День 1
Эта сессия была полностью посвящена обычному полету без каких-либо неисправностей. Сюда вошли подготовка самолета к вылету, запуск двигателей, руление с места стоянки к полосе, взлет, набор высоты, полет на заданном эшелоне (с некоторыми упражнениями по модификации этого полета с использованием FMS), снижение и заход на посадку (автоматический заход по ILS), уход на второй круг, векторение диспетчером для второго захода и заход по ILS в ручном режиме (т.е. не автопилот снижает самолет по глиссаде и следит за курсом, а пилот «на руках»), посадка и руление к стоянке и парковка самолета.
Далее, по дням, опишу лишь новые выполняемые действия. Поскольку, естественно, в каждую сессию, помимо описанного ниже, входили все предыдущие стандартные действия: подготовка, запуск двигателей, руление, взлет, набор высоты, полет по маршруту, изменение маршрута, снижение, подготовка к заходу, заходы, посадки, освобождение полосы с последующими процедурами – after landing procedures (процедуры после посадки), parking procedures (процедура на стоянке самолета), securing the aircraft procedures (подготовка самолета к полному выключению для длительной стоянки). Плюс постоянная работа с FMS – изменение маршрута, ввод новых данных в FMS, подготовка зон ожидания, изменение «на лету» типа захода, смена полосы, ввод ограничений, работа с визуальными точками-ориентирами на карте (FIX) и многое другое.
День 2
Опять был полет без неисправностей. За эту сессию отработали:
- ручной запуск двигателей (надо отметить, что Суперджет, в отличие от большинства других самолетов, в том числе Боингов и Аэрбасов, при автоматическом запуске двигателей умеет сам определять возникающие проблемы, устранять их и повторно проводить процедуру запуска двигателя, без какого либо вмешательства пилота и техников на земле. Пилоту остается только контролировать происходящие процессы),
- вывод самолета в полете из сваливания и нестандартного пространственного положения (для этого пришлось отключить все защиты самолета для полета в direct mode, т.к. с активными защитами его невозможно довести до сваливания или нестандартного положения в пространстве),
- новые задачи при наборе/снижении и изменении высоты, различные упражнения в полете на эшелоне, которые могут потребоваться в реальных полетах,
- заход по неточной системе, уход на второй круг, векторение в зоне аэродрома, заход по ILS, посадки.
День 3
Выполненные задачи:
- уход с маршрута на запасной аэродром,
- отказы ND/PFD/EWD дисплеев,
- заход по неточной системе,
- визуальный заход,
- неисправности различных систем управления (элеронов, руля высоты, сайдстика).
День 4
- отказы электрической системы (шины, генераторы и др.),
- заходы по ILS,
- визуальные заходы с посадкой тач-н-гоу (касание полосы на пробеге без включения реверса , без выпуска тормозных щитков и без торможения, на пробеге - быстрое изменение механизации на взлетное, триммирование вертикального стабилизатора и последующий взлет),
- вертикальная и горизонтальная навигация (выполнение задач инструктора по изменению профиля полета в обоих плоскостях),
- использование в различных вариантах систем торможения самолета на посадке в различных условиях.
День 5
- отказы систем управления (предкрылки, закрылки, заклинивание стабилизатора) и посадки с подобными отказами на полосу,
- полеты в DIRECT MODE (т.е. в прямом управлении управляющими плоскостями самолета, без обработки команд пилота компьютером, без систем защиты),
- заходы по ILS (в автоматическом и ручном режимах), визуальные заходы тач-н-гоу,
- посадки с сильным боковым ветром (ограничение для Суперджета при посадках на сухую полосу очень высокое - до 30 узлов и чувствует он себя при этом на посадочной прямой очень устойчиво и уверенно).
День 6
- пожар двигателя,
- отказ двигателя,
- полеты/взлеты в условиях обледенения и работа противообледенительной системы,
- процедура эвакуации пассажиров,
- утечка топлива, топливный дисбаланс в баках,
- заходы на 1 двигателе по ILS, уход на 2 круг, визуальные полеты на 1 двигателе.
День 7
- отказы двигателя до V1, прерванный взлет,
- отказ двигателя после V1, продолжение взлета,
- отказы навигационных систем и полеты с использованием ручной настройки радионавигационных средств (VOR, NDB),
- уходы на 2 круг с 1 отказавшим двигателем,
- инструментальные и визуальные заходы с 1 отказавшим двигателем.
День 8
- отказы гидравлических систем (одной или одновременно отказ двух гидросистем из трех),
- руление при неблагоприятных погодных условиях,
- взлет при неблагоприятных погодных условиях и/или с загрязненной ВПП,
- заходы по ILS с отказавшей 1 или 2 гидросистемами (с учетом существующих ограничений из-за этого),
- посадка без использования реверса, тормозных щитков, аварийное торможение,
- отказ двигателя при полете на эшелоне, попытка перезапуска двигателя,
- заходы на 1 двигателе по неточной системе, уход на 2 круг и визуальная посадка на 1 двигателе.
День 9
- полеты в условиях сдвига ветра (после взлета и на посадке),
- уходы на 2 круг при сдвиге ветра на посадке,
- отказ 2 двигателей с их последующим запуском и тоже самое, но с невозможностью перезапуска – посадка в ближайшем аэропорту с эшелона без работающих двигателей,
- заход по ILS,
- уход на 2 круг с высоты принятия решения.
День 10
- предупреждения RA (Resolution Advisory) системы T2CAS (TERRAIN and TRAFFIC Collision Avoidance System),
- визуальные полеты в горном районе и демонстрация работы системы предотвращения столкновения с землей, выполнение маневров по указанию этой системы,
- процедура по удалению дыма, дым в кабине экипажа,
- экстренное снижение с эшелона до безопасной высоты полета,
- процедура при потере дееспособности одного из членов экипажа,
- посадка с превышением максимально допустимой посадочной массы,
- процедура недостоверной индикации воздушной скорости и пилотирование в таких условиях.
День 11
- LOFT (Line Oriented Flight Training) – выполнение рядового коммерческого рейса,
- процедуры RA системы T2CAS,
- заход по неточной системе, уход на 2 круг, визуальное маневрирование и посадка,
- заход по ILS,
- серия взлетов, посадок, уходов на 2 круг.