Михаил Ильич КазиВниманию читателей предлагается перепечатка статьи М. И. Кази «Русские заводы для сооружения и вооружения военного флота», опубликованной в журнале «Русское судоходство» за 1886 год.
Её автор — незаурядный организатор кораблестроительной базы
и торгового судоходства в России во второй половине XIX века. Наибольшую известность он получил, занимая в течение более полутора десятков лет должность управляющего Балтийским судостроительным и механическим заводом в Санкт-Петербурге. Коротко об авторе. Михаил Ильич Кази родился 11 октября 1839 года
в Севастополе в семье флотского офицера. Учился в Николаевском юнкерском училище, в 1858 году был произведен в мичманы и тогда
же перевелся на службу в Русское общество пароходства и торговли, занимал береговые должности, а в 1867 году возглавил севастопольское адмиралтейство РОПиТ. В 1868 году перешел
на аналогичную должность в Одессу, но позднее вернулся
в Севастополь. В 1875 году вышел в отставку, уже являясь городским головой Севастополя. С 1876 по 1892 год управлял Балтийским заводом. Одновременно при создании в 1879 году «Товарищества электрического освещения П. Н. Яблочков-изобретатель и К°» управлял его делами, а с 1880 года стал председателем правления Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства.
С 1893 года — член Совета министерства финансов, председатель Императорского русского технического общества.
Скончался 24 июня 1896 года в Нижнем Новгороде в день открытия Всероссийской выставки, генеральным директором которой он являлся.Общий вид Санкт-Петербургского Металлического завода. Фото середины 1890-х годов* * *
Морское ведомство, задавшееся целью с начала 60-х годов иметь
в России все отрасли заводского производства, необходимые для возможной независимости от иностранцев в деле сооружения
и вооружения флота, располагает в настоящее время несколькими заводами.
Из них одни подходят под общую рубрику казенных адмиралтейств
и заводов, каковы: адмиралтейства в С.- Петербурге и Николаеве, заводы Ижорские и Кронштадтский пароходный; другие, хотя и составляют полную собственность казны, но управляются на особых началах, каковы заводы Обуховский и Балтийский, и, наконец, третьи, вполне частные заводы, каковы Невский (наз[ываемый] «Русские механические и горные заводы») и завод Франко-Русского общества (бывший Берда), существование которых, однако, почти всецело обусловливается казенными заказами, преимущественно морского ведомства.
Кроме этих специальных заводов, морское ведомство в последние годы пользовалось услугами еще следующих частных заводов: на Черном море — заводом Русского общества пароходства и торговли в Севастополе,
где сооружают теперь два броненосца в 10.000 тонн водоизмещения («Чесма» и «Синоп») и заводом Беллино-Фендрих и К° в Одессе, которому давались заказы миноносок; в Балтике — заводами: Металлическим, Лесснера и Нобеля в С.- Петербурге для постройки орудийных лафетов
и предметов минного вооружения и заводом Крейтон и К° в Або
(в Финляндии) для постройки паровых шлюпок всех родов, миноносок
и даже канонерских лодок до 1000 тонн водоизмещения, с механизмами до 1200 индикаторных сил.
В тесной связи с казенными и частными заводами, исполняющими заказы морского ведомства по постройке новых военных судов, находятся сталеделательные, так называемые передельные заводы, принадлежащие частным акционерным обществам: Брянские (в Орловской губернии), Александровский (в С.- Петербурге, за Шлиссельбургской заставой, близ Обуховского завода) и Путиловский (в С.- Петербурге, за Нарвской заставой, близ Екатерингофа).
Старейший из них — Путиловский завод, устроен Путиловым, в половине 60-х годов, для приготовления железных рельсов; но особенное развитие этот завод получил с 1876 года, когда основались заводы Брянские
и Александровский. В то время высочайше утвержденным мнением комитета министров по вопросу о водворении в России туземного сталерельсового производства, эти заводы были вызваны к жизни искусственно, предоставлением им значительных выгод в виде премий (до 35 коп.) за каждый пуд прокатанных стальных рельсов и значительных казенных заказов по весьма высокой цене (2 р. 30 коп. за пуд стальных рельсов).
Приготовленные этими и другими заводами по заказам казны стальные рельсы в количестве, значительно превышавшем потребность в них для вновь сооружаемых и ремонта существовавших рельсовых путей, обеспечили наши железные дороги рельсам на несколько лет вперед, отчего заводы эти, не имея заказов рельсов, стали переходить
на приготовление строительной стали, листовой и фигурной, которая
с конца 70-х годов начала входить в исключительное употребление
на мостовые сооружения и для постройки корпусов военных судов
и паровых котлов.
П. М. ОбуховСлабая и даже вредная сторона деятельности этих заводов заключается
в том, что, пользуясь выгодами таможенных пошлин, они работали до сих пор исключительно на иностранном угле и чугуне и называются передельными, в отличие от уральских и других коренных русских заводов, называемых самостоятельными, потому что приготовляют свои изделия из туземных сырых материалов — руды, чугуна и топлива.
В последнее время, по мере принятия правительством экономических мер, рассчитанных вообще на покровительство внутренней производительности и повышение пошлин на заграничный чугун и уголь, Брянские, Александровский и Путиловский заводы постепенно переходят на путь рациональной производительности, более отвечающей тем многомиллионным затратам государственного казначейства, на счет которого всецело создались эти заводы.
Так, брянские заводы переносят свою деятельность на юг, в бассейн криворожских руд и бахмутских углей, а С.- Петербургские заводы, Александровский и Путиловский, начинают принимать серьезные меры
к обеспечению себя чугуном из олонецких руд.
Справедливость требует, однако, признать, что заводы эти проявили необыкновенную техническую подвижность и отзывчивость, когда, призванные к производству строительной стали для постройки корпусов военных судов, они блистательно исполняли предъявляемые
им требования как в отношении высокого качества приготовляемого
ими материала, так и в отношении быстроты исполнения даваемых
им заказов.
Обстоятельство это тем более должно быть поставлено им в заслугу,
что дело водворения производства строительной стали современного высокого качества совершалось во всей западной Европе
с значительными затруднениями в течение нескольких лет и после ряда неудач.
С 1883 года все петербургские частные и казенные заводы, строящие военные суда и механизмы, пользуются почти исключительно сталью, приготовляемою на Путиловском и Александровском заводах,
а черноморские заводы — сталью брянских заводов. В последнее время
и ижорские заводы ввели у себя приготовление строительной стали;
но ее приготовляется пока немного, и вся она уходит на казенные постройки преимущественно в Новом Адмиралтействе. Брянские, Александровский и Путиловский заводы занимают свыше 6000 рабочих.
Общий вид Обуховского завода. 1890 год. Гравюра с фотографии РашевскогоОбуховский сталепушечный завод, расположенный у Невы выше Петербурга, близ села Александровского, учрежден в 1862 году
по инициативе товарищества, состоявшего из горного инженера Обухова — изобретателя способа отливки больших масс из однородной стали
(на что ему была выдана в 1857 году привилегия), Путилова — известного заводского деятеля, инициатора сооружения С.- Петербургского морского канала, и Кудрявцева, занимавшегося подрядами по постройке военных судов.
Несмотря на энергию и настойчивость товарищества, первые неизбежные неудачи, которые обусловливались новизною дела, мало известного
в то время даже в Зап[адной] Европе, и трудности, испытанные им в деле применения наиболее рациональных приспособлений и орудий производства, истощили его денежные средства.
Морское ведомство, признавая государственную важность этого дела, решилось поддержать его и, приобретя часть паев товарищества, учредило в 1864 году особое правление для наблюдения за устройством завода и для направления дальнейшей его деятельности, а в 1865 году назначило от себя начальником завода капитан-лейтенанта (ныне контр-адмирала) Колокольцова, доныне управляющего этим заводом.
Энергии и способностям его Обуховский завод обязан, главным образом, тем, что не только возвратил казне все сделанные ею многомиллионные затраты на развитие дела, но и занимает в деле сталепушечного производства первое место, наряду с известными пушечными заводами Западной Европы, не уступая им ни в качестве, ни в стоимости производств.
Ввиду спекулятивного влияния на дело наследников Обухова, Путилова
и Кудрявцева, правительство нашлось вынужденным устранить
их от всякого участия в заводе и высочайшим повелением, объявленным
в приказах по морскому ведомству от 18 декабря 1885 года, Обуховский завод перешел в полное и исключительное распоряжение казны
с применением, для управления им, особого положения, рассчитанного на возможную свободу действия и отсутствие стеснительных форм
и обрядностей, столь сильно затрудняющих живую техническую деятельность казенных заводов.
Располагая лучшими техническими силами, выработавшимися из русских инженеров, артиллеристов и технологов и 1500 мастеровых, хорошо знакомых со всеми специальностями сталепушечного производства —
от разнородных способов отливки из стали тигельной, бессемеровской
и сименс-мартеновской, прессования стали и отковки больших масс для орудий самых больших современных калибров, Обуховский завод обладает также всеми необходимыми механическими средствами
и приспособлениями, постоянно пополняя их новыми, чтобы удерживать свое положение наряду с главнейшими современными сталепушечными заводами Западной Европы.
Кроме пушек Обуховский завод, единственный в России, имеет средства (50-тонный паровой молот) для отковки больших стальных валов для морских машин самых больших размеров. В общем, этот завод производит различными способами и для различных назначений
до 350.000 пудов стали в год.
Общий вид зданий Адмиралтейских Ижорских заводов. Слева направо: малая машинная и медно-котельная мастерские, гауптвахта, заводские контора и училище, и склад моделейАдмиралтейские Ижорские заводы, старейшие из казенных заводов морского ведомства, расположенные на реке Ижоре, у с. Колпино,
через которое проходит Николаевская железная дорога, имели первоначальным назначением приготовление для судов флота несложных предметов механического производства, когда флот был еще парусный
и исключительным двигателем для заводских механических средств первоначально была водяная сила. С переходом от парусов к пару
и от деревянного судостроения к железному, броненосному,
а в последнее время — к стальному видоизменялась и деятельность Ижорских заводов.
Кроме приготовления якорей, цепных канатов, помп и прочих мелких предметов судового снабжения на заводе водворялись постепенно производства: механическое — в применении к постройке морских машин всех родов до 3000 индикаторных сил, котельное, трубопрокатное
и меднопрокатное, железоделательное и бронепрокатное, которое
с 1884 года приспособлено для производства сталежелезной брони
по способу Вильсона. Несмотря, однако, на большие затраты казны
и значительные механические средства Ижорских заводов занимающих около 1500 рабочих, производительность их признается далеко
не удовлетворительною, главным образом вследствие недостаточной технической подвижности, стесняемой порядками казенного управления.
Кронштадтский пароходный завод устроен морским ведомством
и открыл свои действия в 1858 году при 400 рабочих под управлением инженер-механика флота (ныне генерал-лейт[енанта]) Соколова, руководившего его первоначальным устройством и дальнейшим развитием до 1878 года. Основанием для этого завода послужило временно ремонтное заведение, потребность в котором почувствовалась в 1855 году с введением во флоте парового двигателя.
Постепенно, сообразно нуждам, завод, благодаря, главным образом, энергии и способностям инженер-механика Соколова, быстро расширялся и развил свою деятельность до размеров образцового ремонтного учреждения как по своему устройству и механическим средствам, так и по качеству своих производств, располагая в настоящее время модельною, литейною, кузнечною, механическою, железокотельной и меднокотельными мастерскими таких размеров, так обставленными, что в них производится текущий ремонт всего Балтийского флота, причем завод занимает до 1200 рабочих.
Заводоуправление Невского судостроительного и механического заводаРусские механические и горные заводы, или так называемый Невский завод, расположены у Невы, выше С.- Петербурга, между Шлиссельбургской заставой и селом Александровским.
Первоначальное устройство этих заводов г[осподами] Семянниковым
и Полетикою относится к началу 60-х годов, когда, благодаря усиленной судостроительной деятельности морского ведомства, умные
и предприимчивые учредители завода успели значительно развить
и расширить производительные его средства, главным образом,
по постройке корпусов военных судов.
На устроенных ими эллингах построена часть первых броненосных судов (постройкою морских машин этот завод занимался очень мало)
до фрегата «Генерал-Адмирал» включительно.
Впоследствии завод перешел в руки акционерного общества и хотя весьма значительно увеличил свои механические средства (более специально для постройки локомотивов, потребность в которых быстро росла с развитием у нас железнодорожной сети), но, руководимый лицами, преследовавшими спекулятивные цели, и обремененный непосильными долгами, завод, в начале 80-х годов занимавший до 2500 рабочих, был вынужден почти закрыться и прекратить свою деятельность.
С 1885 года предпринята под руководством одного из первоначальных учредителей завода г. Полетики финансовая реорганизация общества Невских заводов, которая дает надежду, что он снова займет свое прежнее первенствующее положение среди С.- Петербургских заводов
и что морское ведомство будет поддерживать его своими заказами судов, для которых этот завод имеет удобно расположенные эллинги, специальные железосталепрокатные мастерские...
Продолжение следует ...