Боевые действия на линии разграничения сторон конфликта в ДНР серьезно активизировались. Украинская армия предприняла попытки наступательных действий на Мариупольском направлении и усилила обстрелы в районе Горловки и Донецкого аэропорта.
Подлые приемы ВСУ
При этом на всех направлениях разведкой ополченцев фиксируется подтягивание к линии разграничения значительных резервов украинской армии, в том числе артиллерии калибром свыше 100 мм и танков, что является прямым нарушением минских договоренностей. Таким образом, если ранее можно было констатировать хотя бы относительную стабилизацию в зоне боевых действий, то сейчас ситуация довольно резко меняется.
«Активизация украинской армии наблюдается практически на всем фронте. Там, где нет прямого наступления, идут артиллерийские обстрелы, одни из самых мощных за все лето. Как всегда это происходит у ВСУ, точной дислокации подразделений армии ДНР у них нет, и чаще всего они бьют по жилым кварталам. Да уже не только по жилым кварталам. Убивая гражданских, украинские военные хотят воздействовать на ополченцев. Самый подлый прием современных войн», – пояснил журналисту Федерального агентства новостей депутат Народного совета ДНР и военный журналист Владислав Бриг.
«Взять Новоласпу (населенный пункт Тельмановского района, находящегося на линии разграничения – прим.) у них кишка тонка. Мы соблюдаем минские договоренности, у нас нет танков и тяжелого артиллерийского вооружения. Максимум, чем мы располагаем на линии разграничения, это стрелковое вооружение, минометы 82-мм и ПТУРы. Но этого оказалось достаточно, чтобы мы успешно отразили наступление. Но лично у меня создалось впечатление, что это не наступление. Это разведка боем. Так, что, всё еще впереди, я думаю», – рассказал журналисту Федерального агентства новостей ополченец с позывным «Зенитчик».
Тактика гражданской войны
Стоит принять во внимание тактику, с помощью которой ополченцы, многократно уступая украинской стороне в количестве как техники, так и личного состава, уже более года не только успешно обороняются, но и периодически переходят в наступление. В тактике этой нет ничего нового, ее элементы зародились во время Гражданской войны в США в середине XIX века. А в окончательном варианте она была обкатана в ходе Гражданской войны в России 1918-22 годов. Это маневренная война с использованием подвижных резервов.
«Современные войны имеют маневренный характер. Линия фронта как таковая — это безнадежное прошлое. Современная военная теория говорит только о маневренной войне, тем более, что сейчас каждый солдат «на колесах». Одерживает победу тот, кто имеет лучшую выучку и лучше маневрирует. Количественное превосходство играет все меньшую роль. Судя по тому, что я вижу в Донбассе, украинская армия воюет по устаревшим советским лекалам, когда готовились к войне массовых армий. Поэтому украинская армия ведет себя неуклюже, демонстрируя полную неспособность маневрировать. Это фатально для нее», – объяснил журналисту Федерального агентства новостей начальник управления отечественной военной истории Института военной истории Министерства обороны РФ Владимир Дайнес.
Проще говоря, если вернуться к реалиям войны в Донбассе, протяженность фронта вокруг Донецка не позволяет ополчению создать сплошную непрерывную укрепленную линию. Поэтому армия ДНР контролирует лишь основные транспортные пути и решающие высоты вдоль линии соприкосновения с ВСУ. Но, имея мощные подвижные резервы во втором и третьем эшелонах, ополчению удалось добиться их высокой мобильности и в решающий момент сосредотачивать превосходящие силы на нужном направлении.
С этой точки зрения отвод тяжелой техники даже выгоден армиям ДНР и ЛНР. Основная масса техники ополчения и так была во втором эшелоне, в готовности максимально быстро выдвинуться в решающем направлении. И понятна истерика украинской стороны, армия которой неспособна к таким маневрам, и их нежелание отводить вооружение калибром менее 100 мм.
Планы на осень
Но – вернемся к событиям последних дней. Так чего же добиваются украинские военные, и каковы их вероятные планы? Ответ прост: подготовка активных боевых действий в сентябре-октябре. И то, что мы видим, это, с одной стороны, разведка боем, а с другой, попытка занять выгодные позиции для развития будущего наступления.
В донецких степях август — самое жаркое время, большинство дорог грунтовые и очень пыльные. Обслуживание техники, как и ремонтные ресурсы, это одно из самых слабых мест украинской армии. Воздушные фильтры танков и самоходных установок – это ахиллесова пята гусеничной техники. Конец сентября – начало октября – вот идеальное время для возобновления военных действий.
Что же касается конкретных планов наступления, то тут Генштаб ВСУ оригинальностью не блещет. Украинская армия продолжает выполнять прежний план тройного удара по Донецку. Именно Донецк, по мнению украинских военных, является ключевой точкой всей войны. Падение Донецка будет означать уничтожение ДНР, и в этом есть резон.
Отдельно стоит упомянуть ситуацию вокруг донецкого аэропорта. Для украинской стороны это — непрекращающиеся фантомные боли. ВСУ до последнего момента не хотели признавать потерю контроля над территорией аэропорта, рассказывая о неких оборонительных позициях «у западной ограды аэропорта». Да и вообще потери Минобороны Украины признавать не хочет, занижая их в десятки раз.
Итак, подытожим. Сил у украинской армии пока вполне хватает на наступление сразу по нескольким направлениям. Это фронтальный лобовой удар по самому Донецку со стороны Марьинки, главной задачей которого является, не считаясь с потерями (а к потерям украинская сторона привыкла), любой ценой перенести боевые действия в пределы городской черты, непосредственно на западную окраину Донецка. Это сильно затруднит действия артиллерии ДНР, которой придется либо обстреливать кварталы собственного города, либо снизить интенсивность контрбатарейной борьбы. Украинским же артиллеристам совершено все равно, откуда стрелять по центру Донецка.
На севере украинская армия намерена, используя остатки Дебальцевского выступа как плацдарм, развить наступление на Дебальцево с последующим выходом на Шахтерск, Торез и Красный луч. Таким образом, будут перерезаны две главные автотрассы, соединяющие Донецк и Луганск, – М04 и Н21. В практическом плане это будет полуизоляция Донецка.
Под прицелом — граница
Но самое интересное происходит на Мариупольском направлении. ВСУ в понедельник, 10 августа, предприняли масштабное наступление на Новоласпу и Белую Каменку. Цель этого наступления может показаться неочевидной, ведь украинская армия рискует попасть в новый котел (и возможно попадет). Гораздо логичнее выглядели бы попытки возобновить боевые действий в районе Широкино и, имея защищенный Азовским морем правый фланг, попытаться вернуть себе Новоазовск – и уже тут повернуть на север и поставить под угрозу окружения силы ополчения.
Но если мы взглянем на карту шире, то увидим весьма простую вещь: именно район Новоласпы и Белой Каменки находится ближе всего к границе с Россией. Именно отсюда можно нанести удар с целью выхода на границу и отрезать от Донецка новоазовскую группировку армии ДНР. И вот, уже 11 августа, разведка ополчения зафиксировала стягивание крупных сил ВСУ южнее Новоласпы к Гранитному.
Таким образом, можно предположить: именно тут, в Тельмановском районе Донецкой области, развернутся главные трагические события ближайших месяцев. Похоже, что вопреки природе и ожиданиям синоптиков, осень в Донбассе будет «жарче» лета.