Обсуждение космических программ

8,787,952 39,579
 

Фильтр
slavae
 
russia
Москва
Слушатель
Карма: +193.42
Регистрация: 21.03.2013
Сообщений: 27,082
Читатели: 6
Цитата: basilevs от 25.07.2020 21:33:08"Изюминка" - автоматический заправщик, болтающийся на Лунной орбите, выводимый отдельным пуском. Он обеспечивает как раз возможность спокойно вернуться. Второй заправщик, насколько понимаю, ждёт в L1. И это - реально первый шаг к какому-то вменяемому освоению Луны. Без "Космического танкера Лагранж" (ага, Лунолёты, да) полёты к Луне и обратно по вменяемой цене невозможны.

Изюминка была бы - это ядерноэлектрический буксир, который берёт груз на земной орбите или чуть повыше, и тащит к Луне. А потом обратно. А если космонавтов снабдили достаточными ресурсами, потом на Марс, например )
А потом без них вдогонку за каким-нибудь Вояджером, чтоб не потерялся ) Вернуть ценную реликвию американскому народу ))
Империя - это мир, и этой идеологии достаточно. Мы живём в самой лучшей стране в мире и все нам завидуют.
Одушевлённое Одевают, Неодушевлённое Надевают.
  • +0.23 / 15
  • АУ
caSmith
 
Слушатель
Карма: -35.26
Регистрация: 24.04.2008
Сообщений: 2,202
Читатели: 0
Цитата: basilevs от 25.07.2020 21:38:38Главная дозаправка - на орбите.\n\n
"Модуль заправки", ждущий на Луне - нужен чтобы взлететь с нужным наклонением орбиты. Объём топлива там не такой большой должен быть. Задача точной посадки на поверхность Луны сегодня вполне решаемая.

Но такую схему всё равно надо будет сначала на автоматах отрабатывать - сейчас не 1960е годы, рисковать людьми как тогда никто не будет.

3 смертельно опасных аттракциона. Что с вероятностью неудачи миссии?
Сегодня вполне решаема "любая" задача. В вот конкретно Фобос-грунт оказался не нерешаемым. Как и очередная "Луна". Да и сама программа "Ангары" сильно тяжело реализуется, не говоря о "на порядки более дешевом" Федеральном Орле.
Мужа кровей и льстива гнушается Господь!
  • -0.10 / 8
  • АУ
basilevs
 
russia
Санкт-Путинбург
Слушатель
Карма: +238.15
Регистрация: 31.10.2008
Сообщений: 6,439
Читатели: 7
Цитата: caSmith от 26.07.2020 09:06:333 смертельно опасных аттракциона. Что с вероятностью неудачи миссии?
Сегодня вполне решаема "любая" задача. В вот конкретно Фобос-грунт оказался не нерешаемым. Как и очередная "Луна". Да и сама программа "Ангары" сильно тяжело реализуется, не говоря о "на порядки более дешевом" Федеральном Орле.

По пунктам.
  1. Это были "смертельно опасные аттракционы" в 1960х. С тех пор системы управления ушли очень далеко. Сегодня они позволяют не то что на орбите Луны состыковаться - можно подлететь к астероиду/комете, выйти на их орбиту, спустить аппрат, взять пробы грунта, взлететь, состыковаться и помчасться обратно к Земле. И это работает.
    Если хочется подстраховаться - можно этих танкеров на орбиту Луны две штуки запулить, если один сломается, второй дозаправит.
    Если же будет неисправен второй танкер в L1 - можно задействовать аварийный режим, атмосферное торможение, как это делали Аполлоны и Союз 7К-Л1.

  2. Спросите про Фобос-Грунт TAU - он вам расскажет, почему там так получилось. Хроническое недофинансирование, средств и времени на нормальное тестирование не хватило. Экзо-Марс - прекрасно долетел и свою задачу выполняет; Спектр-Р, Спектр-РГ - прекрасно работали и работают за радиационными поясами. Причём РГ вышел и удерживается в очень интересной точке - L2.

  3. Тяжело реализуется перенос производства Ангары, что ожидаемо. Нужен он были или нет - о том тут много страниц понаписано. А сама то ракета уже разок прекрасно слетала.

  4. А зачем нужен Орёл? Это корабль для полёта на Луну. Если нет ракеты для полёта на Луну - смысл его разработку форсировать? А нету её по простой причине - по цене сверхтяжа нам полёт на Луну не нужен. Весь смысл "схемы с канистрами" - именно в удешевлении полёта к Луне и обратно на порядок, что приводит его уже в какие-то разумные рамки и позволяет всерьёз его хотя бы рассматривать в теории.

  • +0.18 / 15
  • АУ
caSmith
 
Слушатель
Карма: -35.26
Регистрация: 24.04.2008
Сообщений: 2,202
Читатели: 0
Цитата: mse от 26.07.2020 12:26:14полёт к луне, сам по себе, смертельный аттракцыон. Апполон-13 кивает.

теперь представьте, что Джеймсу Ловеллу & К для возвращения необходима заправка на орбите Луны. 
Бред все эти планы. Нет цели для человека на Луне. А когда появится, тогда и думать можно будет. А не так, чтобы ради непонятных амбиций выкинуть триллион и рискнуть жизнями отчаянных парней. Желающих конечно много будет, но оно того не стоит.
Мужа кровей и льстива гнушается Господь!
  • -0.09 / 8
  • АУ
caSmith
 
Слушатель
Карма: -35.26
Регистрация: 24.04.2008
Сообщений: 2,202
Читатели: 0
Цитата: basilevs от 26.07.2020 12:44:55По пунктам.
  1. Это были "смертельно опасные аттракционы" в 1960х. С тех пор системы управления ушли очень далеко. Сегодня они позволяют не то что на орбите Луны состыковаться - можно подлететь к астероиду/комете, выйти на их орбиту, спустить аппрат, взять пробы грунта, взлететь, состыковаться и помчасться обратно к Земле. И это работает.




работаетУлыбающийся но не всегда, увы. Судьба зонда "Фивы" тому свидетельница. 
Имхо. энергетика потенциальной миссии к луне должна обеспечивать потенциал возврата с любого этапа. Хочется тяжелыми ракетами отработать? - соберите корабль на орбите Земли (хоть полгода собирайте, хоть даже с помощью МКС и её экипажа), доставьте экипаж Союзом и всего делов.
Но сначала обоснуй цель экспедиции.
Отредактировано: caSmith - 26 июл 2020 13:25:31
Мужа кровей и льстива гнушается Господь!
  • +0.02 / 5
  • АУ
Topgun
 
Слушатель
Карма: -0.82
Регистрация: 06.03.2019
Сообщений: 151
Читатели: 0
Цитата: caSmith от 26.07.2020 13:24:45работаетУлыбающийся но не всегда, увы. Судьба зонда "Фивы" тому свидетельница. 
Имхо. энергетика потенциальной миссии к луне должна обеспечивать потенциал возврата с любого этапа. Хочется тяжелыми ракетами отработать? - соберите корабль на орбите Земли (хоть полгода собирайте, хоть даже с помощью МКС и её экипажа), доставьте экипаж Союзом и всего делов.
Но сначала обоснуй цель экспедиции.

согласен
дозаправки выглядят каким-то "трешем" если можно собрать корабль (с отстреливаемыми "разгонными блоками" и посадочными модулями) без всяких дозаправок с нужным количеством топлива, что тут нужно несколько пусков что с "дозаправкими" нужно несколько пусков, так зачем же делать с лишним риском (дозаправкой)?
пришло новое поколение которое впечатлилось роликами Маска про заправки Старшипов в космосе? - чет волнуюсь...
  • +0.00 / 8
  • АУ
aspb
 
russia
Санкт-Петербург
65 лет
Слушатель
Карма: +169.91
Регистрация: 30.05.2020
Сообщений: 1,694
Читатели: 2
Цитата: Topgun от 26.07.2020 17:25:55согласен
дозаправки выглядят каким-то "трешем" если можно собрать корабль (с отстреливаемыми "разгонными блоками" и посадочными модулями) без всяких дозаправок с нужным количеством топлива, что тут нужно несколько пусков что с "дозаправкими" нужно несколько пусков, так зачем же делать с лишним риском (дозаправкой)?
пришло новое поколение которое впечатлилось роликами Маска про заправки Старшипов в космосе? - чет волнуюсь...

Я так понимаю ( может и неправильно), что при использовании стандартных разгонных блоков получится по характеристикам та же самая сверхтяжелая без первой и второй ступени и  с худшим соотношением массы ракеты к массе топлива. Поэтому разгонных блоков понадобится больше. 
Запусков с земли потребуется соответственно больше.
Будет этакая револьверная обойма из блоков, основу  которой тоже надо будет выводить отдельной ракетой, а потом на орбите разгонные блоки сводить и стыковать. И это будет не обычная осевая стыковка. И не обычная система управления тягой.
Отредактировано: aspb - 26 июл 2020 19:00:43
Никогда не ставлю минус за объективную информацию, какой бы неприятной она для меня не была.
  • +0.06 / 2
  • АУ
Прокруст
 
Слушатель
Карма: +1.00
Регистрация: 25.01.2014
Сообщений: 1,439
Читатели: 1
Цитата: basilevs от 26.07.2020 12:44:55По пунктам.
  1. Это были "смертельно опасные аттракционы" в 1960х. С тех пор системы управления ушли очень далеко. Сегодня они позволяют не то что на орбите Луны состыковаться - можно подлететь к астероиду/комете, выйти на их орбиту, спустить аппрат, взять пробы грунта, взлететь, состыковаться и помчасться обратно к Земле. И это работает.
    Если хочется подстраховаться - можно этих танкеров на орбиту Луны две штуки запулить, если один сломается, второй дозаправит.
    Если же будет неисправен второй танкер в L1 - можно задействовать аварийный режим, атмосферное торможение, как это делали Аполлоны и Союз 7К-Л1.




Дозаправка в космосе - возможна. Автоматическая стыковка уже отлажена. Что важно - ошибки при стыковке - легко исправимы, нужно только не допустить столкновения, с автоматикой это легко.
Дозаправка на Луне - трэш и угар. Любую ошибку невозможно исправить.
PS.
Нужно садится на Луну сразу с топливом для взлета. Другого варианта нет.
  • +0.04 / 5
  • АУ
basilevs
 
russia
Санкт-Путинбург
Слушатель
Карма: +238.15
Регистрация: 31.10.2008
Сообщений: 6,439
Читатели: 7
Цитата: Topgun от 26.07.2020 17:25:55согласен
дозаправки выглядят каким-то "трешем" если можно собрать корабль (с отстреливаемыми "разгонными блоками" и посадочными модулями) без всяких дозаправок с нужным количеством топлива, что тут нужно несколько пусков что с "дозаправкими" нужно несколько пусков, так зачем же делать с лишним риском (дозаправкой)?

Дозаправка - не трэш, а отлаженная процедура. МКС регулярно дозаправляют, не первый десяток лет уже.
А собирать космопоезд на полёт туда и обратно - это очень сильно больше пусков и модулей с топливом надо. Если непонятно, почему - могу отдельно объяснить. "Задачу о джипе" я упоминал не просто так.
  • +0.14 / 10
  • АУ
caSmith
 
Слушатель
Карма: -35.26
Регистрация: 24.04.2008
Сообщений: 2,202
Читатели: 0
Цитата: mse от 26.07.2020 19:40:35им уже не нужен спуск. И, соотв, заправка

наши хотят топливом на обратную дорогу снабдить корабль где-то в районе Луны. Американцы топливо везли с собой. Нет стыковки или проблемы - экипаж гибнет. Стыковка на низкой орбите Земли и стыковка где-то в окрестностях Луны... это большая разница. Американцы не просто так оставляли на орбите Луны астронавта.
Мужа кровей и льстива гнушается Господь!
  • -0.01 / 1
  • АУ
Topgun
 
Слушатель
Карма: -0.82
Регистрация: 06.03.2019
Сообщений: 151
Читатели: 0
Цитата: basilevs от 26.07.2020 19:39:24Дозаправка - не трэш, а отлаженная процедура. МКС регулярно дозаправляют, не первый десяток лет уже.
А собирать космопоезд на полёт туда и обратно - это очень сильно больше пусков и модулей с топливом надо. Если непонятно, почему - могу отдельно объяснить. "Задачу о джипе" я упоминал не просто так.

проблема в том что на орбиту Луны нельзя отправить "канистру" - туда полетит целый "джип"(только необитаемый) и толкать его будет туда свой "разгонный блок"...
естественно я понимаю что люди которые там работают - профи и они в "теме" на много порядков по сравнению со мной, просто я оглядываюсь на то что уже делали (на форумах даже есть "проекты" где многопуском на Союзах облетают Луну)
  • +0.00 / 0
  • АУ
Alexxey
 
Слушатель
Карма: +47.85
Регистрация: 12.02.2009
Сообщений: 6,363
Читатели: 3
Цитата: mse от 26.07.2020 20:06:58"Апполону-13" не нужно было бы тратить горючку на торможение для выхода на круговую орбиту вокруг Луны, манёвры на ней и посадку. Главное, чтобы хватило скорректировать траекторию на обратный путь и приМКСивание.

А ещё "Апполону-13" (и всем прочим Аполлонам и возвращавшимся Лунам) не нужно было тратить на торможение для выхода на околоземную орбиту. А перед приМКСиванием надо бы ещё со второй космической затормозить до первой и на не абы какую орбиту вокруг Земли выйти, чтобы с МКСом встретиться.
Отредактировано: Alexxey - 26 июл 2020 23:30:26
  • +0.11 / 5
  • АУ
caSmith
 
Слушатель
Карма: -35.26
Регистрация: 24.04.2008
Сообщений: 2,202
Читатели: 0
Цитата: mse от 26.07.2020 20:06:58"Апполону-13" не нужно было бы тратить горючку на торможение для выхода на круговую орбиту вокруг Луны, манёвры на ней и посадку. Главное, чтобы хватило скорректировать траекторию на обратный путь и приМКСивание.

вот вышли бы на орбиту Луны и тут бахнуло. И что? Шансы у Апполо оставались, горючка на борту. А по схеме наших мудрецов?
Мужа кровей и льстива гнушается Господь!
  • -0.01 / 1
  • АУ
caSmith
 
Слушатель
Карма: -35.26
Регистрация: 24.04.2008
Сообщений: 2,202
Читатели: 0
Цитата: mse от 27.07.2020 12:03:30Для возвращения без посадки можно предусмотреть запас топлива. А что до МКСивания, то достаточно просто выйти на хоть какую орбиту Земли, а там уже какой спасательный борт от МКС доберётся.

1. на хоть какую-то орбиту спасательный борт (Союз? Дракон? Старлайнер?) доберется не только лишь как-то.
2. И в такой конфигурации миссии федеративный Орел не нужен, раз ему в атмосферу не входить.
Мужа кровей и льстива гнушается Господь!
  • +0.00 / 0
  • АУ
Alexxey
 
Слушатель
Карма: +47.85
Регистрация: 12.02.2009
Сообщений: 6,363
Читатели: 3
Цитата: mse от 27.07.2020 12:03:30Для возвращения без посадки можно предусмотреть запас топлива. А что до МКСивания, то достаточно просто выйти на хоть какую орбиту Земли, а там уже какой спасательный борт от МКС доберётся.

Ну, вообще, на высоте МКС поворот орбиты на 1° обходится в примерно 130 м/с характеристической скорости, так что выход "хоть на какую орбиту" может встать довольно дорого. Но в принципе это не проблема, прилётную траекторию нетрудно выбрать так, чтобы попасть в хорошую орбиту. Вопрос в том, что по предлагаемой схеме мы должны затратить дополнительно как минимум 3 км/с ХС, которые по схеме со спуском со 2-й космической давала нам "на халяву" атмосфера. Взлёт с Земли с выведением на траекторию к Луне ~11 км/с, торможение/посадка и взлёт на Луне по ~2,5 км/с, плюс аэродинамические/гравитационные  потери, коррекции по пути и запас — итого порядка 18-19 км/с на весь полёт. В предлагаемой схеме затраты ХС на 15% больше. А выигрываем что? Из очевидного — кораблю не нужен спуск в атмосфере, значит не нужна аэродинамическая форма и соответствующая термозащита. Можно лучше скомпоновать/увеличить обитаемый объём, выигранный вес пустить на противорадиационную/противометеоритную защиту. Но тогда не нужен не только супертяж, но и "ФедерацияОрёл" — это будет совсем другой корабль. И на фига нам опять такое тотальное переобувание?
Отредактировано: Alexxey - 27 июл 2020 13:41:33
  • +0.08 / 4
  • АУ
iron-zorin
 
russia
Слушатель
Карма: +47.09
Регистрация: 19.01.2016
Сообщений: 1,242
Читатели: 1
Цитата: Alexxey от 26.07.2020 23:29:27А ещё "Апполону-13" (и всем прочим Аполлонам и возвращавшимся Лунам) не нужно было тратить на торможение для выхода на околоземную орбиту.

А как "Апполону-13" удалось в Тихий Океан попасть? Или орбита заранее просчитывалась для такой ситуации?
  • 0.00 / 2
  • АУ
Вадим Р.
 
russia
Хабаровск
59 лет
Слушатель
Карма: +192.06
Регистрация: 04.04.2012
Сообщений: 7,001
Читатели: 5
Цитата: iron-zorin от 27.07.2020 15:29:58А как "Апполону-13" удалось в Тихий Океан попасть? Или орбита заранее просчитывалась для такой ситуации?

Ви таки будете смеяться, но, по официальной версии, точность приводнения А-13 оказалась выше, чем всех других миссий, всего в нескольких километрах от поискового корабля. Несмотря на пилотирование по пачке Беломора. Но это была моя излюбленная тема для поржать на лунной ветке, а значит не для тут.
  • +0.08 / 8
  • АУ
caSmith
 
Слушатель
Карма: -35.26
Регистрация: 24.04.2008
Сообщений: 2,202
Читатели: 0
Цитата: mse от 27.07.2020 13:37:57У нашых мудрецоф на орбите Луны висит бочка с горючкой.

именно, где-то там на орбите. А нужно прямо здесь на корабле.
Мужа кровей и льстива гнушается Господь!
  • +0.00 / 0
  • АУ
Alexxey
 
Слушатель
Карма: +47.85
Регистрация: 12.02.2009
Сообщений: 6,363
Читатели: 3
Цитата: iron-zorin от 27.07.2020 15:29:58А как "Апполону-13" удалось в Тихий Океан попасть? Или орбита заранее просчитывалась для такой ситуации?

А в чём проблема для "Апполона-13" попасть в Тихий океан? Луны-16,20,24 улетали с Луны с единственным включением двигателя при старте с поверхности и без единой дальнейшей коррекции. Нормально попадали потом в Советский Союз. Почему для корабля с возможностью нескольких коррекций должно быть сложнее попасть в океан? Практически сразу после аварии первым делом решался вопрос использовать ли прямое возвращение (торможение и обратный разгон) или переход на траекторию свободного возвращения с облётом Луны, с коррекциями после облёта. Уже в этот момент рассчитываемые варианты (их было несколько) содержали примерные районы приводнения в Атлантике, Тихом и, ЕМНИП, даже Индийском океанах. Выбирали исходя из минимизации времени возврата.
  • +0.09 / 5
  • АУ
iron-zorin
 
russia
Слушатель
Карма: +47.09
Регистрация: 19.01.2016
Сообщений: 1,242
Читатели: 1
Цитата: Вадим Р. от 27.07.2020 15:56:44Ви таки будете смеяться, но, по официальной версии, точность приводнения А-13 оказалась выше, чем всех других миссий, всего в нескольких километрах от поискового корабля. Несмотря на пилотирование по пачке Беломора. Но это была моя излюбленная тема для поржать на лунной ветке, а значит не для тут.

Я не про точность по курсу (её относительно легко скорректировать), а про время прилёта. То есть траектория заранее просчитывалась так, чтобы в случае неудачи облететь Луну и подлететь к Земле именно в то время, когда она нужным боком повёрнута. 7.5 км на 21 параллели - это около 18 секунд
  • +0.02 / 1
  • АУ
Сейчас на ветке: 20, Модераторов: 0, Пользователей: 0, Гостей: 1, Ботов: 19