Цитата: Liss от 23.07.2020 09:11:28Естественно, это в первую очередь постоянные расходы, и главным образом фонд зарплаты всех участников работ.
Цитата: Liss от 23.07.2020 09:11:28Стоимость межполетного обслуживания орбитальной ступени и ускорителей и производства баков на этом фоне просто теряется.
Цитата: Liss от 23.07.2020 09:11:28В свое время утверждалось, что добавка одного полета шаттла в годовой график обойдется где-то в 40-50 млн $ дополнительных затрат.
Цитата: iron-zorin от 23.07.2020 12:05:16А самостоятельно он (военный аппарат) уйти с ГСО на ГПО может?
Цитата: Liss от 23.07.2020 13:45:35Не, такого извращения никто никогда не предлагал. Что вышло на ГСО, там или рядом с нею и останется. Аминь.
Цитата: НАлЕ от 23.07.2020 12:59:26Извините, но "Не верю!". Даже в ценах 70...80-х годов прошлого столетия.
Каждая миссия требует широкого перечня работ, многие из которых весьма трудоемки, и, следовательно. недешевы:
1. Ускорители надо:
- выловить в океане, доставить на завод;
- разобрать, провести дефектацию и ремонт (плановый и неплановой);
- по-новой залить топливо (которое само по себе чего-то стоит), собрать, испытать;
- доставить в МИК.
2. "Самолет" надо:
- доставить в МИК (или где его там "ремонтируют");
- провести дефектацию, замену одноразовых узлов, необходимый ремонт (те же плитки ТЗП, которые отваливались практически в каждом полете), испытания всех систем...
3. Надо изготовить новый топливный бак.
4. Собрать всю систему и "выдать" на СК.
5. Провести весь цикл проектно-конструкторских работ по интеграции ПГ в РКС.
6. Получить всё необходимое разрешалово. А это та ещё бюрократия.
7. Задействовать кучу служб (СЕВ, метеорологи, ВВС, службы поиска и спасения, авиадиспетчерскую службу, телеметристов ...), закрыть районы падения ...
8. Заправить водородом и кислородом и прочими газами/жидкостями.
9. Провести пуск, "поймать" в океане ускорители (впрочем, это уже я отразил выше).
10. Приземлить "самолет", провести послеполетное обслуживание ...
Это так, по-крупному.
Я бы к Вашим 45...50 млн $ по нолику приписал бы, и вот тогда это смотрелось бы более корректно.
Цитата: НАлЕ от 23.07.2020 12:59:26Не думаю, что постоянные работы по поддержанию технического состояния стартового и посадочных комплексов, ТК, НТО и проч. определяются только зарплатой персонала.
Но это уже не постоянные расходы "по поддержке ...", это уже расходы на каждую конкретную миссию.
Цитата: Liss от 23.07.2020 12:04:06Ну это никогда и не планировалось. Только с низких (околополярных) орбит. Или дозаправлять. Собирались проэкспериментировать с Landsat D, но не успели.
Цитата: Liss от 23.07.2020 14:27:14Кажется, мы спорим о разных предметах.
1997 год, в плане семь полетов, от STS-81 до STS-87.
Бюджет программы Space Shuttle 2961 млн $. Разумеется, без полезного груза, это другие заказчики и другие деньги.
То есть больше 423 млн $ на один запланированный полет не распишешь, хоть из кожи лезь.
...................
Откуда 400 лимонов-то?
Цитата: aspb от 23.07.2020 15:13:14Конечная оценка, определенная NASA в 450 млн дол за миссию, соответствует моменту окончания программы.
Цитата: TAI66 от 23.07.2020 14:47:00Ну вот собстна что и требовалось доказать Т.о. у программы спейс-шатл изначально были проблемы на уровне целеполагания (если только как уже говорил мы чего то не знаем) и видимо действительно РКК был переразмерен и обременен излишним функционалом.
Цитата: Senya от 23.07.2020 15:25:58Очень информативное получилось обсуждение, но у меня остался вопрос.
Если вычленить соответствующие статьи постоянных расходов из современных американских и российских программ и сравнивать чистую стоимость производства носителей - между многоразовыми и одноразовыми системами станется хоть какая-то достойная упоминания разница?
Цитата: Liss от 23.07.2020 14:27:14Кажется, мы спорим о разных предметах.
Цитата: Liss от 23.07.2020 14:27:141997 год, в плане семь полетов, от STS-81 до STS-87.
Бюджет программы Space Shuttle 2961 млн $. Разумеется, без полезного груза, это другие заказчики и другие деньги.
То есть больше 423 млн $ на один запланированный полет не распишешь, хоть из кожи лезь.
Распределение по направлениям: эксплуатация – 2465 млн, безопасность и модернизация – 496 млн. То есть реально не более 352 млн на полет.
Цитата: Liss от 23.07.2020 14:27:14Распределение по исполнителям: JSC – 1474 млн, MSFC – 1276 млн, KSC – 143 млн, SSC – 50 млн, остальное пренебрежимая мелочь.
В центрах сидят штатные сотрудники NASA на зарплате. В Хьюстоне готовят экипажи и управляют полетом, в Маршалле отвечают за матчасть, оба вместе ведают модернизацией, в Стеннисе прожигают новые двигатели, в Кеннеди собирают и запускают.
По отдельным направлениям работ (скажем, межполетное обслуживание орбитальных ступеней, восстановление, зарядка и сборка ускорителей, выпуск новых внешних баков в темпе семь штук в год) центрами выданы контракты коммерческим фирмам. Они, как правило, выдавались года на три, так что тут тоже люди на зарплате, а не на сдельщине.
И тут я, администратор NASA Дэн Голдин, принимаю решение: сорванную программу STS-83 повторить, провести еще один полет тем же кораблем с тем же экипажем и теми же задачами под новым номером STS-94 (абсолютно реальный факт). Во сколько это обойдется дополнительно?
Ускорение производства внешних баков – нужно восемь, а не семь. Материалы для производства, сверхурочные персоналу. (Условно считаем, что выпустить восьмой бак нужно в том же году.)
Ускорение обслуживания ступеней и пересборки ускорителей – на 14% больший объем ремонта, заливка ускорителей твердым топливом, сверхурочные персоналу.
Компоненты топлива для заправки на старте.
Услуги ВВС США по обеспечению безопасности пуска и сопровождению орбитального полета. (Не знаю, годовой там у них был заказ или в штуках.)
Минимальные дополнительные тренировки экипажа – тут даже сверхурочных не потребуется.
И всё.
Если добавить в график восьмой полет с другим заданием, добавится интеграция нового ПГ – но опять же это делают люди на зарплате семь раз в году, сделают и восемь.
Цитата: Liss от 23.07.2020 14:27:14И вообще, это под статье "полезный груз" идет.
Цитата: Liss от 23.07.2020 14:27:14Откуда 400 лимонов-то?
Цитата: Прокруст от 22.07.2020 20:54:06...
Однако есть еще нюансы, например по плиткам термозащиты - 35000 штук , у каждой свое гнездо и форма - как такое вообще может окупиться? Ну разве что выпускать по 100 шатлов в год.
Цитата: Прокруст от 22.07.2020 20:54:06Стоимость производства плиток - на практике дороже золота того же веса, пусть они и из кварца.
Цитата: Прокруст от 22.07.2020 20:54:06Разработки то у Маска по стали есть, я по видео вижу как они эпично разваливаются. Речь не о баках для топлива, а о корпусе и обтекателях.
Цитата: Прокруст от 22.07.2020 20:54:06Можете сказать чем алюминий лучше стали в качестве обтекателя? Легче то легче, но температуру не держит.
Цитата: Liss от 23.07.2020 14:27:14Кажется, мы спорим о разных предметах.
1997 год, в плане семь полетов, от STS-81 до STS-87.
Бюджет программы Space Shuttle 2961 млн $. Разумеется, без полезного груза, это другие заказчики и другие деньги.
То есть больше 423 млн $ на один запланированный полет не распишешь, хоть из кожи лезь.
Распределение по направлениям: эксплуатация – 2465 млн, безопасность и модернизация – 496 млн. То есть реально не более 352 млн на полет.
Цитата: НАлЕ от 23.07.2020 18:08:20Скажунеправильносильно просто, но понятно: алюминиевые сплавы в три раза легче, хоть и в два раза менее прочные, даже с учетом ТЗП.
Грубо говоря, если требуется обечайка толщиной 2 мм из стали, то из алюминия будет достаточно 4 мм.
Это уже не говоря о технологичности, хотя тут возможны нюансы.
Цитата: Прокруст от 23.07.2020 19:42:47...
Сейчас Маск пытается поймать обтекатель и получается у него плохо. Как я понимаю, обтекатель таки не дешев, иначе зачем ловить?
Цитата: Прокруст от 23.07.2020 19:42:47Для своей новой создаваемой ракеты он похоже банально сделает обтекатель из стали - и видимо ловить его уже не будет.
Да, сталь заметно тяжелее. Но для большой ракеты это мелочь - зато сильно дешевле.
Цитата: Прокруст от 23.07.2020 19:42:47Угу, я пожалуй не правильный задал вопрос.
Сейчас Маск пытается поймать обтекатель и получается у него плохо. Как я понимаю, обтекатель таки не дешев, иначе зачем ловить?
Для своей новой создаваемой ракеты он похоже банально сделает обтекатель из стали - и видимо ловить его уже не будет.
Да, сталь заметно тяжелее. Но для большой ракеты это мелочь - зато сильно дешевле.