случае выступает в роли врага, вокруг которого должен консолидироваться украинский народ, и в этом ключе должна быть переосмыслена и Вторая мировая война в угоду политическому классу. То есть когда Россия – враг, то война уже не может быть «великой» и «отечественной», она превращается во Вторую мировую, а Украина – в жертву.
Если возвратиться к аргументу Арендт, отмеченному выше, современная политика, вместо того чтобы проводить идею равенства и структурного примирения, пытается вносить регуляцию в общественную сферу, нарушая конвенциональные – как показали опросы — представления, и деструктивно влияя на тот процесс мирного сосуществования разных образов памяти о войне, который не требовал вмешательства и мог бы решаться более мирно самим обществом.
Политический класс сознательно создает накал и противостояние в обществе, потому что именно в этом – в игре с прошлым – видит удержание власти сейчас.
Очень много об сём было сказано, в том числе и на ГА. Но тут приводятся некоторые факты, которые вряд ли кто то осмысливал или обсуждал в широком кругу. Вообще правильный ответ - начинать надо с децкого сада и школы.