Цитата: Fomor.Perm от 11.12.2013 12:36:46
вот! Основным заказчиком Зенита является Морской Старт, который теперича принадлежит РРК Энергия, а это, считай Роскосмос и есть.
Это немного не так и даже совсем не так. РКК "Энергия" - это корпорация в которой государству принадлежит 38% акций, причем владеет ими Росимущество, а Роскосмос это Федеральное космическое агентство. Отношения у них как бэ чисто деловые
С проектом "Морской старт" все очень непросто и запутано. Сам проект уникален, но он был изначально задуман как коммерческий, а с окупаемостью дело не пошло. Для самоокупаемости нужно было иметь 4-5 заказов на пуски в портфеле, что было только один раз в 2006 году. Проект постоянно преследует длинная череда скандалов, от истории с его банкротством в 2009 году и приобретением его РКК Энергия уже практический в полную собственность. Для чего была взята куча кредитов и еще одного недавнего скандала. Оказывается и при изготовлении двигателей для ее ракет. Цены на изготовление которых сознательно занижались для того, чтобы создать видимость финансовой эффективности проекта.
Слова о необходимости господдержки "Морского старта" прозвучали на фоне обострившихся разногласий с Казахстаном по поводу согласованного количества запусков "Протонов" с Байконура, но тут возникает ряд проблем. Сейчас базовый порт проекта "Морской Старт" это г. Лонг Бич, США. Только там есть возможность готовить комплекс, ракеты и спутники к выходу в океан для произведения пусков. Это позволяет запускать с морской платформы и военные спутники. Например, аппарат Intelsat-27, утраченный в результате аварийного пуска с платформы в феврале этого года, предназначался для обслуживания тактических соединений военно-морского флота и министерства обороны США.
Если допустить, что государство получит его активы, то базирование инфраструктуры в США, очевидно, не позволит России запускать с плавучей платформы аппараты военного и двойного назначения. Получается космодром с заметно усеченными возможностями, ради сохранения которых придется еще и финансировать объемную инфраструктуру в США. Что неприемлемо и соответственно предложение выкупить активы "Морского старта" в такой конфигурации государство пока не заинтересовало.
Использовать "Морской старт" в интересах государства, в том числе Минобороны, глава Роскосмоса считает возможным в случае перебазирования комплекса на территорию РФ и создания в российском порту необходимой инфраструктуры. В качестве ориентира взята цифра в $1 млрд - примерно за эти деньги можно создать в новом порту базирования: монтажно-испытательный комплекс, хранилище частей ракеты, завод по производству жидких кислорода и азота, базу для хранения керосина и другие объекты. Плюс к этому государству нужно будет разобраться с текущей долговой нагрузкой "Морского старта", а это, по различным оценкам, от $400 млн до $500 млн. Еще есть судебные риски, поскольку Boeing в суде Нью-Йорка требует с "Энергии" $233 млн в качестве компенсации убытков операционной деятельности.
Но и этим затраты на спасение и поддержание проекта могут не ограничиться. Потому что речь идет не только о смене базового порта, но и создании новой ракеты специально для него. Нынешняя администрация Роскосмоса уже изучила вопрос. Для устранения рисков возможно вместо "Зенита" использовать в составе комплекса "Морской старт" носитель среднего класса полностью российского производства с улучшенными тактико-техничекими характеристиками на основе уже созданных или модернизируемых бортовых систем. Судя по замыслу конструкторов "Энергии", они предлагают сэкономить на создании ракеты, взяв уже используемые агрегаты от других носителей: маршевый двигатель от "Зенита" РД-171М, систему управления от "Протона-М", двигатель второй ступени от "Ангары" РД-191В, хвостовой отсек и систему интерфейсов от "Зенита". По своим характеристикам новая ракета, по замыслу конструкторов, должна превзойти "Зенит" и выводить на геостационарную орбиту спутники массой до 3,4 т.
Отредактировано: Shadow. - 11 дек 2013 14:34:30
Просто Тень...