Цитата: caSmith от 15.11.2018 16:50:33для меня, например, стоимость программы Буран-Энергия - это как раз такая куча. Этих денег хватило бы на постройку ВСЕХ автомобильных дорог СССР. А их "надули и отпустили". Что и подтвердила сама жизнь на примере этого технологического монстра (в хорошем смысле), да и Шаттла тоже.
Это как у тяжелоатлетов. Какой он молодец, что взял такой вес. И не беда, что носить его не может и позвоночник повредил.
Цитата: Аладдин от 15.11.2018 17:13:34Проблема тут в энергетике. Если можно было заправить шаттл так, чтобы он включил двигатель, замедлился и вошел в атмосферу не со скоростью 27 000 км/ч, а, скажем, с 5000 км/ч, то вообще не надо было бы потом "лечить".
Не знаю сколько тонн горючего достаточно для этого и выгодна ли такая схема. Но может, знатоки скажут.
Тогда сверхтяж поднимет 100 или 200 тонн горючего на орбиту, заправит шаттл необходимым количеством, и все.
Так и 100 раз можно поднять шаттл на орбиту без особого ремонта.
Цитата: Аладдин от 15.11.2018 17:13:34Проблема тут в энергетике. Если можно было заправить шаттл так, чтобы он включил двигатель, замедлился и вошел в атмосферу не со скоростью 27 000 км/ч, а, скажем, с 5000 км/ч, то вообще не надо было бы потом "лечить".
Не знаю сколько тонн горючего достаточно для этого и выгодна ли такая схема. Но может, знатоки скажут.
Цитата: Senya от 15.11.2018 17:32:18Для 80-тонного Шаттла минимум 300 тонн (если кислород-водород, на котором он собственно работал).
UPD.
Не, это общий вес системы. Топлива порядка 220 тонн (без учёта баков, в которых оно будет выводится).
Цитата: Senya от 15.11.2018 17:32:18Для 80-тонного Шаттла минимум 300 тонн (если кислород-водород, на котором он собственно работал).
UPD.
Не, это общий вес системы. Топлива порядка 220 тонн (без учёта баков, в которых оно будет выводится).
Цитата: Vick от 15.11.2018 17:25:36Не обязательно. Может быть решение в каком-то одноразовом экране-подушке, который обгорает, да и фих с ним – на следующий полёт новенький быстренько прицепляем.
Цитата: normalized_ от 15.11.2018 18:45:41У меня чё-то 400 тонн получилось (хотя и что взял массу пустого 70)
Но все равно, понятно, что это не экономный вариант.
Ведь эти 300---400 тонн нужно еще и вывести. А для этого потребуется запустить например 3-4 РН "Энергия". или пару десятков "Протон"
Кроме того:
а) после такого торможения выше 80 км атмосферы он потом будет разгоняться притяжением и как его "ловить" из баллистического спуска не понятно.
б) если ниже, то нужно смотреть на динамику полета и угол ориентации, в режиме торможения нагрев "Колумбии" начался уже с 80 км, и разваливаться на 40 км.
Цитата: Аладдин от 15.11.2018 18:40:40Так сколько горючего надо, чтобы с первой космической замедлиться до 5-6 тыс. км/ч?
Более 200 тонн?
Цитата: normalized_ от 15.11.2018 18:45:41У меня чё-то 400 тонн получилось
Цитата: Vick от 15.11.2018 15:55:08А проблема экстремальных условий приземления "многоразовых" кораблей решена? Насколько я помню, ни "Буран" ни "шаттлы" этим не блистали: после приземления нужно было массу работы проводить, от подклейки отвалившихся керамических плиток до тестирования огромного количества узлов, прежде чем снова пущать эти псевдо-многоразовые корабли.
Цитата: Senya от 15.11.2018 19:02:48Я на пальцах прикидывал, можно чуть подробнее пересчитать.
Пусть мы с 28 000 км/ч замедляемся до 6 000 км/ч. Дельта 22 000 км/ч или 6 111 м/с.
По формуле Циолковского изменение скорости это логарифм соотношения масс умноженный на скорость истечения (4 500 м/с для пары кислород-водород). Итого:
ln(M/m)=6111/4500=1.358
M/m=3.89
M=3.89*m
Если примем массу пустого шаттла m 69 тонн плюс тонн 15 бак (примерно пропорционально, родной весит 40 тонн для 716 тонн топлива), вес системы перед торможением M будет 327 тонн, а количество топлива соответственно 243 тонны. Но на орбиту выводить всё равно с баком, так что 258 тонн нагрузки на НОО.
Буран мог весить меньше, но у спейс-шаттла уже есть топливная система и двигатели необходимой мощности.
Цитата: Аладдин от 15.11.2018 19:13:09Спасибо за ответ!
Понятно, что так замедлиться невозможно.
А нельзя ли управлять спуск и сделать замедление намного дольше, так чтобы корабль не нагревался до предельных температур, и, скажем, время спуска не было 20-30 минут, а часа два (2 околоземных витка)?
Т.е. входить в плотные слои более постепенно и не так круто, как сейчас?
Цитата: Senya от 15.11.2018 19:29:16Имеется ввиду сколько времени идёт существенное взаимодействие с атмосферой.
Цитата: Cheen от 15.11.2018 19:08:39В самолетах тоже тестируют большое количество узлов прежде чем "снова пускать", и автобусы после рейсов положено техосматривать. В этом нет большой трагедии.
Цитата: Аладдин от 15.11.2018 19:13:09Спасибо за ответ!
Понятно, что так замедлиться невозможно.
А нельзя ли управлять спуск и сделать замедление намного дольше, так чтобы корабль не нагревался до предельных температур, и, скажем, время спуска не было 20-30 минут, а часа два (2 околоземных витка)?
Т.е. входить в плотные слои более постепенно и не так круто, как сейчас?
Цитата: Vick от 15.11.2018 19:37:44При попытках более крутого входа, как я слышал, корабль отскакивает от атмосферы, как камушки от воды, когда "блинчики" на озере детишки "лепят".
Цитата: НАлЕ от 15.11.2018 19:32:58Когда-то, здесь, на этой ветке, Кактус давалциклограммудиаграмму команд событий при спуске СА Союз от момента подачи тормозного импульса до раскрытия парашюта и собственно приземления.
ЦитатаЦитата: Кактус от 02.06.2010 16:55:10
Вот возьмем, для примера, сегодняшнее возвращение космонавтов на Землю (времена расчетные, а не реализовавшиеся, ДМВ):
1 июня
Закрытие переходного люка - 23:57
2 июня
Отстыковка от МКС - 03:04
Включение ДУ - 05:34 (высота орбиты примерно 354 км)
Вход в атмосферу - 06:02 (высота 100 км)
Ввод ОСП - 06:10 (11 км)
Посадка - 06:24
Это при управляемом спуске, где максимальная перегрузка примерно 4
Если бы вдруг случился баллистический спуск, то перегрузки бы были побольше (раза в три-четыре, чем при управляемом), и ввод ОСП прошел бы тоже раньше по времени
Ввод ОСП при БС - 06:08
Посадка при БС - 06:22
Т.е.видим, что через атмосферу летим очень мало по времени, да и выбор траектории особо не влияет на длительность пролета через атмосферу.
На парашюте летим минут 15, но тут время от многих факторов зависит. От парашюта, от веса груза, от восходящих потоков воздуха, от высоты ввода парашюта....
Дольше всего преодолеваем расстояние от точки включения ДУ до входа в атмосферу. Тут опять зависит от высоты орбиты, от величины тормозного импульса.
Цитата: caSmith от 15.11.2018 16:50:33для меня, например, стоимость программы Буран-Энергия - это как раз такая куча. Этих денег хватило бы на постройку ВСЕХ автомобильных дорог СССР. А их "надули и отпустили". Что и подтвердила сама жизнь на примере этого технологического монстра (в хорошем смысле), да и Шаттла тоже.
Это как у тяжелоатлетов. Какой он молодец, что взял такой вес. И не беда, что носить его не может и позвоночник повредил.
Цитата: Mirotvorets от 15.11.2018 20:26:06Вашего осетра надо урезать на пару порядков.
Стоимость программы Энергия Буран прядка 15 млрд советских рублей.
Для сравнения стоимость строительства автодороги Чита-Хабаровск(чуть более 2000км) - порядка 3 млрд рублей.
Тоесть Энергия Буран стоили порядка 10000 км дороги третьей технической категории.
В СССР тогда таких дорог было более 500000 км
Метод проб и ошибок пожалуй один из фудаментальных и проверенных способов развития человечества.
Цитата: caSmith от 15.11.2018 20:50:01я конечно был на сайте Буран и читал о 15 млрд. Очень заниженная цифра. Интересно, для чего такое написали, а?