Продажи «голубого топлива» в Европу рекордно растут. Это шанс на срыв попыток Запада изолировать Россию
«Газпром» во втором квартале 2015 года сумел переломить тенденцию на снижение поставок в Европу. Это следует из отчетности монополиста по РСБУ (российским стандартам бухгалтерского учета), сообщает «Коммерсант». Экспорт «голубого топлива» в Евросоюз по сравнению с провальным первым кварталом, вырос на 27,4% - до 34,8 млрд кубометров. Особенно быстро закупки наращивает Германия (прирост на 22,7% - до 11,7 млрд кубометров), Италия (на 40,7% - до 7 млрд кубометров) и Франция (82,5% - 2,7 млрд кубометров).
Получается, «Газпром» по итогам полугодия сократил экспорт газа на 14,8% (до 93,4 млрд кубометров), что сопоставимо с худшими результатами кризисного 2009 года. Однако рост экспорта в западном направлении дает надежду, что в целом в 2015-м году монополист продаст газа как минимум столько же, как в 2014-м. А скорее всего — больше.
Дело в том, что российский концерн по собственной инициативе ограничивал поставки в Европу с сентября прошлого года по март 2015-го. Это обстоятельство повредило статистическим показателям монополиста, зато заставило европейские компании активно расходовать свои запасы из подземных хранилищ. Итог таков — несмотря на то, что Западная Европа закупает российский газ более высокими темпами, уровень заполнения ее подземных газовых хранилищ (ПХГ) все еще ниже средних значений за последние годы.
На руку «Газпрому» играет в последнее время и Украина. В пятницу, 14 августа, глава украинского минэнерго Владимир Демчишин признал, что «незалежная» не сможет обойтись без российского газа. И что Киев «в ближайшее время» примет решение о возобновлении поставок из РФ. «Если же поставок российского газа все-таки не будет, надо рассчитывать на форс-мажорный сценарий», — констатировал министр.
Опасения господина Демчишина не лишены оснований.
По данным Ассоциации европейских операторов подземных газовых хранилищ (GSE), объем газа в подземных хранилищах Украины на 13 августа составил лишь 13,549 миллиарда «кубов». Между тем, к началу отопительного сезона для безопасного его прохождения зимой в украинские ПХГ нужно закачать не менее 19 млрд кубометров «голубого топлива». Недостающие 6 млрд кубов Киеву придется либо закупать у «Газпрома» напрямую, либо — из принципа! — получать из Евросоюза по реверсу. Но в последнем случае Европе придется быстрее обычного восполнять собственные запасы, опять же покупая газ у российского монополиста. Словом, как ни крути, европейцам придется раскошелиться.
Киев уже заявил, что ожидает получения в сентябре кредита ЕБРР на 300 миллионов долларов на покупку газа. Кроме того, он ведет активные переговоры со Всемирным банком о привлечении на те же цели 500 миллионов долларов, а также с Международной финансовой корпорацией (IFC) — о привлечении 200−250 миллионов долларов.
В итоге, у ЕС нет другого пути, кроме как возобновить сотрудничество с «Газпромом» в полном объеме. Тем более, ограничение добычи на крупнейшем в Евросоюзе газовом месторождении Гронинген привело к тому, что Нидерланды — третий производитель газа после России и Норвегии — в июле стали импортером газа. Это означает, что при нормальном раскладе «Газпром» в этом году может увеличить экспорт в ЕС на 20%, приблизившись к рекорду 2013 года (137 млрд кубометров).
Выиграл ли «Газпром» торговую войну с ЕС, и как это укрепляет геополитические позиции России?
— То, что «Газпром» наращивает объемы продаж газа в Европу, стратегически важно для России, — считает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. — Традиционно летом закупки «голубого топлива» идут медленнее. Сказывается, во-первых, сезонность — зимой потребление всегда растет, а за ним растут и закупки, во-вторых — нынешняя низкая цена на газ.
Эта низкая в долгосрочной перспективе цена на «голубое топливо» «убивает» альтернативные источники энергии. Прежде всего — возобновляемой. И сланцевые проекты. Такая энергия была бы выгодной и рентабельной на фоне высоких цен на нефть. Но сейчас ситуация прямо противоположная, и страны Европы заинтересованы в покупке дешевых углеводородов.
Надо понимать, что в ценах на газ прослеживается следующая зависимость: если сегодня нефтяные цены достигли «дна» — через полгода снизится цена на «голубое топливо» у российского концерна. На второй квартал 2015 года как раз пришелся пик снижения цен после того, как упали нефтяные котировки. Этот фактор тоже подтолкнул страны Европы к активизации закупок газа.
Сработали и дополнительные факторы. Летом Украина заполняет свои ПГХ. Европе важно, чтобы хранилища «незалежной» были заполнены под завязку. Дело в том, что их европейцы рассматривают как собственный резерв, который, при необходимости, пойдет в направлении ЕС.
Плюс к тому, Европа сейчас перестраховывается. Европейцы помнят, как осенью 2014 года Германии срочно пришлось закачивать газ в ПГХ, чтобы избежать рисков срыва поставок из-за ситуации на Украине. Эти же мотивы двигают европейцами и сегодня.
Словом, европейцы просто вынуждены выстраивать корректные партнерские отношения с «Газпромом».
«СП»: — Европа больше не рассчитывает на иранский газ?
— Цены на углеводороды летом маневрировали и снижались во многом из-за иранской «сделки века». Но теперь, судя по последним сигналам из США, иранская сделка может быть отменена. А реальных альтернатив российскому «голубому топливу» в ЕС не видно.
В итоге, сегодня в ЕС складываются условия, при которых «Газпром» может весьма полно реализовать свой экспортный потенциал.
«СП»: — Есть ли нам смысл продавать много газа задешево?
— «Газпром» на нынешних поставках много не заработает — это факт. Но зато эти поставки, бесспорно, усилят позиции России в ЕС с геополитической точки зрения.
Привязка здесь простая. Чем больше объемы продаж «голубого топлива» — тем больше зависимость ЕС от России. Чем больше зависимость — тем больше возможностей для Москвы влиять на Брюссель.
Российский монополист может продать европейцам сколько угодно газа по низким ценам — альтернативы ему нет. Можно сказать, дешевый газ «Газпрома» имеет для России более высокую политическую цену.
Например, дешевый российский газ поможет торпедировать систему изоляции РФ, которая сейчас выстраивается. Я уже не говорю о минимизации различных враждебных действий, вроде призывов в рамках санкционной кампании вообще отказаться от закупок российского «голубого топлива».
«СП»: — Сможет ли Россия использовать усиление своих «газовых» позиций, чтобы повлиять на ситуацию вокруг Донбасса?
— Экономика всегда — кто бы что ни говорил — является важным фактором политики. Причем, чем сильнее экономическая зависимость Евросоюза от России, тем сложнее различными политическими процессами эту связь порвать.
Нынешние успехи «Газпрома» — уже важный фактор ограничения возможностей ЕС по введению следующего этапа санкций. Возможно, европейцы расширят санкционный персональный «черный список», но на деле они будут заинтересованы сохранить стабильные отношения с Москвой.
«Газовая» экономическая связка будет и важным фактором переговоров по Украине. Причем, нынешний момент — особо важный.
Осенью 2015 года пройдут выборы в Донбассе, что является одним из важнейших этапов Минских соглашений. Осенью активизируется и энергетический вопрос вокруг российского «голубого топлива». Это создает хороший плацдарм для переговоров России и Евросоюза — с тем, чтобы европейцы мотивировали главу украинского государстваПетра Порошенко скорректировать позицию по выборам в Донецкой и Луганской республиках. Как известно, Киев хочет провести там выборы по собственным правилам, и сразу взять под контроль границу между республиками и Россией.
И надо понимать: если из-за ослабления экономического потенциала России ее возможность оказывать давление на ЕС уменьшится, Киев сможет делать с Донбассом все, что ему угодно. А «мировое сообщество» будет все это называть исполнением Минских соглашений.
Словом, «Газпром» вновь превращается в важный геополитический инструмент России. И это не может не радовать…
— Европейцы с начала лета действительно активно закачивают газ в ПГХ, — отмечает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — Газовые хранилища Германии и Франции, стран Центральной Европы заполнены сейчас только на 50−70%. В лидерах Италия — у нее хранилища заполнены более чем на 70%. В целом, европейские потребители сегодня закачивают объемы на уровне исторических максимумов.
В этой ситуации плохие показатели «Газпрома» по первому кварталу 2015 года объясняются просто. Зима в Европе была теплой, не возникало проблем с украинским транзитом, и потому газа в хранилищах осталось достаточно много. В итоге европейцы в первом квартале потребляли, в основном, газ из своих запасов, «прогибая» Россию экономически. Но сейчас ситуация улучшилась — Евросоюз спешит снова пополнить хранилища. И делает он это неслучайно.
ЕС вновь опасается срыва поставок из-за Украины. Правительство «незалежной» недавно заявило, что в ПГХ страны на 1 ноября должно находиться не 19 млрд кубометров газа, а всего-навсего 17 млрд. Это примерно соответствует объемам, которые были закачены в 2014 году, причем около 11 млрд «кубов» из них Украина потребила самостоятельно.
Сейчас очевидно, что Киев в своей газовой политике пытается придерживаться графика прошлого года: он принципиально не покупает газ у России, а берет его по реверсу, и делает запасы по минимуму. Но даже этого минимума Киев сегодня не может набрать: год назад на середину августа в украинских хранилищах было больше «голубого топлива» на 2 млрд кубометров.