Цитата: strannik-RF от 15.12.2024 15:39:46
И да - само слово и понятие Цивилизация - это про города - от латинского Civil (житель города, гражданин/горожанин, государственный - от лат. civilis — гражданский, государственный -- https://ru.wikipedia…ивилизация ). Никакого отношения к религии (особо к формам иудаизма типа христианства) и наличию письменности - термин не имеет. Вообще ...
...
А про города, ли? Даже, то, что есть (по ссылке) в "вики", заставляет призадуматься. Что же, в итоге, считать "цивилизацией"? ….
Отжав вики (+ раздел "Критика"(!)) до "сухого остатка", в итоге получаем: "нет общепринятого понятийно-определяющего набора критериев/категорий – "это цивилизация, а это НЕ цивилизация?""
Скрытый текст
….
И, наконец, исследователи обычно согласны в идентификации важнейших цивилизаций в человеческой истории и тех, что существуют в современном мире. Их мнения тем не менее часто расходятся в том, что касается общего числа существовавших в истории цивилизаций.
Куигли отстаивала шестнадцать явных исторических случаев и еще восемь очень вероятных.
Тойнби сначала назвал число двадцать два, затем – двадцать три;
Шпенглер выделил восемь основных культур.
Макнил называл во всей истории девять цивилизаций;
Бэгби тоже видел девять важнейших цивилизаций или двенадцать, если из китайской и западной выделить японскую и православную.
Бродель называл девять,
а Ростовани – семь важнейших современных цивилизаций. Эти различия отчасти зависят от того, считать ли такие культурные группы, как китайцы и индусы, единой исторической цивилизацией или же двумя близкими друг другу цивилизациями, одна из которых отпочковалась от другой. Несмотря на эти различия, идентичность не оспаривается.
Сделав обзор литературы, Мелко приходит к заключению, что существует “разумное согласие” относительно двенадцати важнейших цивилизаций, из которых семь уже исчезли (месопотамская, египетская, критская, классическая, византийская, центрально-американская, андская), а пять продолжают существовать (китайская, японская, индуистская, исламская и западная). К этим пяти цивилизациям целесообразно добавить православную, латиноамериканскую и, возможно, африканскую цивилизации.
С.Хантингтон "Столкновение цивилизаций" гл. 2 "История и сегодняшний день цивилизаций"
Стоит вспомнить, что:
1. историки (схоласты) средневековья разработали теорию "всемирно исторического" подхода … т.н. "концепция четырех империй: Ассирийкая, Персидская, Македонская, Римская + Свящ.Римская империя германской нации", … пришли времена "реформации", романо-германское католическое единство стало разрушаться, и ставшие непопулярными "империи" были заменены "цивилизациями". Прогресс и "европоцентризм" - это из этой ветви.
2. "Культурно-исторический" подход - другая ветвь (теоретической) исторической мысли, ведет свое начало от Геродота. (противостояние: Запад - Восток / Европа – Азия / греческие полисы -Персидская монархия) По мере того как накапливались знания о географии Ойкумены, росло и число выделенных культурно-исторических областей/территорий. И эти области с 18в. тоже были подведены под общий знаменатель: "цивилизации". (.. статья вики и это невольно подтверждает. Т.е. до 18в. термин и понятие "цивилизация" не использовались)
Обе ветви фундаментальны, так или иначе, существуют и поныне, большей частью уже в синтетическом виде.
Когда археологи ведут полемику в категориях "культур" – это еще, как бы, приемлемо и понятно. Но когда речь заходит о цивилизациях, так и хочется спросить: "а на каком основании?"
Отредактировано: Pavel Saki - 16 дек 2024 21:51:32
Тот, кому по моему приказу рубят голову, тоже мне Друг, и в нем есть согласие со мной, только расчленить человека невозможно.
Друг мне и тот, кто считает, что ненавидит меня, и с удовольствием отрубил бы голову мне. (А. Экзюпери)