Есть несколько толковых интервью эпохи перестройки с разными деятелями эпохи от рядовых до средних слоев. Например интервью 1986 г с директором овощного магазина.
Бытие торговли в эпоху социализма после Андропова, который устроил торгашам террор. И что в итоге? Оказалось, что в частности овощная торговля, в которой доминировали разнообразные шустрилы, от евреев в 60-х до кавказцев в 70-х от чисток только загибается. Потому что торговля так или иначе базируется на частном интересе и зажимая этот "интерес" получаешь "дулю" в системе социалистического идиотизма.
Скрытый текст
Вопрос: Считаете ли Вы, что если увеличить зарплату работникам торговли, то получение "левых" доходов станет для них ненужным?
Я не считаю, что "левые" доходы исчезнут, точно так же, как и "левые" расходы. Ситуация в советской торговле в принципе ненормальна. Ведь нигде в мире за исключением социалистических стран в торговле не стоит проблема точного (до сотых долей) определения доли испорченных овощей или фруктов в их общем весе. Учитывая, что фрукты и овощи - товар быстропортящийся, и учитывая, что скорость этой самопроизвольной порчи непостоянна, она зависит от многих факторов, я считаю эту задачу в принципе неразрешимой. Это особенно верно при нашей бесхозяйственности и низком уровне стандартизации продукции. Ведь у нас идея какая: за свой труд я получаю свою зарплату, и никаких других доходов у меня быть не должно. Предположим, по какому-то товару мне записали 2% отходов, а я уложился в 1,5%. Могу я взять себе сэкономленные деньги? В теории - нет, это нетрудовые доходы. А на практике, если я уложился в установленный процент, я сэкономленное беру себе, а если не уложился, то доплачиваю из собственного кармана. Это происходит на всех стадиях движения овощей с поля до магазина. Отсюда и возникают "левые" доходы, все остальное наслаивается на это. Уже по одной этой причине "левые" доходы будут у нас всегда, потому что всегда будут существовать "игры" с процентами. Я не знаю, как организована торговля на Западе, но мне кажется, что этой проблемы там нет. Если я принял партию апельсинов, то я их продаю и прибыль оставляю себе. Она составляет мой доход и мою зарплату. Никто не заставляет отчитываться, какая доля плодов оказалась испорченной. Правда, на Западе существуют очень крупные торговые фирмы. Может быть, в них возникают похожие проблемы. Об этом было бы интересно прочесть, но я, к сожалению, таких публикаций не встречал.
Еще одна причина - это невозможность выбора поставщиков. В конце концов, подсунуть плохой товар могут и на Западе. На Западе человек тоже может, не заметив, подписать не тот документ, и за это ему придется раскошелиться. Но в другой раз он у этого поставщика товар не купит, и в этом заключается главное право владельца магазина. Распорядителю магазина достаточно чисто визуально определить, что ему поставляют плохой товар, чтобы принять решение о смене поставщика. Никаких норм для этого ему определять не надо. Наша система плодоовощной торговли по своей сути нелепа, она находится в противоречии со свойствами товаров, с которыми она работает. А людям (материально ответственным работникам) приходится расплачиваться за эти нелепости собственной головой.
Поэтому я считаю, что изменить что-то в торговле очень сложно. Давать рекомендации может только непосвященный человек. Я ухожу из торговли гораздо более пессимистически настроенным, чем пришел туда. Как можно дать хозяйственную самостоятельность магазинам, если поставки товаров идут с базы, к которой ты прикреплен? Нужно создавать независимую сеть поставок от поля до магазина, только тогда может быть хозяйственная самостоятельность. Фактически торговлю надо будет создавать заново. Я плохо представляю себе, как в нашей системе может функционировать частная торговля. Но если не сделать ее частной, то улучшить ничего нельзя. Этот вопрос неразрешим. Никаких идей нет. Игра без правил сохранится в любом случае.