Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой

513,625 1,384
 

Фильтр
В. Вилежаня
 
russia
Слушатель
Карма: +415.22
Регистрация: 15.02.2009
Сообщений: 19,658
Читатели: 4
Тред №448153
Дискуссия   473 19
Кому интересно.
Первоначальное заселение Сибири после похода Ермака гражданским населением.
http://severnoe-treh…B8/#_edn15
Знание немногих принципов может заменить незнание многих фактов. ( Гельвеций.)
Недаром многих лет Свидетелем господь меня поставил ...
  • +0.00 / 0
  • АУ
В. Вилежаня
 
russia
Слушатель
Карма: +415.22
Регистрация: 15.02.2009
Сообщений: 19,658
Читатели: 4
Тред №449555
Дискуссия   134 0
6 августа 1945 года над головами людей вспыхнуло рукотворное ядерное солнце.
Знание немногих принципов может заменить незнание многих фактов. ( Гельвеций.)
Недаром многих лет Свидетелем господь меня поставил ...
  • +0.00 / 0
  • АУ
Dobryаk
 
italy
Лукка
77 лет
Слушатель
Карма: +1,256.87
Регистрация: 10.07.2007
Сообщений: 35,239
Читатели: 81
Тред №451864
Дискуссия   147 0
Осенью 1942 шедший вниз по Волге караван судов попал в суровую погоду в ледостав и зазимовал возле пристани г. Козьмодемьянска. Это на озере ледостав дело простое, а на Волге с ее течением льдинами пробило днище парохода  «Белинский». Изнутри течь кое-как блокировали, но, чтобы сделать капитальный ремонт, нужно было  пробраться к пробоине снаружи. А где взять водолаза? Его не было. Начали откалывать лед по борту парохода, не на всю толщину, а так, чтобы до воды осталось несколько сантиметров. Сильный мороз проникал сквозь этот тонкий слой и замораживал прилегающую к нему воду. Так месяца через полтора у борта корабля появилась своеобразная ледяная дыра, уходящая под днище, которую назвали «выморозкой». В нее и полез механик  В.П.Чурахин, прихватив с собой заранее приготовленную металлическую заплату. Его привязали за ноги веревкой на случай, если тонкие стенки «выморозки» не выдержат, и он окажется в воде подо льдом. Василий Петрович  осветил фонариком днище корабля и начал сверлить в нем дырки. Просверлит одну, протолкнет в нее болт-заклепку, подхватит ее изнутри механик корабля – и молотком…Так без водолаза и отремонтировали судно, которое могло затонуть.
Отредактировано: Dobryаk - 01 янв 1970
Вси бо вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе. Елице бо во Христа крeстистеся, во Христа облекостеся, несть иудей, ни эллин, несть раб ни свободь, несть мужеский пол, ни женский. Вси бо вы едино есте о Христе Иисусе

Послание Галатам Павла апостола
  • +0.00 / 0
  • АУ
Yuri Rus
 
russia
64 года
Слушатель
Карма: +393.57
Регистрация: 20.10.2008
Сообщений: 4,376
Читатели: 1
Тред №452671
Дискуссия   159 0
14 августа – годовщина взятия русскими Пекина

Взятие Пекина 14 августа 1900 г. союзными силами европейских держав и Японии, основную роль в котором сыграли русские войска, стало кульминационным событием Ихэтуаньского восстания в Китае в 1899-1902 гг. ...

А здесь о том, как русские войска брали Рим - 30 сентября (11 октября) 1799 г.

Не только ведь в Париже и Берлине побывали русские солдаты.
  • +0.00 / 0
  • АУ
Dobryаk
 
italy
Лукка
77 лет
Слушатель
Карма: +1,256.87
Регистрация: 10.07.2007
Сообщений: 35,239
Читатели: 81
Тред №453548
Дискуссия   150 0
17 августа 1812 М.И. Кутузов принял от Барклая Де Толли командование русской армией. И, как и обещал, обманул тарутинским маневром Наполеона без победы в генеральном сражении. В семилетке, затем восьмилетке, мы писали т.н.изложения по картинам, их репродукции размером примерно 1.5 х 2 м высели, вделанне в рейку. Когда приезжла кинопередвижка, то школьнй корридор превращался в кинозал, туда вытаскивали парты под сиденье для зрителей (все одно вдоль стен стояли), а репродукциям в летнее время занавешивали окна.

В-общем, отлично помню одно из изложений по этой хрестоматийной картине

Отредактировано: Dobryаk - 01 янв 1970
Вси бо вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе. Елице бо во Христа крeстистеся, во Христа облекостеся, несть иудей, ни эллин, несть раб ни свободь, несть мужеский пол, ни женский. Вси бо вы едино есте о Христе Иисусе

Послание Галатам Павла апостола
  • +0.00 / 0
  • АУ
В. Вилежаня
 
russia
Слушатель
Карма: +415.22
Регистрация: 15.02.2009
Сообщений: 19,658
Читатели: 4
Тред №454116
Дискуссия   133 0
Очень хорошо и подробно описал военный совет в Филях Ермолов. Он тогда был самый молодой по возрасту и выступал первым.
В Сети есть воспоминания генерала Ермолова.
Знание немногих принципов может заменить незнание многих фактов. ( Гельвеций.)
Недаром многих лет Свидетелем господь меня поставил ...
  • +0.00 / 0
  • АУ
В. Вилежаня
 
russia
Слушатель
Карма: +415.22
Регистрация: 15.02.2009
Сообщений: 19,658
Читатели: 4
Тред №454530
Дискуссия   181 1
У русского царя в чертогах есть палата
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен.
Ни плясок, ни охот,— а всё плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Знание немногих принципов может заменить незнание многих фактов. ( Гельвеций.)
Недаром многих лет Свидетелем господь меня поставил ...
  • +0.00 / 0
  • АУ
НАлЕ
 
Слушатель
Карма: +116.16
Регистрация: 05.12.2008
Сообщений: 26,664
Читатели: 22
Цитата: В. Вилежаня от 19.08.2012 21:05:31
У русского царя в чертогах есть палата
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен.
Ни плясок, ни охот,— а всё плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.



http://www.hermitage…5_8_4.html

ЦитатаВоенная галерея Зимнего дворца... С портретов прославленных полководцев Отечественной войны 1812 года, виртуозно написанных Джорджем Доу, на нас смотрят красивые мужественные лица, "полные воинственной отваги", как сказал о них Пушкин. На темной ткани их мундиров горят воинские награды, переливается муар орденских лент, блестит золотое шитье, аксельбанты и эполеты...

Император Александр I лично утверждал составленные Главным штабом списки генералов, чьи портреты должны были украсить Военную галерею. Это были 349 участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг., которые состояли в генеральском чине или были произведены в генералы вскоре после окончания войны.
АТО - Антинародная Террористическая Операция
  • +0.00 / 0
  • АУ
Dobryаk
 
italy
Лукка
77 лет
Слушатель
Карма: +1,256.87
Регистрация: 10.07.2007
Сообщений: 35,239
Читатели: 81
Тред №455047
Дискуссия   175 1
21 августа 1940, после смертельного ранения ледорубом 20 августа, скончался Лев Троцкий

Отредактировано: Dobryаk - 01 янв 1970
Вси бо вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе. Елице бо во Христа крeстистеся, во Христа облекостеся, несть иудей, ни эллин, несть раб ни свободь, несть мужеский пол, ни женский. Вси бо вы едино есте о Христе Иисусе

Послание Галатам Павла апостола
  • +0.00 / 0
  • АУ
АрктикЪ   АрктикЪ
  21 авг 2012 12:49:58
...
  АрктикЪ
Цитата: В. Вилежаня от 02.08.2012 18:48:14
Кому интересно.
Первоначальное заселение Сибири после похода Ермака гражданским населением.
http://severnoe-treh…B8/#_edn15


сильные люди были в прежние времена...
шли в неведомые земли по болотам и трясинам... пробивались через тайгу... строили, обживались...
где-то читал, что даже в Якутии хлеб сажали и собирали неплохой урожай...
без навигаторов и мобильников...
без вездеходов и интернета...
великие были люди...
Отредактировано: АрктикЪ - 01 янв 1970
  • +0.00 / 0
  • АУ
problemsolver
 
russia
Мценск-Тула-Москва
Слушатель
Карма: +50.28
Регистрация: 14.03.2008
Сообщений: 3,780
Читатели: 0

Аккаунт заблокирован
Цитата: АрктикЪ от 21.08.2012 12:49:58
сильные люди были в прежние времена...
шли в неведомые земли по болотам и трясинам... пробивались через тайгу... строили, обживались...
где-то читал, что даже в Якутии хлеб сажали и собирали неплохой урожай...
без навигаторов и мобильников...
без вездеходов и интернета...
великие были люди...


А самое главное - они шли собирать ясак. Несколько шкур, удачно перепроданных из Сибири в европейской части, могли обеспечить на всю жизнь )
А в Якутии мой сосед по студенческой общаге вполне успешно, как и многие, выращивал картошку. Не надо путать резко-континентальный климат с АрктикойУлыбающийся
Так же, как тринадцатый удар часов ставит под сомнение предыдущие двенадцать,
так и попытка оболгать меня со стороны так называемого модератора Voyager77 ставит под сомнение его способность модерировать.
И, да, империя - это мир.
  • +0.00 / 0
  • АУ
АрктикЪ   АрктикЪ
  21 авг 2012 15:22:00
...
  АрктикЪ
Цитата: problemsolver от 21.08.2012 14:44:54
А самое главное - они шли собирать ясак. Несколько шкур, удачно перепроданных из Сибири в европейской части, могли обеспечить на всю жизнь )
А в Якутии мой сосед по студенческой общаге вполне успешно, как и многие, выращивал картошку. Не надо путать резко-континентальный климат с АрктикойУлыбающийся


в Сибирь переселялись не только сборщики ясака...
согласно 5-й ревизии (переписи) населения всего в Сибири проживало 595 тысяч человек... из коих 338 тысяч являлись русскими крестьянами-землепашцами...

Размеры вольнонародной колонизации Сибирского края в феодальную эпоху обратили на себя внимание ряда дореволюционных исследователей (П. Н. Буцинского, Н. Н. Оглоблина, Н. М. Ядринцева, В. К. Андриевича и др.). Многие из них подчеркивали наличие в составе русского населения Сибири беглых крестьян, порвавших с феодальным тяглом на прежнем месте жительства. Д. Н. Беликов отмечал, что особенно большие масштабы бегство крестьян в Сибирь приобрело в первой четверти XVIII в. в связи с войнами и петровскими преобразованиями, тяжелым бременем ложившимися на русский народ. Беликов писал: «Трудно за Петровское время отыскать документ, касающийся внутреннего быта крестьян, где бы отсутствовали правительственные жалобы на крестьянские бегства. Крестьяне бежали от податей, от военной службы, от казенных работ... Напрасно на тех путях, по которым шли беглецы, правительство ставило заставы. Утеклецы умели пробираться по глухим тропам, минуя заграждения».

Определить хотя бы приблизительно общее количество бежавших в Сибирь крестьян не представляется возможным. По вполне понятной причине вновь прибывшие скрывали факт своего бегства от феодального собственника. В документах встречаются лишь отдельные сведения о появлении в том или ином населенном пункте пришельцев из европейской части страны. Тем не менее периодически проводимые в XVIII в. ревизии населения (I ревизия—1719—1722 гг., II — 1744—1745 гг., III —1762—1763 гг., IV —1781—1782 гг. и V—1795—1796 гг.; неизменно показывали существенное увеличение русского населения в Сибири, причем его прирост был значительно выше, чем по стране в целом (в стабильных границах 20-х годов XVIII в.).

С 1719 по 1795 г. население Сибири выросло в 2.4 раза, при этом крестьянское население — в 3.3 раза.

Наиболее интенсивно в XVIII в. русские осваивали восточную часть Западной Сибири (Томская губерния), куда не только стягивались переселенцы из европейской части России, но и начиналась миграция части крестьянского населения из пределов Тобольской губернии.

В пределах территории Тобольской губернии с 1719 г. по 1795 г. русское население    увеличилось в 1.9    раза (при     этом    крестьянское — в 2.1 раза), за это же время в пределах Томской губернии русское население выросло в 3 раза  (крестьянское — в 7 раз) и в пределах Иркутской — в 2.8 раза (крестьянское — в 4.1 раза).
Отредактировано: АрктикЪ - 01 янв 1970
  • +0.00 / 0
  • АУ
Мы c Преведом
 
Слушатель
Карма: +28.58
Регистрация: 06.02.2008
Сообщений: 700
Читатели: 0
Цитата: Dobryаk от 21.08.2012 12:30:49
21 августа 1940, после смертельного ранения ледорубом 20 августа, скончался Лев Троцкий


Туда ему и дорога, ублюдку.
Извиняюсь за грубые слова.
Я ни разу не антисемит. Но исключение. В ЭТОМ случае - ДА.
Ёлки, как читаешь, как этот мерзавец в кожаных куртке и штанах. Интеллигент в пенсне. Людей расстреливал эшелонами..... Мля... И ведь покорно становились...
  • +0.00 / 0
  • АУ
Dobryаk
 
italy
Лукка
77 лет
Слушатель
Карма: +1,256.87
Регистрация: 10.07.2007
Сообщений: 35,239
Читатели: 81
Цитата: АрктикЪ от 21.08.2012 15:22:00
в Сибирь переселялись не только сборщики ясака...

Студентом строили станционные пути на перегоне Сведловск-Тюмень ближе к Тюменской области (для знатоков у Богдановича) и вышел из строя компрессор. Двоих студентов на самосвал и понеслись куда-то в тюменские края --- на карте и не покажу... Водитель у сельпо какого-то тормознул за пузырем с закусем, я тоже зашел и в шоке услышал горномарийскую речь: село переселенцев в голодный 1921 год. Сохранили язык, так как ему учили в школе, как это было оргнизовано, узнать не успел, так как спешили за запчастями.

Как-то немецкий коллега подсунул перевести документы прадеда-поляка, по-Столыпински переехавшего в Тобольскую губернию, но в гражданскую через Владик он вернулся в Европу и осел в Германии.
Отредактировано: Dobryаk - 21 авг 2012 18:29:08
Вси бо вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе. Елице бо во Христа крeстистеся, во Христа облекостеся, несть иудей, ни эллин, несть раб ни свободь, несть мужеский пол, ни женский. Вси бо вы едино есте о Христе Иисусе

Послание Галатам Павла апостола
  • +0.00 / 0
  • АУ
ахмадинежад
 
ussr
Слушатель
Карма: +2,126.09
Регистрация: 07.05.2009
Сообщений: 16,719
Читатели: 60
Цитата: В. Вилежаня от 02.08.2012 18:48:14
Кому интересно.
Первоначальное заселение Сибири после похода Ермака гражданским населением.


вот когда служил в Новочеркаске и бегали к Ермаку, то нам повсеместно баяли, что фамилия его таки ХуевУлыбающийся
Про фамилии и матерные слова (осторожно, ненормативная лексика!)
Собственно, сия цидулька написана исключительно по мотивам постинга Олега Дивова, в котором Олег писал о про мультик «Князь Владимир», а заодно решил и поведать всю правду о фамилии Ермака Тимофеевича.

Линию Владимира я, с вашего позволения, опущу, а вот про Ермака, да и вообще про фамилии хотелось бы поговорить. Цитирую Дивова:

«Завоевателя Сибири звали Ермак Тимофеевич. Верно? Но как его фамилия? Почему мы о ней не слышали? Неужто Розенкранц? Или Гильденстерн?

(скип)

Фамилия Ермака всего лишь анекдот. Но кто-то решил, что нам он ни к чему (вдруг случится несварение желудка).

(скип)

Да, чуть не забыл самое главное! У Ермака Тимофеевича действительно была фамилия. Совершенно нормальная для своего времени.

Хуев».

Так вот, практически сразу Олега поправили, что фамилия Ермака в принципе довольно известна – Аленин, и кто не слышал ее, тот сам себе злобный Буратино. А потом Костя Гришин solar_kitten вообще нашел нашел источник этой легенды – «анекдот.ру», где к Ермаку пристегнули и пушкинскую няню Арину Родионовну.

Вроде бы все понятно, но Олег почему-то продолжает упорствовать.

Попытаюсь и я изложить свое мнение – почему поведанная история о неприличной фамилии не может быть ничем иным, как выдумкой.

На самом деле в этой истории с Ермаком прорезались два весьма живучих исторических мифа – о том, что от нас «скрывают» фамилии, и о повсеместном распространении нецензурщины в старые времена.

Попробую-ка я последовательно пройтись по обоим. Именно попробую, потому что я не филолог и не могу выступать в данном случае экспертом. Ну да ничего, если что – знающие люди вроде Митриуса mitrius поправят.

Извините за нецензурную лексику, но без нее в данном случае никак не обойтись.

Ну, для начала – удивляться, почему от нас скрывают фамилию Ермака, довольно наивно. Открою тайну - от нас скрывают множество фамилий.

Вы помните фамилию протопопа Аввакума? Нет? И я нет. Иногда мелькающее «Петров» - это отчество, Петром звали его папу, сельского священника.

А знаете, почему вы ее не помните? По той же причине, по которой не помните фамилию Арины Родионовны.

У них просто не было фамилий. То, что у Ермака она была (хотя и «Аленин» - все-таки не на 100% верно) – редкое исключение.

Мы очень привыкли к фамилиям, и нам кажется, что они существовали всегда, меж тем появились они в самую последнюю очередь, много позже имен, отчеств и кличек.

Даже у бояр фамилии начали появляться со второй половины 15 века, примерно в те времена, когда и происходит действие моей «Московии». И не случайно этот процесс совпал с появлением централизованных государств. Потому что в обычной княжьей вотчине фамилии боярам-дворянам были решительно не к чему – князь и так всех знал всех в своем уделе по именам. Иное дело в государстве – особенно после введения обязательной государственной службы. Оно требовало делопроизводства, составления списков служилых людей, в которых запись их только по именам и отчествам могла привести к путанице.

Но это касалось только привилегированного сословия, к которому относились и казачьи атаманы, вроде Ермака, Хабарова или Пояркова.

А все остальные так и ходили бесфамильные – незачем. Все изменилось при Петре, когда были введены паспорта и более строгий учет населения. Тогда «офамелилось» городское население и часть крестьян – тех, к примеру, кто отправлялся в город на «промысел» и вынужден был выправлять себе паспорт.

Но все остальные крестьяне, а это львиная доля населения страны, ходили без фамилий иногда до начала XX века! В Московской губернии практически ВСЕ государственные (экономические) крестьяне и ямщики вплоть до начала XX в. не имели фамилий.

Вот что пишет М.Б.Оленев: «Проживавшие в Клинском уезде (Северо-Запад) государственные ямщики, оставались без фамилий до 1897 г.! В Клинском уезде ВООБЩЕ ВСЕ государственные и помещичьи крестьяне писались «без фамилии». Фамилии же имели ТОЛЬКО те, кто проходил ВОЕННУЮ СЛУЖБУ! Практически не было фамилий и в Дмитровском уезде по данным X ревизии 1858 г. (только около 10 % всех помещичьих крестьян писались «с фамилией», да и то. 80 % от этого числа БЫЛИ ДВОРОВЫМИ, т.е. находились непосредственно ПРИ БАРИНЕ; те же, кто жил в отдалении – фамилий не имели)".

Это к вопросу о «сокрытии фамилий от народа».

Перейдем к матершине.

Могли ли быть фамилии неприличными?

В обсуждении у Дивова hawk_blood замечает: «Зря тут все начали ставить под сомнение фамилию Хуев... Вообще, в те времена русские фамилии "присваивались" -- в большинстве своем -- по отцу или по кличке. И вполне допустимо, что у отца была знатная елда, в простонародье -- хуй. Ежели на Руси давали были фамилии такие, как Голопятовы, то не вижу причин отсуствия в списках фамилии Хуев»

Его поддерживает и Олег: «Меня умиляет, как публика сопротивляется. Типичная казацкая фамилия Мохножопов - отчего ж Хуеву не быть? Задолбали фарисеи и лицемеры, сил нет».

Резон в этом есть. Неприличных фамилий было сколько угодно.

Так как значительная часть фамилий образовывалась от кличек, которыми награждали нарекаемых острые на язык односельчане, то «неприличные фамилии» не только были, но были широко распространенны. Настолько, что Николаю Первому потребовалось издавать специальный указ 1825 года «о замене непристойных фамилий у нижних чинов». Некоторые из этих «отбракованных позже фамилий приводит в своей статье «Непристойные фамилии у донского казачества» С.В. Корягин:

«В процессе исследования этих документов совершенно неожиданно для меня регулярно появлялись носители неприличных фамилий, таких как: Бздилины, Бздунковы, Пердуновы, Дристуновы Дристунцовы, Жопины, Жопкины, Мудаковы … В самом конце изучения данного материала встретились Худосраков и Мохножопов (представляете, каково было бы жить с такой фамилией его дочерям?), а также казак Распердяев, который был вынужден выйти в отставку в 30 лет «по недержанию мочи».

Так что, выходит, прав Дивов?

Нет, не прав.

И вот почему.

Если вы заметили, все эти фамилии неприличные, но не матерные. Матов в фамилии не было и быть не могло.

И здесь мы подходим ко второму мифу – о якобы повсеместном распространении мата в допетровские времена. Почему-то все уверены, что тогда все матерились направо и налево, даже Святослав Логинов, помнится, в предисловии к «Колодезю» написал: «Семнадцатый век был суровым и жестоким временем, об интернационализме и дружбе народов в те времена почти никто не думал, и люди не стеснялись в выражениях, хуля своих соседей. Большинство ругательных словечек взято мною из подлинных документов того времени, лишь кое что смягчено».

На самом деле сейчас матерятся на порядок больше, чем тогда.

Ругаться матом было проблемно по нескольким причинам.

Во-первых, это жестоко преследовалось церковью. Вот что пишут А.К.Байбypина и А.Л.Топоpкова в своей книге «У истоков этикета»: «Решительнyю боpьбy с матеpной pyганью вела цеpковь, пpедставители котоpой в своих поyчениях отождествляли "слова поганые" с язычеством, бесовством, антихpистианским поведением. Матеpщинник не пpизнавался хpистианином. Он считался язычником, иновеpцем и мог быть подвеpгнyт самым тяжелым наказаниям, вплоть до отлyчения от цеpкви. Интеpесно, что тpадиция толковать мат бyквально (как оскоpбление матеpи и пpежде всего Богоматеpи) беpет начало именно в цеpковных поyчениях.

Посколькy хpистианская этика теснейшим обpазом связана с поведением, неизбежно полyчается так, что отpицание хpистианства ведет к отpицанию поведения, осознаваемого как хpистианское. Показательно, что в послеpеволюционные годы, когда "поpyганье заветных святынь" из pазвлечения интеллектyалов пpевpатилось в своеобpазный пpизнак лояльности, шиpокое pаспpостpанение полyчили фоpмы поведения, котоpые pанее осмыслялись как антихpистианские и в значительной меpе имели языческое пpоисхождение. По замечанию Аpтема Веселого, во вpемя гpажданской войны матеpная бpань считалась пpизнаком pеволюционного поведения».

Во-вторых, матерщина не менее жестоко преследовалось государством. Еще в 1552 г. Иван Грозный велит кликать по торгам, чтобы православные христиане не творили всего того, что запрещается постановлениями собора, в частности, «матерны бы не лаялись, и отцем и матерью скверными речами друг друга не упрекали». А вот что пишет наш знаменитый филолог Б. А. Успенский в известной работе «Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии»: «Матерщина обличается в указах Алексея Михайловича 1648 г.; в одном из них подчеркивается недопустимость сквернословия в свадебных обрядах: чтобы "на браках песней бесовских не пели, и никаких срамных слов не говорили". Здесь же упоминается и о святочном сквернословии: "а в навечери Рождества Христова и Васильева дня и Богоявления Господня [чтобы] колед и плуг и усеней не кликали, и песней бесовских не пели, матерны и всякою неподобною лаею не бранилися".

И наказание за матерщину могло быть весьма суровым – любитель послать по матушке вполне мог лечь под кнут.

А теперь вспомним, что фамилии у людей появлялись только тогда, когда они тем или иным способом вступали в отношения с государством. Извините, прийти записываться матерной фамилией это, как говорил Кирпич, «самому себе срок с пола поднять».Крутой)

И, что немаловажно, люди сами не разменивались на маты, потому что это была не только табуированные, но и в определенной степени сакральные слова, слова древние, практически колдовские. Опять цитирую того же Успенского: «В ряде случаев матерная брань оказывается функционально эквивалентной молитве. Так, для того, чтобы спастись от домового, лешего, черта, предписывается либо прочесть молитву (по крайней мере осенить себя крестным знаменем), либо матерно выругаться - подобно тому, как для противодействия колдовству обращаются либо к священнику, либо к знахарю. Аналогичным образом с помощью матерщины могут лечить лихорадку, которая понимается вообще как демоническое существо, разновидность нечистой силы. Возможны случаи, когда молитва не помогает, а действенной оказывается только ругань (якобы домовой не боится креста и молитвы). Равным образом как молитва, так и матерщина является средством, позволяющим овладеть кладом, охраняемым нечистой силой. Так же магический обряд "опахивания", совершаемый для изгнания из селения эпидемии (= нечистой силы) сопровождается или молитвой, или шумом, криком и брань.

Поскольку те или иные представители нечистой силы генетически восходят к языческим богам, можно предположить, что матерная ругань восходит к языческим молитвам или заговорам, заклинаниям; с наибольшей вероятностью следует видеть в матерщине именно языческое заклинание, заклятие».

Заклинаниями и заклятиями, извините, не размениваются. Как и всякие сакральные слова их надо беречь и употреблять в самом крайнем случае.

А во всех иных случаях в ход идет что?

Правильно – заменители. Суррогаты.

Поэтому нет и не могло быть Хуевых, Пиздатых или Еблинских. Зато и сейчас живут и процветают их суррогатные заменители.

hawk_blood написал: «вполне допустимо, что у отца была знатная елда, в простонародье – хуй». Он именно что поставил телегу впереди лошади. Хуй – первичен, а елда – это суррогат. «Елда» - один из вариантов «балды». Со мной в классе училась девочка по фамилии Балдуева. Все эти Балдуевы, Булдаковы, Балдины и т.п. – не кто иные, как замаскированные потомки обладателя почтенного достоинства. Потому как изначальное значение слова «балда» - «толстая дубина», а «глупец» – это вторичное переносное значение.

И таких примеров не один и не два – те же многочисленные Шишкины, как правило, получили свою фамилию отнюдь не в честь тех «яблок, что на елках растут».

Остался последний вопрос – а откуда же в таком случае взялся миф о непрестанно матерящихся предках?

Скорее всего – от повсеместного распространения в текстах тех времен «четвертого столпа» русской матерщины – слова «блядь». Вот оно действительно где угодно – и в сочинениях Аввакума, и в сочинениях Никона, и в письмах Алексея Михайловича. Несть числа всем этим «Богородицу согнали со престола никонияня-еретики, воры, блядины дети» или «Преудобренная невесто Христово, не лучше ли со Христом помиритца и взыскать старая вера, еже дед и отец твои держали, а новую блядь [Никона] в гной спрятать?».

Но здесь дело в том, что слово это было тогда никаким не матом, а вполне себе приличным выражением.

Цитирую Андрея Юрганова, статья «Из истории табуированной лексики. Что такое "блядь" и кто такой "блядин сын" в культуре русского средневековья»:

«"Блядь" производна от слова "блуд": в чешском blud ("заблуждение"), в польском blad (род. п. bledu) - "заблуждение"; в словенском blod - "ошибка". Украинское "блудити" коренится в старославянском; в болгарском - "блъдя", в сербскохорватском "блудити", "блудим": "заблуждаться", "ошибаться". Слово "блядь" ("бляду") возникло из слова "блуд" в результате перегласовки корня (чередования юсов: большого и малого), или изменения корневой вокализации.

В старославянском языке X-XI веков мы видим своеобразное разделение сфер между словами "блуд" и "блядь". "Блядь" (мужского рода) означало "болтуна", "пустомелю"; женского - "пустую болтовню", заблуждение, ересь. Производным от "бляди" (м. р.) было "блядник" с тем же значением "болтуна", "пустомели". Зато "блуд" и производные от него слова, такие как "блудилище" (дом разврата), "блудник" (развратник), "блудница" (развратница), "блудничество" (проституция), "блудолюбие" (беспутство) описывали исключительно сферу телесного разврата.

В словаре древнерусского языка XI-XVII веков значения слова "блядь", выявленные лингвистами, представляют несколько иную картину: это - сложная контаминация, структурные компоненты которой - "ложь", "ересь", "распутная женщина".

Так что блядью назывался и "обман" и «ересь» и "еретик", и, в конце-концов, просто «ошибка» - вспомните живое и сегодня «я заблудился».

Как заключает тот же Юрганов: «Лексикологи утверждают, что в 30-х годах XVIII в. эти слова "выходят" из книжности и попадают в разряд слов, запрещенных для употребления в книгах, так как означают только само распутство, распутную женщину и производные от них понятия. Так, например, "блядивый" в словаре русского языка XVIII в. фиксируется только в значении "распутный", "блядь" — тоже только распутная женщина и ничего больше, "блядун" - распутник, "блядство", "блядовство" — прелюбодеяние, блуд в физическом смысле и только. В первой четверти XVIII в. в литературе (в печатных текстах) еще возможна такая контаминация, как "честное блядство", т.е. ухаживание, флирт ("то есть глазолюбность, хотя и многия с неучтивой ненависти называют оную честным блядовством"), но затем и это запрещается печатать как непристойное».

кто прав то?
учитывая, взятое из каментов
По-видимому, 500 лет назад церковь боролась не с тем, что мы сейчас относим к обсценной лексике, а с неким «матом в языческой интерпретации», иначе совершенно необъяснимо более чем столетнее существование на землях Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом одного гидронима, на современный взгляд явно неприличного. Речка Ненаебуха упоминается в документации на монастырские угодья и под 1558-м[11], и под 1687 годом[12]. Топоним с современной точки зрения заведомо ненормативный, но специфически бранного в нем ничего нет, не прослеживается и язычество, потому, вероятно, он и не особенно смущал клириков. Сходные географические названия не были в те времена редкостью. В относящихся к XVI–XVII векам фондах Поместного приказа РГАДА упоминаются речки Пизденка, Пезделинец и Пиздомой, деревня Пиздино, Опиздюнинской починок, а еще займище Хуево, деревня Голохуево и много разного похожего (за информацию приношу благодарность А. И. Гамаюнову)[13]. Примерно то же и с антропонимами. В писцовых актах поминается, например, семейство Пиздякиных — Афанасий Иванов, Иван Иванов и Иван Никитин[14].
http://magazines.rus…5_2_4.html
левохристианский православный исламист
Китайская мудрость: "НИ ССЫ!!!" означает "Будь безмятежен, словно цветок лотоса у подножия храма истины"
"... только дураки учатся на своих ошибках..." Отто фон Бисмарк
  • +0.00 / 0
  • АУ
Sergey-17
 
Слушатель
Карма: +6.63
Регистрация: 11.09.2010
Сообщений: 277
Читатели: 0
Цитата: АрктикЪ от 21.08.2012 12:49:58
где-то читал, что даже в Якутии хлеб сажали и собирали неплохой урожай...



Именно в Якутии зерновые и растили, конечно, в зависимости от почвы и года. Вот что пишут об этом районе в журнале "Природа", №1-6, 1923 год:

"... в Якутской области, в полюсе наибольшего холода, мы видим земледельческий остров, проникнувший далеко на север, значительно севернее сплошной границы земледелия в Восточной Сибири; южная граница этого оторванного к северу ареала земледелия совпадает с 60° с. ш. и даже местами проходит севернее, а северная граница этого острова земледелия проходит в общем южнее 64° с. ш. ... Самые северные из виденных Серошевским на востоке пашен были небольшие засеваемые ячменем поля в долине Тюкулана, приблизительно под 63½° с. ш. На Вилюе удачные опыты производились еще севернее, в устьях реки Кюрги (63°3'43" ). Селение Нюрба на Вилюе, под 63°16'46", считается одним из земледельческих центров Вилюйского округа, а хлеб и огороды разводились в 50 годах якутами вплоть до 64°, конечно, там, где дозволяло плодородие почвы... Район этот обнимает нижний Алдан, среднее течение Вилюя и окрестности Якутска. Кроме ячменя в районе этом высевают рожь, а в 1835 г. у Якутска сеяли и пшеницу. По сведениям, собранным проф. П. Лащенковым в 1910—1911 гг., самым северным пунктом произрастания хлебов (овса и ячменя) в Восточной Сибири оказался Верхоянск, под 67½° с. ш."
  • +0.00 / 0
  • АУ
Dobryаk
 
italy
Лукка
77 лет
Слушатель
Карма: +1,256.87
Регистрация: 10.07.2007
Сообщений: 35,239
Читатели: 81
Тред №455174
Дискуссия   155 0
Земледелие с жарким летом в Якутии...  неплохое сочетание с вечной мерзлотой  --- населенные пункты на вечной мерзлоте помечены светлиыми кружочками --- на Дальнем Востоке



Глубины промерзания грунта указаны цифрами на изолиниях
Отредактировано: Dobryаk - 21 авг 2012 19:22:04
Вси бо вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе. Елице бо во Христа крeстистеся, во Христа облекостеся, несть иудей, ни эллин, несть раб ни свободь, несть мужеский пол, ни женский. Вси бо вы едино есте о Христе Иисусе

Послание Галатам Павла апостола
  • +0.00 / 0
  • АУ
Sergey-17
 
Слушатель
Карма: +6.63
Регистрация: 11.09.2010
Сообщений: 277
Читатели: 0
Цитата: АрктикЪ от 21.08.2012 12:49:58
великие были люди...



Вот что писали об этих людях в журнале ЦК РКСМ "Смена", №1, 1924 год:

"Русские, уже в первой половине XVII в., доходили до устьев Оби, Енисея и Лены. Так в 1637 г. казаки, под начальством Елисея Буза, прошли Баренцовым и Карским морями, обогнули самый северный выступ Азии полуостров Таймыр, и зазимовали в устье р. Оленек. Неисчислимы мужество и энергия, отданные суровому Ледовитому океану бесстрашными русскими моряками, громадное количество жертв погребено на его дне под суровыми седыми волнами. На утлых ладьях, так называемых «кочах», пускались они в море навстречу льдам и штормам, в неведомые страны. Мы сможем понять весь героизм их, когда представим себе, что все они незыблемо верили в морских чудовищ, подстерегающих неосторожного моряка и совершенно не знали те страны, куда пускались в путь."
  • +0.00 / 0
  • АУ
АрктикЪ   АрктикЪ
  22 авг 2012 09:27:25
...
  АрктикЪ
Цитата: Dobryаk от 21.08.2012 17:26:35
Студентом строили станционные пути на перегоне Сведловск-Тюмень ближе к Тюменской области (для знатоков у Богдановича) и вышел из строя компрессор. Двоих студентов на самосвал и понеслись куда-то в тюменские края --- на карте и не покажу... Водитель у сельпо какого-то тормознул за пузырем с закусем, я тоже зашел и в шоке услышал горномарийскую речь: село переселенцев в голодный 1921 год. Сохранили язык, так как ему учили в школе, как это было оргнизовано, узнать не успел, так как спешили за запчастями.



Патриот Алтая, русский мужик Василий Шукшин был марийцем по происхождению...Улыбающийся
Отредактировано: АрктикЪ - 01 янв 1970
  • +0.00 / 0
  • АУ
Dobryаk
 
italy
Лукка
77 лет
Слушатель
Карма: +1,256.87
Регистрация: 10.07.2007
Сообщений: 35,239
Читатели: 81
Цитата: АрктикЪ от 22.08.2012 09:27:25
Патриот Алтая, русский мужик Василий Шукшин был марийцем по происхождению...Улыбающийся



Как-то душу согрело бы, если бы это было так, но какие-то корни Василия Шукшина ведут в мокшу (мордву). В любом варианте мне достаточно того, что был на свете  великий Василий Макарович (рассказ "Ораторский прием" из самых любимых, персонажи ну прямо из нашего колхоза! а сам Шукшин незабываем с "Простой истории" --- фильм на все времена). В Сростках не был никогда, но несколько коллег из Института ядерной физики им. Будкера из Новосибирского Академгородка ездят туда ежегодно.

Что касается поисков корней, то у простого крестьянского люда ФИО начали появляться по всей полноте только после отмены крепостного права. Есть исключения, если никуда не переезжали. В собственной семье все прослежено до самого начала 19-го века (далее даже историкам из местного университета в архивы лезть было непросто), так как было родовое прозвище, попавшее в ревизские книги, ставшее потом фамилией, а родной дом стоит ровно там же, где и те двести лет тому назад, и сколько еще столетий до этого?


И уж для справок:

Мордовия нашла у себя корни Василия Шукшина


САРАНСК, 25 августа. Находки в архивах подтвердили мордовские корни знаменитого русского писателя, актера, режиссера Василия Макаровича Шукшина, сообщает официальный сервер органов госвласти Республики Мордовия.

В 1980-х годах алтайский краевед В.Ф.Гришаев в Государственном архиве Алтайского края в материалах Всероссийской сельскохозяйственной переписи 1917 года по селу Сростки Томской губернии, ныне Алтайского края, обнаружил и опубликовал сведения, что предки Василия Шукшина переселились в Сростки из Самарской губернии: прадед по отцу Макару Леонтьевичу — Павел Павлович в 1867 году, а дед по матери Марии Сергеевны – Сергей Федорович Попов в 1897 году.

В Анкете переписи отмечалось, что по словам С.Ф.Попова, он приехал в Сростки из с. Толкаевка Бузулукского уезда Самарской губернии. В.Ф.Гришаев указывал, что фамилия Шукшин мордовского происхождения, а С.Ф.Попов, по словам его дочери, мордвин.

В Государственном архиве Самарской области профессором Самарского государственного экономического университета А.И.Носковым в материалах 8-й, 9-й, 10-й народных переписей (ревизий) за 1834, 1850 и 1858 годы по с. Толкаевка были выявлены имена предков Василия Макаровича как по отцовской линии (Шукшины), так и по материнской (Поповы).

В исследованиях Носкова, опубликованных в №4 журнала "Отечественные архивы" за 2008 год отмечается, что главой семьи Шукшиных является государственный крестьянин Павел Федотов (1814 или 1815 г.); его жена Татьяна Семенова; у них четыре сына (среди которых будущий прадед Василия Макаровича Павел 1854 г.) и дочь. Пятидесятилетний П.Ф.Шукшин был главой большой семьи, переселившейся в 1867 году из Бузулукского уезда Самарской губернии в Бийский уезд Томской губернии. Главой семьи Поповых в ревизских сказках с. Толкаевка указан государственный крестьянин Семен Елисеев (1808 или 1809 г.); его жена Акулина Никитина; их дети – четыре сына, в том числе будущий прадед писателя Федор (1845 г.), и две дочери.

Как указывает А.И.Носков, согласно хранящимся в Госархиве Самарской области документам, в селе Толкаевка в дореволюционное время свыше 95% ее жителей составляли представители православной мордвы-мокши, которая в настоящее время обрусела. Но мордва-мокша не относится к коренным жителям этих мест, она переселилась в Самарскую губернию из других губерний России, в основном из Пензенской и Тамбовской. Ныне село входит в состав Сорочинского района Оренбургской области.

В дальнейший поиск места, откуда предки Шукшина переселились в Самарскую губернию, включатся и архивисты Мордовии. Однако эти исследования затруднены тем, что собственных фамилий у большинства крестьян до 2-й половины XIX века не было (фамилия человека состояла из имени отца — у предков Василия Макаровича, как видно по документам – Павел Федотов и Семен Елисеев). К тому же, большинство ревизских сказок и метрических книг церквей, по которым можно проследить генеалогию людей, по мордовским селениям Пензенской и Тамбовской губерний хранится ныне в госархивах Пензенской и Тамбовской областей.
Подробнее: http://www.rosbalt.r…16852.html
Отредактировано: Dobryаk - 01 янв 1970
Вси бо вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе. Елице бо во Христа крeстистеся, во Христа облекостеся, несть иудей, ни эллин, несть раб ни свободь, несть мужеский пол, ни женский. Вси бо вы едино есте о Христе Иисусе

Послание Галатам Павла апостола
  • +0.00 / 0
  • АУ
Сейчас на ветке: 2, Модераторов: 0, Пользователей: 0, Гостей: 0, Ботов: 2