Братья Чаушеску
До сих пор точно не установлено, как и когда именно основной советский танк Т-72 попал на испытательный полигон американской фирмы «Крайслер», известной в военном мире как alma mater танков М1 «Абрамс». Но причина понятна: в 1980 году на заводе в городе Лайма (штат Огайо) выпущен первый образец «Абрамса», и фирму мучил вопрос: а вдруг Т-72 лучше их детища?
© war-book.ru
Серийный танк Т-72 образца 1975 г.
К тому времени «семьдесят второй» уже семь лет находился на вооружении Советской армии и начал поступать в страны Варшавского договора. Считалось, что вооружённый 125-мм гладкоствольной пушкой, оснащённый современной электроникой Т-72 не имеет себе равных. Поэтому американцев интересовало в советском танке буквально всё: толщина брони, конструкция системы лазерной наводки и т.д. И за океаном решают приобрести «семьдесят второй» через одну из социалистических стран, куда они начали поставляться.Выбор пал на Румынию. У разведывательных кругов США уже был опыт сотрудничества с некоторыми румынскими должностными лицами, прямо выходящими на родственников тогдашнего президента Николае Чаушеску. К слову, Румыния продавала устаревшее советское оружие почти открыто. Причём, избавляясь от списанных вооружений, Чаушеску не ставил в известность Москву.
Сведения о подобной «утилизации» советской боевой техники впервые появились в западной печати в июле 1979 года. «Вашингтон пост» привёл такие данные: в 1970-х США закупили в странах Варшавского Договора вооружения на сумму в 250 млн долларов.
© impact.ro
Румыния продавала устаревшее советское оружие почти открыто. Избавляясь от списанных вооружений, Чаушеску не ставил в известность Москву.
Самыми авантюрными считаются попытки приобрести Т-72. Первоначально в операцию был вовлечён старший брат президента Марин Чаушеску, возглавлявший румынскую торговую миссию в Австрии и поднаторевший на оружейных сделках. Он и вступил в переговоры с американцами. Поскольку провал с Т-72 грозил мировым скандалом, в США решили приобрести советский танк «оптом» - вместе с партией устаревшего советского оружия.
Только после тщательной проработки сценария операции Марин вышел на своего брата Илие - в то время генерала, первого заместителя министра обороны и руководителя политуправления румынской армии. Если верить проведённому расследованию, Илие Чаушеску обсудил финансовую сторону сделки весной 1981 года в Вашингтоне. По договорённости 80% денег американская сторона должна была перевести государственному объединению «Ромтехника», официально торговавшему вооружениями, остальные - на его и Марина счета в швейцарский банк. Тогда же американцы согласились в случае провала предоставить братьям Чаушеску политическое убежище.Операция началась весной 1981 года. В порт Констанца вошёл корабль под греческим флагом, в экипаже только один американец - дублёр капитана. Т-72 должен был «затеряться» среди бронетранспортёров, артиллерии, другого «военного хлама» советского производства. Но когда стало известно, что к Констанце приближаются советские подводные лодки, принимавшие участие в учениях, нервы у торговцев оружием дрогнули, и в последнюю минуту братья протрубили отбой.
Правомерен вопрос: знал ли о продаже советского оружия сам Николае Чаушеску? После шума, поднятого тогда в печати, проскальзывала мысль: дескать, сделка с оружием была невозможна без одобрения руководителя Румынии. Но это, понятное дело, только предположения....
Обычное дело
Впрочем, советские танки интересовали не только военное ведомство США. В октябре 1991 года, уже на закате Советского Союза, танки с клеймом «Сделано в СССР» чуть не уплыли в Тель-Авив. А в роли экспортёров выступила немецкая разведывательная служба БНД.
Афера вскрылась благодаря чистой случайности: гамбургская полиция, совершая обычную процедуру контроля экспортных грузов, действовала педантично по инструкции.
В итоге на контейнеровозе «Пальма 11» было зафиксировано некоторое несоответствие между накладными и фрахтом - вместо сельскохозяйственных машин в трюме находилось 14 танков советского производства и другая военная техника из арсеналов бывшей Национальной народной армии ГДР. Адрес получателя - Израиль, адрес отправителя - Федеральная разведывательная служба (БНД), пытавшаяся скрыться под вывеской транспортной конторы.Как водится, заместитель председателя правительства Ноберт Шефер объявил тогда, что официальный Бонн знать ничего не знал о готовящейся сделке, а танки направлялись по просьбе израильской разведки «Моссад» - для проведения испытаний их военно-технических характеристик, ведь именно такие машины находятся на вооружении у соседей Израиля. И вообще, добавил Шефер, подобные услуги, которые временами оказывают друг другу разведслужбы, - дело обычное.
© pixabay.com
На контейнеровозе «Пальма 11» было зафиксировано несоответствие между накладными и фрахтом - вместо сельскохозяйственных машин в трюме находилось 14 танков советского производства и другая военная техника.
Пополнение коллекции
Надо признать, интерес западных фирм и спецслужб к советской технике был колоссальным. Испытывали интерес к успехам зарубежных коллег и наши научно-производственные объединения. Один из павильонов музея бронетехники в подмосковной Кубинке целиком посвящён американским машинам, в том числе и послевоенного производства. И первый в ряду М24 «Чаффи» - танк очень похожий на Т-34. Машина попала к нам в 1953 году из Кореи, где находясь на вооружении разведывательных подразделений США. Танк был подбит, а затем подарен северокорейцами СССР.
Тогда же из Кореи прибыл и М46 «Паттон 1». На нём доводились до совершенства агрегаты и системы для новых модификаций машин (М47 уже стал массовым танком НАТО). Наши специалисты обратили внимание на цельный литой корпус, на мощное вооружение - 90-мм пушку, на совершенные для того времени механизмы управления огнём. Но позаимствовать советским танкостроителям было особенно нечего. Ибо в СССР уже готовился к выпуску Т-54 и производился тяжёлый танк ИС-3 - на тот момент лучшие машины.А в 1962 году в Кубинку доставили американский танк М41 «Уокер Бульдог» - разведывательную машину с хорошей подвижностью и мощным вооружением. Она была добыта кубинцами в 1961 году во время карибских событий, и Фидель Кастро подарил её советской стороне. Система стабилизации вооружения, две радиостанции, новый двигатель стали объектом тщательнейшего изучения в СССР.
© ru.wikipedia.org/Галин В.П.
Танк M41 «Walker Bulldog» в Бронетанковом музее в Кубинке.
Есть в музее и английские танки: «Центурион-3», «Центурион-10» и «Центурион-13». Первый попал сюда, как и два американских, с полей сражений в Корее. Хранители музейной техники вспоминают, что пришёл он обгоревший, видимо, хорошо по нему поработали северокорейские артиллеристы. Две другие машины семейства «Центурион» поступили позже, в начале 1970-х годов из Египта. Арабы захватили эти танки у израильтян в ходе боёв. Имея сейчас на руках тактико-технические характеристики «Центурион-10», можно предположить: машина явилась хорошим подарком для советских специалистов. На ней стояла полуавтоматическая пушка - на то время это был рывок в танкостроении.
Нельзя не упомянуть ещё об одной английской машине - МК-5 «Чифтен». Этот тяжёлый танк, прежде чем стать экспонатом, побывал в различных переделках. В 1960-х, как только новая машина появилась в Англии, она сразу приглянулась шаху Ирана Мохаммеду Реза Пехлеви, денег у которого куры не клюют. И партия танков «Чифтен» направляется на Средний Восток. Но в 1979 году шах был свергнут и эмигрировал, а через год резко обострились отношения между Ираком и Ираном, и тегеранское руководство, возглавляемое Рухоллой Мусави Хомейни, бросило эти танки в бой. Машины сражались с советскими танками Т-55, Т-62, а затем и с Т-72. Как показал себя уроженец Британии? Вот данные из журнала боевых действий: иракская рота на Т-72 наголову разбила иранскую бригаду на МК-5. Впрочем, Т-72 - это танк уже более позднего поколения.
Когда Садам Хусейн в 1985 году в знак признательности подарил трофейный МК-5 «Чифтен» СССР, в Научно-исследовательском испытательном институте бронетанковой техники провели его тщательное обследование. Рассказывают, специалисты написали тогда хвалебный отчёт, что вызвало недовольство начальства...
© commons.wikimedia.org/wiki/User:Mike1979
МК-5 «Чифтен» в Бронетанковом музее в Кубинке. Танк захвачен Ираком в ходе ирано-иракской войны и передан СССР.
Каждая машина, оказавшаяся в Кубинке, для специалистов имеет свою ценность. Вот, например, французский танк АМХ-13 - машина старая, начала выпускаться в 1951 году для разведывательных и истребительно-противотанковых подразделений. К нам танк попал из Алжира, где был захвачен у французского экспедиционного корпуса, а СССР его подарил президент Алжира Хуари Бумедьен, причём подарил две машины. Кстати, это был первый в мире танк с автоматическим заряжанием орудия.
В музее в Кубинке имеются и израильские машины, точнее - американские с израильским акцентом. И тут тоже своя история... В 2016 году по решению президента России Владимира Путина из экспозиции музея Израилю был возвращён танк M48A3 («Магах-3»), захваченный сирийской армией во время Первой ливанской войны и переданный СССР. Взамен был доставлен однотипный танк с базы хранения БТТ Армии обороны Израиля, не имеющий для Тель-Авива исторической ценности.Также в арсенале музея есть танк М-48А-5 («Магах-5»), не представлявший в общем-то большого интереса для специалистов, тем не менее о нём знают почти все, кто связан с танкостроением в СССР и России. И вот почему. В своё время в нашей стране для танков была разработана система динамической защиты от кумулятивного снаряда. Суть её в следующем. На танк привариваются небольшие контейнеры со спецначинкой, срабатывающие при попадании кумулятивного снаряда и ослабляющие его «ударную» силу. Но у танкового руководства страны система вызвала раздражение: мол, зачем превращать танк в пороховую бочку? Работы свернули. Но вот приходит с Ближнего Востока машина М-48А-5, и инженеры видят: она оснащена той самой системой динамической защиты. Предположительно, разработка каким-то образом попала в США, а Израиль уже наладил выпуск защищённых контейнеров по американской лицензии.
Словом, российские, точнее советские, фирмы тоже внимательно следили за зарубежной «танковой мыслью».