Пример другой аграрной колонии по выращиванию ГМО-шных монокультур – обанкроченной соросятами - Аргентины, ничему не учит. несмотря ни на что, американский миф «аграрной сверхдержавы Юкрейн» (впервые в истории, если что))) в «кастрюлях» жив и «перемагает»!
Поэтому предлагаю здесь рассмотреть Зе-распродажу просто с экономической точки зрения, опуская идеологию - то, что сама земля для сельского жителя Украины – вещь сакральная и как он смирится(не смирится) с ее утратой – загадка «велика есть». Но здесь мы загадок постараемся избежать, обойдем и все «патриотические» вопли: от скакалок «Освобождения селян Зе-реформой» до плачей «Освобождения селян от земли Зе-зрадой», приведем лишь «сухие» цифры и факты.
Глава 1. Общие данные, которые (или которыми) вводят в заблуждение «еврооптимистов».
На Украине (с учетом неподконтрольных Киеву территорий) более 60 млн га земли (6 % территории Европы без России), из которых около 43 млн га (более 70%) - земли сельскохозяйственного назначения. Из которых, в свою очередь, около 17 млн. га (примерно 40%) - черноземы, которые составляют 8% мировых запасов. И как такое богатство оставить у народа Украины? Да никак!
Если украинские сельхозугодия составляют около 19% общеевропейских, то именно пашни – уже примерно 27% (то есть более четверти распаханных площадей Европы). Вообще, показатель площади сельхозугодий в пересчете на душу населения самый высокий среди европейских стран и составляет 0,9 га, а пашни - 0,7 га (средний показатель по Европе - 0,44 и 0,25 га соответственно).
На Украине высочайший уровень распаханности - более 54% территории страны (в среднем по Европе не превышает 35%). Однако у этой «медали» есть и обратная сторона: лесистость территории Украины составляет лишь 15 %, что явно недостаточно для обеспечения экологического равновесия (средний показатель по Европе – 25/30%). Уже сейчас на Украине более 1,1 млн. га деградированных, малопродуктивных и техногенно-загрязненных земель, подлежащих многолетней консервации и около полумиллиона га земель, требующих рекультивации и малопродуктивных угодий, нуждающихся в дорогостоящем и длительном улучшении. Которыми никто, разумеется (при чем тут «разум»?) заниматься не собирается.
Так как севооборот на Украине почти повсеместно не соблюдается (в подавляющем большинстве случаев культура возвращается на прежнее поле через два-три года при рекомендуемых через шесть - семь лет) – украинская земля «ударными темпами» теряет свое плодородие. Этому способствует и то, что вредные для почвы технические культуры (вроде подсолнечника, кукурузы и рапса) в некоторых (пока черноземных) областях занимают площадь более половины пахотных земель.
Хотя доля земель, выбывающих из сельхозоборота (как за счет эррозии почвы вследствие вырубки лесозащитных насаждений так и за счет уменьшения гумуса вследствие нарушений севооборота, засева «техническими» и ГМО-культурами), постоянно растет, пока еще на Украине есть что «дерибанить».
В том числе, за счет уничтожения животноводства и распашки пастбищ. Без животноводства и большая часть сельских жителей стала не нужна, не нужно «эффективным собственникам» поддерживать сельскую «социалку» и инфраструктуру. Уже идет полным ходом сельское обезлюживание, с распродажей земли ( и новым «огораживанием») оно резко усилится. Вместо 30 % доли жителей села, получивших за счет продажи своей земли «подъемные» для обустройства на первое время в новых местах, доля жителей в украинских селах сократится до 5 - 10 процентов – охранников, чернорабочих, надсмотрщиков,. Те же механизаторы могут быть сезонниками из города либо гастарбайтерами.
Но вернемся к земле – самому лакомому куску украинской финальной распродажи.
Так, под действием моратория на куплю-продажу земли до «зе-реформы» находилось более 41 млн га - за исключением тех сельхозземель, которые были выделены селянам для ведения их подсобного и личного крестьянского хозяйства, садоводства и огородничества.
Эти более чем 41 млн. га делятся на две части:
1) около 31 млн. га - это земля в частной собственности, из которой почти 28 млн. га - частные паи примерно 7 млн. собственников, которые теоретически и могут выставить свою землю на продажу (в среднем размер пая составляет около 4 га), однако исключим отсюда земли на неподконтрольных территориях (Крым 26, 9 тыс. кв.км. + ЛДНР 15, 3 тыс. кв. км = 42, 2 тыс. кв.км. или 7 % территории бывшей Украины), земли в в полувековой аренде и еще более долгом эмфитевзисе (от 10 до 20 %, берем среднее – 15%) получаем 31 млн. га – 7% = 28, 8 млн. га – 15% = 24, 5 млн. га, которые теоретически могут быть выставлены на финальную распродажу;
2) более 10 млн. га - в государственной и коммунальной собственности, из которых 3,2 млн. га - в постоянном пользовании госпредприятий и армии, 2,5 млн. га - в запасе (не предоставленные в собственность и пользование), остальные - в аренде. Около 50% договоров аренды земельных участков сельхозназначения в госсобственности заключены на срок 49 лет. Так как в здравом уме никто (кроме долгосрочных арендаторов, но уже по символическим ценам) землю с полувековым обременением (полувековой арендой) не купит – на рынок теоретически может быть выставлено не более 5 млн. га «казенной» земли, из которых отнимем 7 % на неподконтрольных территориях и витоге получим 4, 6 млн. га.
Исходя из вышеизложенного, общий «теоретический» рынок земли на Украине может составить
29, 1 млн. га (24, 5 млн. га частной и 4, 6 млн. га «государевой»), для нашего подсчета округлим в большую сторону до «теоретических» 30 млн. га.
Какова «теоретическая» капитализация этого рынка? Сколько будет стоить украинский гектар на рынке после его открытия – «тайна велика есть», зависящая от множества факторов (климатическая зона, находится ли участок среди подобных, выставленных на распродажу либо отдельно, состав и состояние почвы участка, наличие подъездных путей не через «злых» соседей, политическая обстановка в стране, мировые цены на сельхозпродукцию и т.д. и т.п.).
Не будем «изобретать велосипед». Обратимся к специалистам ( во всяком случае, их так позиционируют украинские СМИ). итак, украинские эксперты предлагают ориентироваться на стоимость аренды сельхозземли. К примеру, руководитель отраслевой практики агропромышленного сектора компании KPMG по Украине А. Гаврилюк предположил: «Агрокомпании, которые обрабатывают землю, ежегодно платят собственникам определенную сумму и покупатель участка претендует на эти выплаты. Если ориентироваться на рынок жилья, стоимость объекта вложений приблизительно равна арендной плате за 15 лет». Средняя стоимость годовой аренды сельхозземли за 9 месяцев 2019 года составила 3,74 тыс. грн за гектар.
Таким образом, средняя рыночная цена продажи украинского гектара сельхозземли составит около 56 тыс. грн. за гектар ($2,3 тыс.). Дороже всего право использования сельхозземель в 2019 году обходилось в Полтавской, Львовской, Черниговской, Сумской и Ивано-Франковской областях. По словам А. Гаврилюка, цена аренды зависит от климатической зоны, продуктивности земли, близости к инфраструктурным объектам — элеваторам, железнодорожным веткам, портам и др.
Еще одним ориентиром может служить черный рынок. «Какой может быть стартовая рыночная цена земли уже сейчас можно узнать, зайдя на OLX. Ведь теневой рынок продажи паев активно функционирует», — предположил другой эксперт Д. Яблоновский. Например, в Запорожской области 5 гектаров выставили на продажу за $15 тыс. ($3 тыс. за гектар), в Винницкой области за 3 гектара просят $6 тыс. ($2 тыс. за гектар). В Черниговской области 8 гектаров продают за $12 тыс. ($1,5 за гектар), 10 гектаров под Кривым Рогом — за $12 ($1,2 тыс. за гектар). «Сейчас на теневом украинском рынке ориентировочная стоимость земли сельскохозяйственного назначения составляет $ 1,3-2 тыс. за гектар, в зависимости от показателей экономической привлекательности и ценности актива», — обобщил юрист ЮФ Totum Д. Савчук.
В целом, по самым «еврооптимистическим» прогнозам, цена среднеукраинского гектара составит порядка 2 300 долларов, по не таким, но все же еврооптимистическим – около 1 500 долларов за гектар. Округляем до 2 000 долларов и множим на «теоретические» 30 млн. га., получаем «теоретическую» капитализацию земельного рынка Украины в 60 млрд. долларов.
Много это или мало, надолго ли этого хватит? Если сразу оставшемуся (не вымершему и не разбежавшемуся) народу Украины раздать – то выйдет примерно по 2 000 долларов на душу населения. Все относительно - кому-то на вечер хватит, а кому-то и на год.
Но ведь все не получат – получат только продавцы, самый богатый из которых - «украинская держава». Теоретически это государство «разбогатеет» на более чем 9 млрд. долларов или на 216 млрд. грн. (по курсу 24). Ему это, прямо скажем – «как мертвому припарка». Согласно данных Министерства финансов Украины (которому никто не верит, но ладно) на 30.09.2019 г. совокупный госдолг Украины составлял: 1 997 752, 1 млн. грн. или 83, 24 млрд. долларов. Продаст держава свою землю – покроет 11% своих долгов. «Пэрэмога» это или «зрада»? Все относительно, но для подавляющего большинства граждан – «зрада зрадная».
А вот с частными продавцами ситуация сложнее. Многие из которых – сельские пенсионеры. Некоторым из них получить на руки «теоретически» сумму, эквивалентную 8 000 долларам (в среднем 4 га по 2 000 доларов за гектар), чтобы провести остаток дней в относительном достатке, а то и поддержать здоровье (многие старики для проведения неотложных операций уже фактически продали свою землю через полувековую аренду или эмфитевзис, правда, по цене в среднем в два раза меньшей) или чтобы помочь наследникам приобрести городскую недвижимость – желающие найдутся.
Вот только найдутся ли покупатели, если стариковский пай расположен в массиве не желающих продавать землю соседей – очень сомневаюсь. Впрочем, есть масса вымерших сел, есть мнодество вымирающих – в которых никого, кроме стариков, и не осталось. Так сколько же реально будет желающих продать землю? Вновь загадка…
Не мудрствуя лукаво, возьмем данные провластных «еврооптимистов» - «зеленых», тех, кто «Зе-распродажу» и замутил.
Опрос, проводившийся по заказу проекта USAID (куда же на Украине без USA?) "Агроинвест" в 2015 году показал, что 8 % владельцев сельхозземли хотели бы продать ее в первый год после снятия моратория. Другой опрос 2017 года, проводившийся Институтом аграрной экономики, показал, что доля желающих сразу продать сельхозпаи среди их владельцев составляет около 10%. Если тенденция роста желающих продать свою землю сохранилась, то в 2020 году их доля составит примерно 12 %. Да, не все желающие продадут свою землю в первый год.
По прогнозу «слуги народа», главы профильного комитета Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений Н. Сольского – ежегодно на Украине будет продаваться около 3% сельскохозяйственных земель в год. "То, что мы видим, по эмфитевзису, договорам аренды, и ожиданиям – приблизительно 3% земель в год будет продаваться. Это наша статистика, и она совпадает со статистикой стран, которые имеют схожую историю. В Молдове и других странах, где произошла распаевка, население продает около 3-4% земель в год", – сказал Сольский.
По его словам, на Украине за последние три года заключены договора эмфитевзиса и договора аренды более чем на 40 лет на 1,2 млн га. "Из 3 млн га земель личного крестьянского хозяйства (не бывшего под мораторием.) за последние два года уже продано 900 тыс., в том числе компаниям, фермерам". То есть, «зеленый» (во всех смыслах) «аграрий» подтвердил то, что мы всегда утверждали: фактическая распродажа украинской сельхозземли идет подным ходом давно. Формальное же снятие моратория к бурному росту продаж, соответственно и к увеличению «цены вопроса», не приведет. От перемены мест слагаемых сумма не изменяется.
Как бы то ни было, сами «слуги народа» планируют ежегодную продажу 3 % частных сельхозземель до того момента, когда все желающие это сделают (по самым «еврооптимистчным» оценкам половина владельцев земельных участков на селе согласны их продать). То есть, ежегодно примерно 0, 74 млн. га в год (3 % от 24, 5 млн. га) на сумму около полутора миллиардов долларов (напомню – мы берем «еврооптимистическую» цену в 2 000 долларов (которая не верна, о чем во второй главе). Но это получат продавцы.
Если получат. Тут россыпть «подводных камней». Первый из них: приоритет на покупку земельных участков получают арендаторы. Они смогут выкупать свои земли в рассрочку до 5 лет по цене, эквивалентной нормативной денежной оценке таких земель ( то есть по минимальной цене). Представим участок, переданный в аренду на 15-49 лет. Кто, помимо арендатора, станет его выкупать, чтобы получать 20-49 лет мизерную арендную плату с риском получить в результате окончательно «выжатый» участок? Ответ: никто, дебилы за границами украинского правительства, кончились. Соответственно, арендаторы – номинально «украинские» агрохолдинги (собственники которых – ТНК) могут при желании выкупить эту арендованную ими землю (разумеется не по цене аренды за 15 лет, а по минимальной нормативной денежной оценке, да еще и с рассрочкой на пятилетку). Зря что ли аграрное лобби в Зраде законы пишет? Вопрос риторический.
Вот в интересах скупки ТНК за бесценок украинского чернозема и проведены были и Майдан, и «Зе-реформа».
При любом раскладе, украинское государство не получит практически ничего – по Налоговому кодексу Украины (ст. 266) украинские продавцы земли уплачивают в бюджет 5 % от суммы сделки если «отчужденный участок пребывал в собственности продавца менее трех лет; налогоплательщик провел больше одной операции отчуждения недвижимости за отчетный год». Остальные налог не платят. А «остальные» в данной ситуации это почти все владельцы сельхозземли. Остается державе получать только 1 % госпошлины при оформлении нотариальной сделки купли-продажи, т.е. где-то 15 млн. долларов в госбюджет за год. Это, хохлопцы, - СУГС!
Вся распаханная земля Украины и сейчас не простаивает, просто после распродажи прибыль будет приносить уже не бывшему собственнику (например,- государству) или арендатору, а новому. От перемены мест слагаемых сумма не изменяется, вот только те же денежные потоки потекут уже в другие руки. Вот и вся «Зе-реформа».
Подобьем «бабки»: вследствие «Зе-распродажи» государство Украина за несколько лет «дерибана» земельной госсобственности «закроет» (при желании) 11% своего госдолга и станет получать по 15 млн. долларов в год госпошлин. Это и есть «приток инвестиций»? И этот «приток», напомню, еще посамому «еврооптимистическому» сценарию.
Однако и этого не будет. Почему не будет? Об этом во второй главе.
Глава 2. Аграрный пузырь лопнет, открыв земельный «Ящик Пандоры».
Даже ограниченных первой главой этой статьи инвестиций в Украину не будет. Не будет по куче оснований, в том числе - геополитических (которые для краткости опустим), но (затянув первую часть) – ограничимся тремя пунктами внутриполитических (правда, с подпунктами).
1) Украина – зона рискованного земледелия, но не по природным, а по политическим причинам:
1.1. Страна находится в состоянии хотя и вялотекущей, но войны. «Зеленый», майданный (по сути) режим не в состоянии ее прекратить (даже если желание появится). Когда он и дальше станет «шланговать» выполнять минские соглашения – это те же «потенциальные инвесторы» воспримут как отказ Киева от выполнения утвержденного ООН мирного плана. Соответственно, независимость народных республик Донбасса, годами терпевших по Минску роли «терпил безответных», теперь будет признана частью стран мира. Причем, в границах проведенных в 2014 году референдумов. А это – еще один (помимо Крыма) территориальный спор Украины, причем (в отличие от Крыма) в «горячей фазе». Многие ли инвесторы рискнут вкладываться в воюющую страну, заниматься в ней рискованным земледелием? Вопрос риторический. Это не простые («простота хуже воровства») решения по вывозу чернозема в Германию или Аравию, либо кратковременный(«ударный») «выжим» почвы вредными для нее культурами. А те, кто «хуже воров», если и платят, – то копейки, практически – за услуги по юридическому оформлению своей собственности.
1.2. Украина за последние 15 лет была дважды «отмайданена», то есть, лишилась законной власти вследствие инспирированных извне столичных госпереворотов. Кто в мире даст гарантии «потенциальному инвестору», что в ближайшем будущем место потенциального вложения его капиталов не будет замайданено очередным переворотом – каким-нибудь «Майданом Штайнмайера» или тем же «Земельным», которые отменят результаты «земельной реформы» Зеленского? Да никто! А оно ему надо такое «рискованное земледелие»? Вопрос вновь риторический.
1.3. Помимо возможных переворотов в столице, Украина действительно постепенно превращается в Дикое поле, в котором и власть, и авторитет центра (соответственно, и принимаемых им законов) скукоживаются подобно «шагреневой коже». Украинский селянин не обладает чувством «священной частной собственности» кого-бы то ни было (помимо него самого) на украинскую землю. Его попытались задобрить тем, что «нэнька москалям не достанется», но вряд ли он от этого проникнется «святостью» прав на родную ему землю всяких арабских шейхов, космополитичных банкиров, «своих» евроолигархов, китайских коммунистов, или кого-бы то (помимо него) ни было. И нового земельного собственника селянин вполне может встретить уже не вилами, а гранатами. Стоит одному участнику АТО, рванув на груди вышиванку, «заволать» (зареветь волом): «За шо я кров на Донбаси проливав, шоб одни ж…-ы иншим ж…-ам та чорным з вузкоглазыми нашу землю продалы?», как кровью захаркает вся «Евро-краина». Кому из «инвесторов» нужны риски, при которых его сожженные сельхозтехника и урожай покажутся еще не худшими вариантами? Риторика, риторика…
2) На Украине уже не возможно собрать новые массивы земель для экономически эффективной их обработки.
2.1. То, что было возможно собрать – давно собрали. Оттого не то что законодательно ограниченные 210 тысяч гектар, а цельные 10 тысяч га уже не соберешь – все давно поделено : «свято место пусто не бывает» даже под любым мораторием. Местечковые агробароны (агро-олигархи) давно прибрали себе все, что можно, заранее подготовившись к неизбежной распродаже украинской земли: они арендовали у селяян (часто – своих же работников) землю на длительные сроки, зачастую на десятки лет и ввели в земельное законодательство норму, согласно которой аренда не прекращается со сменой собственника земли. Поэтому «потенциальные» покупатели земли еще долгие годы будут получать (вместо продавших им землю селян) от агробаронов мизерную арендную плату – какому инвестору такое «украинское щастя» надо? Больше на риторические вопросы не отвечаем.
2.2. «Евраинские» агробароны давно вошли в кооперацию с теми же транснациональными корпорациями, создав совместно с ними крупнейшие «украинские» агрохолдинги – главные арендаторы (фактические владельцы минимум на десятилетия) украинской земли, выкуп у единичных продавцов не обремененной арендой земли («в шахматном порядке») среди массива арендованного агрохолдингом – не даст возможность обработки/посева/сбора урожая «окруженных» участков, приведет к многочисленным конфликтам, в том числе вооруженным – какому инвестору и такое «украинское щастя» надо?
2.3. Заставить продать землю не желающих ее продавать селян можно или «мягкой» или «жесткой» силой. «Мягкий вариант»: агрохолдинг- арендатор скупив часть арендованной земли, не желающих продавать поставил «на растяжку»: он перестает обрабатывать их землю (а то и платить арендную плату – идите в суды на годы), пускать к ней технику через выкупленные холдингом участки и т.п. Поэтому если не хочешь продавать – или обрабатывай сам, пробираясь к своей земле «перебежками», или трать деньги (откуда им взяться?) на украинское «правосексудие». Либо «жесткий» вариант «собирания земель нерусских»: в земельный «дерибан» для «патриотического воспитания» несогласных вмешиваются главный рейдер Евраины, ее верховный управитель Беня Каломойша и министр внутренних расправ Арсен Аваков со своими «демократизаторами» под свастиками - «Азовами»/«Национальными дружинами»/ «Гражданскими корпусами»/прочими «патриотами» и инфообеспечением всяческих помойных «миротоворцев». Эти найдут «путь к сердцу каждого несогласного украинца». Вот кому такое «украинское щастя» надо, а не пришлым «потенциальным инвесторам с чистыми руками».
3) Юридическую силу покупки украинской сельхозземли можно оспаривать годами (она не прошла «юридическую очистку»).
3.1. Купив украинскую госземлю, можно увязнуть в судах на годы. К примеру, первые украинские основополагающие законы утверждали, что земля – собственность народа Украины. Соответственно, другие ранние законы предполагали бесплатное наделение землей всего народа Украины, а не только селян. Теоретически, это и есть та самая государственная земля, которую ныне в первую очередь выставляют на распродажу. Купив ее, можно себе такой «гембель» приобрести (в том числе в европейских судах), что «мама не горюй». К примеру, до сих пор (уже 10-15 лет) тянутся суды по многолетним насаждениям: в период «прихватизации» сельхоззпредприятий «новые эффективные собственники» отжали виноградники и сады. Однако, по Гражданскому кодексу Украины, собственники земли (селяне) являются и собственниками всего, что на ней растет (тех же виноградников и садов). Вот и платят годами «новые садоводы и виноградари» взятки в судах высших инстанций, чтобы те возвращали иски в первую инстанцию – и так по бесконечному кругу украинской «Фемиды». А уж лишение всего украинского народа «святого» (освященного Конституцией) права на землю – повод к судебным разбирательствам на долгие десятилетия.
3.2. Купив частную землю на Украине, иностранный собственник не может быть уверен, что он ее приобрел у законного владельца. Многие селяне или умерли, или выехали за границу и в города. Кто чем на селе владеет, где находится, приезжает или посылает за той же арендной платой, как расписывается – информацией владеют в первую очередь председатели («головы») сельсоветов.
Вот для них открывается море злоупотреблений, как и для всевозможных «черных» нотариусов, «серых» госрегистраторов, «зеленых» сотрудников Земельного кадастра. На каком этапе больше будут кидать зарубежных «потенциальных инвесторов» - пока не ясно, но что кидать будут и кидать на всех этапах – несомненно. А в один не прекрасный для инвестора день приедет в село из Испании или из Киева настоящий собственник и узнает, что его земля уже не его. И вот-тут-то и начнется «свадьба в Малиновке»…
Либо другой возможный сценарий: в проектах нового земельного законодательства Украины предусмотрено, что собственник, приобретший 70% площади земельного массива, остальную часть берет в аренду у тех, кто ему свою землю не продал. Помимо силовых конфликтов тут вновь потенциал для многолетних судебных тяжб: по тому же Гражданскому кодексу собственник земли вправе свободно ею распоряжаться, а тут «откуда ни возмись» возникла навязанная ему аренда (по какой цене - еще один предмет спора). Если (что значит «если»?) украинских судей агроолигархи или «потенциальные инвесторы» купят – прямая дорога народу Украины в Европейский суд по правам человека. Так что «веселуха» для «потенциального инвестора» почти на каждом шагу! А почти, как известно, не считается.
Можно продолжать, но, вероятно, уже всем все с куплей-продажей украинской земли ясно.
Все же, повторим вопрос: получит ли Украина много средств от продажи земли, как и от всех прочих своих финальных Зе-распродаж? Резюмируем ответ: никак нет!
Значительных инвестиций на Евро-краину точно не будет, просто местечковые и транснациональные агробароны юридически и за бесценок оформят свое право вечной частной собственности на украинскую землю, вместо нынешней временной меры – аренды. Будет им это стоить копейки, которые частично достанутся нищему украинскому крестьянству, частично – богатому евраинскому чиновничеству. Казне же перепадут крохи. Украинская земля при ее распродаже для народа Украины становится «полем чудес в стране дураков».
Потому что цены на аукционах «воюющей», находящейся в перманентом состоянии «технического дефолта» страны ожидаемо (планируемо для заказчиков госпереворота) будут мизерными. Вот для такой финальной распродажи последних активов (в первую очередь – земли) «зе-реформаторам», как и их предшественникам - «порохоботам», и война нужна, и «земельная реформа». И также по этой причине никакие «минские недоговоренности» никогда Украиной реализованы не будут: «война» будет длиться "до победного конца" – до победного (над Украиной) конца.
Учитывая все вышеизложенное, делаем вывод: для Украины «Зе-реформа» обернется «Зе-млей пухом».
Константин Одессит