Интересная статья по теперешним и будущим делам Камаза. Без всепропалы и шапкозакидательства. Конкретные планы и проблемы по импортозамещению и так далее.
ЦитатаС какой новости начать? Давайте с хорошей: итак, отныне КАМАЗ будет отвечать не только за легковую люксово-правительственную марку Aurus, но и за народный бренд Москвич, который возник в цехах бывшего столичного завода Renault. А потому мэр Москвы Собянин презентовал будущую площадку на пару с генеральным директором КАМАЗа Когогиным. Правда, перспективные
Москвичи на показанных эскизах - это же легковушки JAC, только с затертыми эмблемами! Причем слайды презентации явно сделаны на скорую руку: изображения машин грубо обрезаны, некоторые перевернуты вокруг своей оси и превратились в «праворульные».
Когда информация о «Джакомосквичах» разнеслась по интернету, камазовцы поспешили опровергнуть информацию: мол, изображения на эскизах не имеют отношения к реальной продукции и вообще зарубежный партнер еще не выбран. А то подумают, чего доброго, что «JAC Китаевич» превратится в «МАЗ Москвич» путем переклеивания эмблем и дальнейшей локализации! Впрочем, в этом не будет ничего удивительного: примерно таким же путем среднетоннажники JAC превратились в грузовики КАМАЗ Компас...
Но знаете, почему нет уверенности, что Москвичом будет именно JAC? Из-за второй новости, а она очень плохая. В придачу к санкциям, после которых с КАМАЗом прекратили сотрудничать европейские партнеры, в конце июня Минфин США ввел дополнительные санкции. Теперь камское объединение и его дочерние структуры внесены в так называемый SDN-лист, который запрещает любые сделки с КАМАЗом американским компаниям либо фирмам, которые рассчитываются в долларах. И после этого, по неофициальной информации, китайский холдинг Weichai решил больше не поставлять КАМАЗу свои газовые двигатели - а они являются основными в гамме камской газомоторной техники. Более того, у этого же холдинга камазовцы покупают мосты HanDe и коробки передач Fast Gear - не остановятся ли и их поставки? И не прекратит ли дружбу с камазовцами JAС?
Между тем, по нашим данным, принято решение передать проект Компас компании «Даймлер КАМАЗ РУС», «ДК РУС», которую вместо Андреаса Дойшле возглавила бывший финансовый директор Оксана Карахова.
Теперь о перспективной тяжелой серии К5, в которой используется немало компонентов европейских компаний. Планы таковы: до конца года КАМАЗ делает машины нового модельного ряда (серий К4 и К5) из оставшихся запасов комплектующих - во втором полугодии должно быть сделано 879 экземпляров. Из них 619 тягачей КАМАЗ-54901 (К5), 200 аналогичных «КАМАксоров» 5490 (К4) с кабинами Mercedes Ахоr и еще 60 трехосных тягачей-«КАМАксоров».
После этого «КАМАксоры» должны покинуть камазовский конвейер навсегда, а вот машины К5 и в первую очередь упомянутый тягач 54901 предполагается пересадить на новую компонентную базу. Кабины с мерседесовской основой полностью локализуют, уже без участия ушедшего из России Даймлера (что упало - то пропало!). Вместо 12-ступенчатой коробки-«робота» ZF TraXon и ведущего моста марки Daimler будут поставляться аналоги (наверняка китайские FastGear и HanDe) - опять же если поставки из Китая не прекратятся.
Интересно, что планируется заменить и двигатель: если сегодня на К5 устанавливается рядная «шестерка» КАМАЗ-910 рабочим объемом 11,9 л, разработанная при участии компании Liebherr, то ей на смену придет аналогичный, но 13-литровый мотор (по неофициальной информации, его назовут КАМАЗ-915), который, как уверяют, будет более экономичен.
Параллельно грядут перемены в электронике, но от нынешнего тачскрина не откажутся (что было бы логично, учитывая трудные времена). Наоборот, дисплей должен стать крупнее, с диагональю 15,6 дюйма вместо нынешних 10,1, и его нагрузят дополнительными функциями, за счет чего удастся минимизировать число кнопок на панели. Приборный щиток станет полностью электронным, в том же стиле, что и тачскрин, и будет возможно переключение между двумя стилями отображения информации - Classic (два циферблата) и Modern (без циферблатов).
Если перезапуск серии пойдет по плану, такой тягач должен появиться в начале 2023 года, вслед за ним, в середине года, - самосвалы К5 с аналогичными изменениями, а на рубеже 2023 и 2024 годов - даже электрогрузовики К5. Тогда же КАМАЗ собирается перейти на отечественные электрику и электронику.
Что касается «классического» модельного ряда КЗ со старыми кабинами, то здесь грядут следующие перемены. Моторы Cummins и механические коробки ZF, которые сейчас собирает КАМАЗ, будут «национализованы», локализованы и лишатся прежних имен: девятилитровый Cummins 151_е переименуют в КАМАЗ-667, коробки будут называться КАМАЗ-2131 (бывшая ZF 951310) и КАМАЗ-2181 (бывшая ZF 1651820), причем локализация трансмиссий идет полным ходом. Параллельно готовятся «родные» моторы КАМАЗ-740 V8 Евро-5 уже без топливной аппаратуры Bosch: ее заменит отечественная АЗПИ.
Ну а чтобы конвейер не останавливался, с него будут сходить упрощенные КАМАЗы в версии Евро-2 - с моторами КАМАЗ-740, оснащенными механическими ТНВД (топливным насосом высокого давления) ЯЗДА из Ярославля, коробками передач КАМАЗ либо «бывший ZF» и обычными камазовскими мостами. Кабина, как мы и предполагали, получит рестайлинг как у нынешних КЗ Евро-5, только опять же упрощенный. Снаружи - стальной бампер из трех частей, другие зеркала-подножки-козырек, а вот внутри, на пластиковой передней панели, вместо единого щитка приборов - отдельные приборы и сигнализаторы. Плюс сиденье на пневмоподвеске по заказу. Ну хоть так!
Всего в гамме запланировано 28 моделей Евро-2: шасси, самосвалы, полноприводные версии... Двухосных тягачей, разумеется, нет. Уже определены и партнеры, которые будут оснащать надстройками такие шасси: коммунальные машины будут делать Коммаш-ГрАЗ и мценский Коммаш, вахтовки - Автофургон и ГИРД-Автофургон, автокраны - Галичанин и так далее.
Далее, по импортозамещению. Поскольку в КАМАЗах последних моделей (включая серию КЗ) было немало «санкционных» запчастей, сейчас срочно прорабатывается вопрос о замене их аналогами, в том числе для ремонта. Скажем, компоненты в двигателях и мостах Daimler будут заменять деталями восьми производителей, а оригиналы начнут поставлять путем параллельного импорта. На смену сцеплению ZF Sachs придут аналоги КАМАЗ и FLRS из Китая, вместо фильтров MANN+Hummel внедрят продукцию пяти марок, включая Ливны и Unitruck-Germany (Думаете, из Германии? Как бы не так, опять из Китая!) Вместо турбокомпрессоров Schwitzer будет китайский же TurboKing и так далее.
Причем с запчастями все еще интереснее: их поставку камазовцы хотят начать и для грузовиков «большой семерки» европейских производителей! Пока неясно, можно ли будет отремонтировать, скажем, тягач VOLVO у камазовского дилера, но перечень уже солидный: для Мерседесов камазовцы подобрали более 600 позиций запчастей, для VOLVO, Сканий и МАНов - около 200, для IVECO - около сотни, а вот DAF (89 позиций) и Reanault (72 наименования) пока в аутсайдерах.
Но все это более чем актуально, учитывая прекращение деятельности самих «европейцев» на российском рынке, включая отказ от поставок оригинальных запчастей.
Зато, если говорить уже о самих грузовиках, освободившиеся ниши начали стремительно заполнять «китайцы»: по данным агентства Автостат, в июне грузовики из Китая заняли более 30% российского рынка! При том что в начале года эта доля не превышала 9-10%. Та же марка Shaanxi уже вышла на второе место после КАМАЗа: в первой пятерке сейчас КАМАЗ, Shaanxi, Урал, ГАЗ и Howo (причем у Howo рост почти в два раза).
Неудивительно, что камазовцы предлагают повысить утильсбор, чтобы перекрыть дорогу «китайцам».
Вот только с чем пока остается сам КАМАЗ? Увы, практически с тем же, с чего и начинал в 1974 году, - с грузовиками со старой кабиной, старой коробкой передач и старыми же мостами. Почему за столько десятилетий не были разработаны и внедрены полностью отечественные, но современные кабины, моторы, трансмиссии, тормозная система? Почему упорно делалась ставка на то, что «Запад нам поможет»? Что делать теперь, когда помощь Запада рухнула в одночасье, да и Восток под большим вопросом?
Между тем перспективные разработки продолжают появляться:так, на недавнем показе перспективных моделей перед НТЦ КАМАЗа был продемонстрирован еще невиданный «луноход» - здоровенный карьерный самосвал-беспилотник «Юпитер 30», названный так по грузоподъемности, около 30 т. Кабины водителя тут нет в принципе, а самосвальная платформа базируется на полноприводном и полноуправляемом шасси, которое может с одинаковым успехом ездить как вперед, так и назад. Привод - гибридный дизель-электриче- ский, по кругу камеры и радары-лидары. Если все пойдет по плану, «луноход» отправят в разрез Черниговский под Кемеровом, и это, судя по всему, только начало. Во всяком случае, у подразделения КАМАЗ-Бауман при МГТУ имени Баумана, которое разработало беспилотник, существует и проект с кодовым названием Вика. Речь идет о похожих автономных карьерных самосвалах, только уже без ДВС - с одним лишь электроприводом и накопителями энергии.
Другие новинки, хотя и не столь революционные, - пожарные машины серии К5, построенные по заказу автозавода компанией Приоритет из Миасса. Ирония судьбы: новейшие КАМАЗы будут «застраивать» под боком у конкурента, автозавода Урал, который находится в Миассе! Уже готовы автоцистерна с алюминиевым кузовом и 42-метровая пожарная лестница, обе на шасси 4x2.
А еще знаете, что появится в гамме К5? Автобус-внедорожник 4x4, причем не вахтовка, а однообъемник наподобие тех, которые катают туристов в отдаленных уголках планеты наподобие Исландии. Кстати, не исключено, что на таких автобусах КАМАЗ-мастер будет возить гостей ралли «Шелковый путь», раз уж взят курс на коммерциализацию спортивного проекта. Вот только сперва придется «импортозаменить» и перезапустить саму серию К5 - а это будет непросто.