Суперджет-100 и авиапром России вообще

5.5 M 5.1 K 22.1 K
Обсуждается проект Sukhoi SuperJet-100 (Суперджет-100, SSJ) а так же другие отечественные самолеты. Новости проекта, обсуждение его положительных и не очень сторон.
 


Прокруст
 
Слушатель
Карма: -0.15
Регистрация: 25.01.2014
Сообщений: 1,664
Читатели: 2
Цитата: BUR от 25.10.2025 16:58:11И Союз-2.1в и Ангара-1.2 во второй ступени используют один и тот же движок.
 
При этом у Союза-2.1в исползуется серийная вторая ступень... а не свежая-новая как у Ангары-1.2
Соответственно сравнение цены вполне корректно.
 
И кроме того та цитированная запись в дневнике Мишина (со сравнением цен) а относится к НК-15 (11Д51) и далеко не факт что цифры полностью корректны (особенности назначения цены в СССР)... т.е. её вообще цитировать бессмысленно...
 
Прежде чем на что-то ссылаться, хотя бы прочитайте о чём идёт речь.
Итак, вы жалуетесь на то, что Союза-2.1в дороговат и виноват в этом движок НК-33, хотя он был бесплатен?
Логика мне говорит что это просто чушь. А что с вашей логикой?
И таки да - я так и написал про НК-15 и цену - вы меня читаете? С чем вы не согласны - что нК33 приемник НК-15 ?
ЦитатаРазработчики НК-33-1 с вами не согласны. И им я доверяю несколько больше.
Вы это о чем? О наличии форсажного режима для аварийного случая? Или о том что спустя 30 лет те кто остался там работать были согласны на форсаж?
ЦитатаПотому что на НК-15 кислородный ТНА той же самой схемы у него взрывался... по так и не понятым причинам.
 
Для НК-33 он был усовершенствован... но причины почему его предшественник взрывался так и остались не понятыми, поэтому уверенность что "вылечили до конца" была по прежнему под вопросом. Не даром его столько гоняли на стенде. Но на стенде не то же самое что на реальном изделии, колебания и вибрации изделия отличаются.
Это называется перевернуть все с ног на голову. Наоборот, причины были поняты, меры приняты и именно поэтому движок НК-33 такой надежный.
Что  до вибраций - то таки да, движок отправили гнить, в полет он не попал. Как я понимаю для вас это причина его пнуть.
ЦитатаП.С. и да, у РД-170/171, РД-181, РД-191 тоже кислородный ТНА, но их конструкция кислородного ТНА не взрывалась...
И вот этот длинный кислородный ТНА при всех его достоинствах... в те годы (конец 80-х прошлого века) довести было на грани возможностей -- учёт резонансов, изгибных напряжений и прочая и прочая, что ни измерить ни просчитать было не возможно. Многое на опыте и интуиции. Если бы взялись сейчас, то результат бы был иной.

Ну конечно, после долгих лет отладки и полетов движок заработал. Впрочем надежным он не оказался.
И вы еще похваляетесь длинным кислым трактом - когда разумные люди делают его максимально коротким.
То что после долгих мучений сделали дорогой движок - так лучше бы не сделали. Пользы то от него практически нет. Грузы до сих пор выводит РД-107. И это совсем не случайно - хотя никаких рекордов в нем нет.
ЦитатаРабота КБ Н.Д.Кузнецова по НК-15/НК-33 послужила той самой фундаментальной базой, на которой основан РД-170 (и его половинка РД-180 и "четвертинка" РД-191).

  Добившись уничтожения Н1 с кислородными двигателями Н.Д.Кузнецова, получив от него всю документацию, следующие 13 лет разрабатывал такие же кислородные (!!!) двигатели для ракеты «Энергия».

Так что можно спокойно считать, что РД-191 -- это "внук" НК-33. Который и по удельным параметрам и по тяге превзошёл "дедушку". И не устраивать религиозных войн на тему НК-33
Ну вот вы подтвердили почему НК-33 гнил. Потому что он не был детищем Глушко.
Что до того что на его основе сделан РД-170 - понимаете, бездарь может что-то делать свое копируя что-то хорошее, вот только все равно получиться говно.
Идиотские цели - получить супермощный движок используя предельные параметры - хороши чтобы сделать двигатель для гонки в Формуле-1, но таскать груз день за днем такой движок не будет. И он обязательно будет крайне дорогой.
Вообще делать движок из стали, с температурой кислорода при котором горит сталь - это безумие.
PS.
Кузнецов сделал движок чтобы дешево таскать груз на  орбиту.
Глушко на его основе сделал движок чтобы поставить рекорд, цена для него значения не имела.
Отредактировано: Прокруст - 25 окт 2025 в 21:44

  • -0.04 / 4
    • 1
    • 3
liv444.1
 
Россия
58 лет
Слушатель
Карма: +156.75
Регистрация: 16.05.2011
Сообщений: 5,001
Читатели: 8
Цитата: liv444.1 от 29.02.2024 15:15:06ОДК в 2024 году установит более 200 новых станков на производстве авиадвигателей в Рыбинске
ЦитатаОбъединенная двигателестроительная корпорация (входит в Госкорпорацию Ростех) в 2024 году введет в эксплуатацию на рыбинском предприятии ОДК-Сатурн более 200 новых станков. С начала года в цехах уже установлены более 30 единиц оборудования, в том числе высокотехнологичного. 

Продолжаем в тему модернизации ОДК-Сатурн в целях, как минимум, производства ПД-8

Так понимаю, что Большая делегации прибыла на Приемку ну или Ознакомления с Результатами.



Пишут:
ЦитатаВ рамках рабочей поездки в Ярославскую область ОДК-Сатурн посетили
заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Геннадий Абраменков,
глава Росавиации Дмитрий Ядров,
индустриальный директор авиационного комплекса Госкорпорации Ростех Анатолий Сердюков и
генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации Ростеха Вадим Бадеха.

Они ознакомились с процессом производства новейшего авиационного двигателя ПД-8 в сборочном цехе предприятия



В отношении самого ПД=8 - главное в сообщении:
ЦитатаГенеральный директор ОДК Александр Грачев представил текущий статус реализации программы создания двигателя ПД-8.

Двигатель проходит испытания:

в ЛИИ им. М.М. Громова в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ,

на испытательных стендах ОДК-Сатурн, ОДК-Авиадвигатель и Центрального института авиационного моторостроения имени П. И. Баранова,

а также в составе двух самолетов «Суперджет-100».   

Ну и НЕ менее приятная новость в отношении АМНТК "Союз"


В Москве заочно арестовали главу научно-технического совета АМНТК «Союз»

Пишут:
ЦитатаТверской районный суд Москвы заочно арестовал на два месяца председателя научно-технического совета авиамоторного научно-технического комплекса (АМНТК) «Союз» Мкртича Окрояна. 

Окрояну вменяют ч. 4 ст. 159 УК, а также п.п. «а», «б» ч. 3 ст. 174.1 УК 

Окроян объявлен в розыск.

Далее:
Цитата«Коммерсантъ» утверждает, что Окроян заочно арестован по обвинению в злоупотреблении полномочиями при исполнении гособоронзаказа (статья 201.1 УК).

По сведениям издания, он проходит фигурантом по уголовному делу о поставке подшипников сомнительного происхождения для шасси военных транспортных самолетов Ил-76МД-90А. Из-за некачественных деталей пять самолетов вышли из строя. Нанесенный ущерб превышает 229 млн руб.

В связи с этим интересен вопрос, помимо дальнейшей принадлежности АМНТК "Союз", и такого плана:
ЦитатаОкроян также является президентом группы компаний «Аури» и одним из акционеров ОАО «Балашихинский литейно-механический завод».
 
Надо изымать все. Как минимум за вот этим.

Отредактировано: liv444.1 - 25 окт 2025 в 21:57

  • +0.10 / 6
    • 6
BUR
 
60 лет
Слушатель
Карма: +204.19
Регистрация: 20.09.2008
Сообщений: 17,778
Читатели: 14
Цитата: Прокруст от 25.10.2025 21:22:57...Что до того что на его основе сделан РД-170 - понимаете, бездарь может что-то делать свое копируя что-то хорошее, вот только все равно получиться говно...
Как живо брызгает дерьмо из всех щелей...
 
Энергия-Буран (2 полёта, успешны)
Зенит-3 (много полётов)
KSLV-1
Ангара-1.2
Ангара-5
Antares-230 (13 полётов все успешны) начиная 6-го запуска после того как 5-й Антарес-130 с НК-33 (AJ-26) из-за неполадок НК-33 упал
Atlas III (6 полётов все успешны)
Atlas V (86 пусков, первая ступень с РД-180 во всех отработала штатно)

и это список летавших.
Отредактировано: BUR - 26 окт 2025 в 03:10
Толерантность - термин, означающий невозможность организма распознавать инородные клетки.
Западная борьба с коррупцией в России - борьба за легальную куплю-продажу власти иностранными агентами.
Честность, Справедливость, Состоятельность

  • +0.04 / 5
    • 4
    • 1
BUR
 
60 лет
Слушатель
Карма: +204.19
Регистрация: 20.09.2008
Сообщений: 17,778
Читатели: 14
Цитата: BUR от 24.10.2025 23:58:28

вынес добавление в отдельное сообщение, если кому тема интересна. Пожалуй лучший материал что нашёл.
 
 


Наиболее полная и подробная история Н-1, кому интересно читать обязательно:

подборка от Двигатель: Номера 6 (78) 2011, 1(79) - 6(84) 2012 ... 4(94) 2014 года собранная вместе.
 
  Проблематичное начало и драматический конец разработки ракеты-носителя Н1
 
И там всё не так примитивно, как пишут про то что "Глушков закрыл". К моменту закрытия проект уже отставал на несколько лет и требовалось ещё годы и годы до полёта на Луну с человеком. Плюс американцы свою пилотируемую лунную программу закрыли и последний полёт Сатурн-5 (с выводом станции Скайлаб) в 1973 году уже состоялся.
"Лунная гонка" со стороны США закончилась тем, что выяснили что на Луне пока делать нечего. И начало истории со "Звёздными Войнами" и Спэйс Шаттлом.
 
Кстати параллельно в 1962 двумя разными КБ начали Кислород+Керосин на 150 тс и АТ+НДМГ на 150 тс, второй из которых в итоге стал двигателем Протона РД-253. А кислород-керосиновый стал НК-33/43 почти на 7 лет позже. И его разработка столкнулась с огромными непредвиденными трудностями в силу новизны и сложности задачи.
 


Для сравнения:
Кислород-керосиновый двигатель F-1 ракеты Сатурн-5... с открытой схемой, не экономичный (удельный импульс 263 с) но при одной камере чудовищно мощный, 690 тс. И на первой ступени Сатурн-5 их всего 5 штук. Плюс кислород-водородные J-2 (104 тс, удельный импульс 425 сек в пустоте) в верхних ступенях.

Ракета Н-1 с её существенно более совершенными НК-33 (154 тс, удельный импульс 297 с на земле)... но кислород-керосиновыми НК-43 во второй ступени (180 тс, удельнй импульс 346 с в пустоте) не вывозила. И в 1974 требовалось бы ещё несколько лет... чтобы повторить то, что США окончательно закрыли в 1973 году.

Т.е. "ломать копья" можно о том, стоило или нет испытать уже собранные 8 и 9 образцы с НК-33, пусть и с массогабаритным макетом. Но вопрос срочной доставки обитаемого КА на лунную орбиту на тот момент потерял актуальность. А других задач на 95 тонн груза на НОО не было.
 
И в итоге НК-33 оказался без работы... чтобы ставить его куда-либо кроме Н-1 надо доделывать подвесы-шарниры для "качания", открывать новую тему "серединка для Союз с НК-33" (ага, попробуйте-ка проделать при действующем и налаженном "Союз" с планами на 5 лет вперёд) отбирая средства от программы Энергия-Буран для лёгкой 2,8-3 тонной ракеты. Плюс "ракетный угар Хрущёва" прошёл и КБ Кузнецова снова вернулась нагрузка авиационной тематикой.
 
НК-33 периодически пытались "пристроить", например когда РД-170 не могли выдать вовремя... вместо 5х РД-170 поставить 5х 5хНК-33 (т.е. в сумме 25 двигателей)... снижение надёжности системы, например (0,999 в степени 25) = 0,88 ниже приемлемого плюс необходимость доработки подвеса оказались достаточными аргументами чтобы просто дождаться РД-170.
 
Новой темы где был нужен именно 150 тс двигатель не было...
 
В общем всё вот так не самым удачным образом сложилось по вполне объективным причинам. С Н-1 не могли уложиться в сроки, она стала в прежнем виде неактуальна. Понадобились другие проекты. Потом 1991 год с развалом...
 
 


П.С. и если кому интересно архив журнала Двигатель до 2021 года http://engine.aviaport.ru/issues/index.html
Отредактировано: BUR - 26 окт 2025 в 06:54
Толерантность - термин, означающий невозможность организма распознавать инородные клетки.
Западная борьба с коррупцией в России - борьба за легальную куплю-продажу власти иностранными агентами.
Честность, Справедливость, Состоятельность

  • +0.03 / 3
    • 3
НАлЕ
 
Слушатель
Карма: +543.86
Регистрация: 05.12.2008
Сообщений: 28,257
Читатели: 23
Цитата: BUR от 25.10.2025 22:26:04Как живо брызгает дерьмо из всех щелей...
 
Энергия-Буран (2 полёта, успешны)
Зенит-3 (много полётов)
KSLV-1
Ангара-1.2
Ангара-5
Antares-230 (13 полётов все успешны) начиная 6-го запуска после того как 5-й Антарес-130 с НК-33 (AJ-26) из-за неполадок упал
 
и это список летавших.
Вы ещё Атлас забыли, однако...
Отредактировано: НАлЕ (АС) - 26 окт 2025 в 23:00
АТО - Антинародная Террористическая Операция

  • +0.04 / 2
    • 2
BUR
 
60 лет
Слушатель
Карма: +204.19
Регистрация: 20.09.2008
Сообщений: 17,778
Читатели: 14
Цитата: BUR от 25.10.2025 22:35:07... Новой темы где был нужен именно 150 тс двигатель не было...
В самом начале Глушков начал тему жидкий кислород — НДМГ (РД-114, начало работ в 1960 г.) на 152 тс.
Пара жидкий кислород — НДМГ несколько лучше чем жидкий кислород — керосин, но с ней все те же самые сложности как с керосином зато переход от неё на керосин требует не больших доработок.
 
Схема та же, что использовал Кузнецов в НК-15, но конструкция ТНА очень похожа на ТНА РД-253 (АТ-НДМГ) который в будущем использовался на Протоне
 
безбустерная схема ТНА с большим входным сечением со входом в крыльчатку с двух сторон, со шнеками (15) перед крыльчаткой (14)

Естественно если бы он продолжал работу, то столкнулся бы с теми же проблемами колебаний давления и неустойчивого горения как и Кузнецов в НК-15 или фон Браун в F-1 и пришлось бы принимать те же самые меры (смотрим КС у РД-170).
 
Но если бы 150 тс был "детищем" Глушкова (которое он бы разрабатывал уже после РД-253), то наверняка нашёл бы административный ресурс чтобы протолкнуть переход Протона с дорогих АТ-НДМГ на более эффективные Кислород-НДМГ или сразу на дешёвые Кислород-керосин. И при конструировании изначально имел бы в виду возможность использования с шарнирным подвесом для РД-253.
 
Что интересно у РД-191 с отдельными бустерными насосами такой "двусторонний" компрессор в ТНА не применяется, вместо него такой же односторонний как в НК-15/33
Отредактировано: BUR - 26 окт 2025 в 06:30
Толерантность - термин, означающий невозможность организма распознавать инородные клетки.
Западная борьба с коррупцией в России - борьба за легальную куплю-продажу власти иностранными агентами.
Честность, Справедливость, Состоятельность

  • -0.01 / 1
    • Флуд   1
Вадим Р.
 
Россия
Хабаровск
61 год
Слушатель
Карма: +206.53
Регистрация: 04.04.2012
Сообщений: 7,546
Читатели: 6
Дичайший оффтопище уже который день...
Отредактировано: Вадим Р. (АС) - 27 окт 2025 в 07:45

  • +0.12 / 8
    • 8
liv444.1
 
Россия
58 лет
Слушатель
Карма: +156.75
Регистрация: 16.05.2011
Сообщений: 5,001
Читатели: 8
Продолжаем.

Сайт IRCITY.RU, на основании:
Цитатаопубликованного на сайте мэрии перечня разрешений на строительство, выданных в третьем квартале 2025 года.

Для «ласточек» нужно больше места. Иркутский авиазавод планирует построить новый цех для расширения производства МС-21

Пишут:
ЦитатаИркутский авиационный завод планирует возвести дополнительный цех для работы с самолетом МС-21. Это следует из опубликованного на сайте мэрии перечня разрешений на строительство, выданных в третьем квартале 2025 года.

Общая площадь нового комплекса составит 3,8 гектара. Цех будет предназначаться для механической обработки крупногабаритных деталей из алюминиевых и титановых сплавов.

Судя по сроку действия разрешения на строительство, объект планируют возвести не позднее марта 2029 года.

Фото уже не актуальное, в отношении 73057, а в тему новости такого фото вообще быть не может, тем не менее:


Источник: Алина Ринчино / «ИрСити»

  • +0.05 / 5
    • 5
Константин Б.
 
Слушатель
Карма: -0.18
Регистрация: 08.06.2025
Сообщений: 6
Читатели: 0
Цитата: Вадим Р. от 26.10.2025 07:39:44Дичайший оффтопище уже который день...
И ведь действительно... Давайте будем обсуждать только ставки в онлайн-казине и кто сколько прохрюкал на какой стратегии! Вот это будет онтопище, на каждый день!

  • -0.18 / 13
    • 8
    • Флуд   5
Вадим Р.
 
Россия
Хабаровск
61 год
Слушатель
Карма: +206.53
Регистрация: 04.04.2012
Сообщений: 7,546
Читатели: 6
Цитата: Константин Б. от 26.10.2025 10:30:28И ведь действительно... Давайте будем обсуждать только ставки в онлайн-казине и кто сколько прохрюкал на какой стратегии! Вот это будет онтопище, на каждый день!
Здесь отдельная ветка форума про российское авиастроение. Для желающих есть отдельные ветки и про космические программы, и про азарт в он-лайн казино, и про много что ещё. Но именно здесь - про самолёты.
Отредактировано: Вадим Р. (АС) - 27 окт 2025 в 13:00

  • +0.21 / 12
    • 12
Прокруст
 
Слушатель
Карма: -0.15
Регистрация: 25.01.2014
Сообщений: 1,664
Читатели: 2
Цитата: BUR от 25.10.2025 22:26:04Как живо брызгает дерьмо из всех щелей...
 
Энергия-Буран (2 полёта, успешны)
Зенит-3 (много полётов)
KSLV-1
Ангара-1.2
Ангара-5
Antares-230 (13 полётов все успешны) начиная 6-го запуска после того как 5-й Антарес-130 с НК-33 (AJ-26) из-за неполадок НК-33 упал
Atlas III(6 полётов все успешны)
Atlas V (86 пусков, первая ступень с РД-180 во всех отработала штатно)

и это список летавших.
Да, стоит упомянуть НК-33 - и дерьмо в ответ просто льется без остановки. Откуда столько ненависти?
И что бы было если бы Глушко уволили и везде ставили НК-33 вместо РД-170 ?
Все бы это отлично летало, но намного дешевле.
PS.
Поддержка поделок посредственностей всегда дорого обходится. Вот тот же РД-170 - переделали в РД-193. Надо же.

  • -0.23 / 14
    • 7
    • Оффтоп   4
    • Флуд   3
Прокруст
 
Слушатель
Карма: -0.15
Регистрация: 25.01.2014
Сообщений: 1,664
Читатели: 2
Цитата: BUR от 25.10.2025 22:35:07В общем всё вот так не самым удачным образом сложилось по вполне объективным причинам. С Н-1 не могли уложиться в сроки, она стала в прежнем виде неактуальна. Понадобились другие проекты. Потом 1991 год с развалом...
Итак, что видим, в сухом остатке.
У нас был движок НК-33. По объективным причинам решили что проще создать новый двигатель РД-170, чем сделать подвес для НК-33.
Гениально!
ЦитатаДля сравнения:
Кислород-керосиновый двигатель F-1 ракеты Сатурн-5... с открытой схемой, не экономичный (удельный импульс 263 с) но при одной камере чудовищно мощный, 690 тс. И на первой ступени Сатурн-5 их всего 5 штук. Плюс кислород-водородные J-2 (104 тс, удельный импульс 425 сек в пустоте) в верхних ступенях.
Создать на 60 бар камер сгорания я тягой 690 тонн!
Что сказать, это и сейчас не смогут сделать никто и нигде. И суперкомпьютеры не помогут. Куда уж Глушко, тут и Кузнецов бы не смог.
Сделать движок с настолько невероятными характеристиками. Как жаль что всю документацию к нему потеряли.

  • -0.16 / 9
    • 3
    • Оффтоп   3
    • Флуд   3
BUR
 
60 лет
Слушатель
Карма: +204.19
Регистрация: 20.09.2008
Сообщений: 17,778
Читатели: 14
Цитата: Прокруст от 26.10.2025 13:37:36... И что бы было если бы Глушко уволили и везде ставили НК-33 вместо РД-170 ?...
Поставить 5х 150 тс вместо 740 тс... идея так себе.
 
И с надёжностью на реальной ракете (а не на стенде) пока у него так себе, из первых применений (2х НК-33 на Антарес-130) из 12 использованых движков один отказал...
т.е. та же Энергия с 5х РД-170 при замене 5х5хНК-33, т.е. одновременно 25х НК-33 без аварии бы не полетела...
 
Если только на Протон с его 150 тс (в самом начале) двигателями.
Только Протон к концу 1974 года уже 7 лет как летал, набрал опыт эксплуатации и делать ещё один Протон-на-керосине (с более тяжёлыми кислородными баками и прочим другим) и с ним начинать всё сначала?
 
После закрытия Н-1 применения для ещё одного 150 тс двигателя просто не было. Не в Глушкове дело, для Н-1 кроме флаговтыка на Луну на тот момент другой работы не было. Не Глушков принимал политическое решение о закрытии Н-1, он был исполнителем этого решения.
 
Цитата: Прокруст от 26.10.2025 13:45:09
ЦитатаКислород-керосиновый двигатель F-1 ракеты Сатурн-5...
Сделать движок с настолько невероятными характеристиками. Как жаль что всю документацию к нему потеряли.
Есть образцы в музеях, и документация по нему много лет назад была полностью раскрыта, т.е. вообще вся. Движок простой, не экономичный сделанный из материалов и по технологиям конца 50-х годов прошлого века и повторить его сейчас просто дорого. Очень дорого.
 
Весь этот шум на тему "утратили документацию по F-1"... просто шум, она имеет только историческое значение.
 


П.С. этот шум про F-1 очень похож на рассуждения об "утрате технологий изготовления Ан-2"... Если сейчас его начать делать с нуля то он получится очень дорогим, высокая трудоёмкость при обилии ручного труда. Развёртывание производтва с нуля под штучное/мелкосерийное производство старого двигателя и прочее и прочее. Всё повторить возможно... но бессмысленно и дорого.
Отредактировано: BUR (АС) - 27 окт 2025 в 02:00
Толерантность - термин, означающий невозможность организма распознавать инородные клетки.
Западная борьба с коррупцией в России - борьба за легальную куплю-продажу власти иностранными агентами.
Честность, Справедливость, Состоятельность

  • -0.10 / 5
    • 2
    • Оффтоп   3
Прокруст
 
Слушатель
Карма: -0.15
Регистрация: 25.01.2014
Сообщений: 1,664
Читатели: 2
Цитата: BUR от 26.10.2025 13:51:49Поставить 150 тс вместо 740 тс... идея так себе.
Вообще-то РД-171 как не странно занимает место сразу 4 движков НК-33. Вы это не заметили?
Мрак.

  • -0.12 / 10
    • 2
    • 4
    • Оффтоп   4
BUR
 
60 лет
Слушатель
Карма: +204.19
Регистрация: 20.09.2008
Сообщений: 17,778
Читатели: 14
Цитата: Прокруст от 26.10.2025 14:05:53Вообще-то РД-171 как не странно занимает место сразу 4 движков НК-33. Вы это не заметили?
Мрак.
Разве  Вы написали 5 (пять) движков на 150 тс вместо одного 740 тс? Нет, Вы написали (один) НК-33 вместо (одного) РД-170.
 
1. Не 4-х а 5-ти (делим 740 на 150 и окугляем в сторону большего из-за меньшей экономичности)
2. Практика использования 2х НК-33 на ракете Антарес-130... из 12 двигателей один отказал.
3. Ещё один разрушился во время контрольных испытаний на стенде.
4. 13 НК-33 на Союз-2.1в отлетали все успешно.
 
Для ракеты с 5-ю такими движками каждый 4-й запуск вероятно аварийный... а с 5х5=25-ю движками каждый 3-й вероятно успешный.
 
  И отказ кислородного ТНА на Антаресе-130 очень прозрачно намекает, что усовершенствования ТНА (той же самой схемы!) после НК-15 проблему взрывающегося кислородного ТНА полностью не вылечили. Его доводка не завершена...
  Или такие проблемы -- это имманентное свойство такой схемы ТНА с длинным цельным валом и встроенным бустером и она нуждается в переделке.

  А что именно -- КБ Кузнецова причину так и не установило, приняли меры по "общему повышению надёжности", увеличили некоторые зазоры "чтоб гайки пролезали" (и даже испытывали! успешно!), улучшили подшипники (с графита на не растрескивающий меднографит) и длинный список улучшений, но именно причину так и не установили. То-ли резонанс в каких-то условиях, то-ли деформации в каких-то условиях то-ли ещё что-то.
 
И такая особенность нерегулируемого бустерного ТНА на общем валу как маленький диапазон регулирования тяги, для Н-1 подходило и этого тогда было достаточно. У Глушковского 150 тс РД-253 (РН Протон) ТНА сделан иначе, с бОльшим входным сечением (двусторонний со шнеками, как кислородный у РД-107/108 ракеты Р7, ниже под спойлером картинка), а вместо бустерного насоса используется внешний "струйный подпорный насос" без движущихся частей.
 
В итоге при проектировании РД-170 "взяли всё лучшее" на тот момент, перегородки в КС для подавления колебаний по методикам отработанным Кузнецовым на НК-15/НК-35, внешний шнеково-центробежный бустерный насос (вместо струйного подпорного как в РД-253) в виде шнека с крыльчаткой с "водоструйным" приводом на большее давление на выходе, благодаря этому более лёгкие "одностронние" (в отличии от двусторонних в РД-253) крыльчатки со шнеком, такая же система дренажа как в РД-253 и т.д.
Ротор ТНА двигателя РД-180:

 
 
После закрытия Н-1 для 150 тс кислород-керосин двигателя не нашлось потребителя...
 
В том чтобы "поженить" камеру сгорания от НК-33 с вылеченными проблемами горения кислород-керосин с ТНА от РД-114 (кислород - НДМГ) той же схемы что у отработанного Протоновского РД-253 проблем у (бывшего глушковсокого) ОКБ-456 бы не было, давление в КС и расход топлива практически те же самые. Если бы была потребность в 150 тс и всё было движимо только желанием "оттеснить КБ Кузнецова и передать тему для ОКБ-456", то сделали бы.
 
Если бы НК Кузнецова по документации на отработанный, летающий ТНА от РД-253 только поправило сечения под жидкий кислород (вместо AT) и занималось бы только проблемами горения в КС (на которые у НК ушло больше 3-х лет!), оставив остальную часть "глушковскую"... то проблем со взрывающимся ТНА не было бы... и они бы сэкономили все годы доводки ТНА НК-15... но чего не было, того не было... Подвела новизна ТНА со "встроенными" бустерными насосами, "первый блин" новой конструкции, придуманой в КБ Кузнецова вместо выстраданного ещё во времена Р7 шнеково-центробежного насоса...
 
Как я понял, шнек предотвращает кавитацию на входе, а центробежный вместе с выходным диффузором (улитка с расширением) создают нужное давление.
ТНА от РД-107/РД108 (1,3 - топливо, 2,4 - кислород)



П.С. и про идею менять РД-170 на 5х НК-33...
РД-170:
   2 пуска Энергия (5х РД-170 в каждой), все успешные
   5 пусков Зенит-3М, все успешные
 39 пусков Зенит-3SL, из них 2 (два) аварийных связанных с РД-170, один из-за мусора в ТНА, другой из-за преждевременного выключения двигателя (отчёта с причиной выключения не нашёл, т.е. возможно был сбой системы управления выдавшей команду на отключение)...
 
т.е. из 54 летавших двигателей только в одном можно винить двигатель если, конечно, быть увереным, что он не отключился по команде.
 
НК-33:
  на примерно 30 двигателей после разборки, проверки каждой части, замены портящихся компонентов и сборки... один привёл к аварии Антарес-130, а другой бахнул при проверочных испытаниях перед установкой на ракету... и 24 слетали успешно.
 
На замену одного РД-170 надо 5 НК-33, т.е. чтобы получить ту же надёжность что РД-170 надо чтобы из 54*5=270 двигателей НК-33 был не более чем один отказ... сравниваем с актуальными результатами по полётам.
 


Кстати что-то похожее было совсем недавно в 2023 году с ПД-8, когда он отработал на стене, отлетал на ЛЛ... но под крылом обнаружили проблемы... Но в отличии от тогдашней Н-1 не стали с ним взлетать, а отправили на доводку и возобновили испытания в 2025.



П.С.
Цитата: Прокруст от 26.10.2025 15:27:10... Ваша ненависть к НК-33 и стремление докопаться впечатляет.
Ну не было у КБ Кузнецова опыта по турбонасосам для жидкости... чтобы качать 30 тонн в минуту на давление 220 атмосфер, не было.
И он начав делать совсем своё новое наступил на все грабли, по которым Глушко и ОКБ-456 "прогулялся" десятилетием раньше.
 
И опыт его КБ по авиационным двигателям для жидкости не помогал ни разу, есть явление кавитации (с которым воздушных двигателях не сталкиваются -- нет привычных и опытных специалистов), жидкость несжимаема, т.е. распространение ударных волн совсем иное чем в газе... и прочие отличия от газодинамики.
 
Предыдущий его НК-9 ЖРД на существенно меньшую тягу, меньшие потоки жидкости при использованых сечениях всё получилось (находим в сети музейные фографии НК-9 со стороны ТНА).
 
А с двигателем предельных параметров, где и кавитация и несжимаемость и прочая и прочая вылезают на первый план... привычные схемы не работают. И все разработчики ТНА проходят по одним и тем же граблям и набивают одни и те же шишки.
 
Например (специально посмотрел) все глушковские ТНА используют шнеково-центробежный компрессор вместо центробежного... почему? Кавитация. Шнек заходит в поток "без завихрений", как нож в масло. А потом шнек "толкает" поток к центробежному компрессору, а не тянет как лопатка. Локальное давление не понижается, жидкость не разрывается, кавитации нет.
 
Если к построению такой схемы нет "школы", как набору проверенных и испытанных решений которые дадут результат... то можно сделать что то новое. Иногда новое оказывается лучше чем по "школе", но чаще наоборот.
 
С ТНА для НК-33 получилось "наоборот". Такое бывает. Но в условиях дикого политического давления и необходимости постоянно показывать хоть какой-то результат по теме Н-1 самой возможности отказаться от неудачного варианта не было. И ресурсов на новую "параллельную" разработку тоже не было.
 
Плюс, наверняка, амбиции, что не должно быть "как у Глушко", а должно быть по-своему.
 
Рабочий ТНА для закрытой схемы и кислого генераторного газа (под такое же давление в КС и такой же расход топлива и такую же тягу 150 тс) в ОКБ-456 был сделан, отлажен и к 1974 году уже 7 лет таскал на орбиту Протоны -- в 150 тс двигателе РД-253.
И в ОКБ-456 был спроектирован ТНА под кислород в рамках работ по РД-114 (пара кислород-НДМГ, 150 тс, такое же давление в КС).
  Учитывая что компрессоры для топлива и кислорода у ТНА ОКБ-456 раздельные и вращение передаётся через рессору, то проблема "поженить" Кислород-Керосиновые КС от КБ Кузнецова у которых проблемы нестабильноости горения керосина в кислороде в двигателях высоких параметров были решены, с газогенератором той-же схемы что у РД-253/РД-114 от ОКБ-456, в чём он был лучший -- проблема была не техническо-научная, а амбиции и трения между КБ.
 
Т.е. на НК-15 "занимались пылкой любовью" с ТНА собственной новой уникальной конструкции около 5 лет... потом сохранив конструкцию в целом её значительно усовершенствовали получив НК-33 и на стенде таких проблем как у старого ТНА НК-15 не наблюдали. При этом "лечили" всё что могли и где только подозревали... но конкретно причины проблемы так и не определив.
 
И отказ ТНА одного из НК-33 при 6-м пуске Антарес-130 даёт основания предполагать что собственно причина проблем так и осталась "не пролечена", но стала происходить реже.
 
Сейчас и амбиции тех лет уже стали историей, и смысла пытаться довести до ума ТНА НК-33 оригинальной схемы КБ Кузнецова со всеми присущими ему проблемами как, например, малый диапазон дросселирования тяги, при уже летающем РД-191 -- это просто незачем.

РД-191:  30 двигателей уже штатно слетали без сбоев, 5 полётов Ангара-1.2 и 5 полётов Ангара-А5
Отредактировано: BUR (АС) - 27 окт 2025 в 14:45
Толерантность - термин, означающий невозможность организма распознавать инородные клетки.
Западная борьба с коррупцией в России - борьба за легальную куплю-продажу власти иностранными агентами.
Честность, Справедливость, Состоятельность

  • -0.13 / 9
    • 1
    • 2
    • Оффтоп   6
Прокруст
 
Слушатель
Карма: -0.15
Регистрация: 25.01.2014
Сообщений: 1,664
Читатели: 2
Цитата: BUR от 26.10.2025 14:32:51Разве  Вы написали 5 (пять) движков на 150 тс вместо одного 740 тс? Нет, Вы написали (один) НК-33 вместо (одного) РД-170.
 
1. Не 4-х а 5-ти (делим 740 на 150 и окугляем в сторону большего из-за меньшей экономичности)
2. Практика использования 2х НК-33 на ракете Антарес-130... из 12 двигателей один отказал.
3. Ещё один разрушился во время испытаний на стенде.
4. 13 НК-33 на Союз-2.1в отлетали все успешно.
 
Для ракеты с 5-ю такими движками каждый 4-й запуск вероятно аварийный... а с 25-ю движками каждый 3-й вероятно успешный.
 
И отказ кислородного ТНА на Антаресе-130 очень прозрачно намекает, что усовершенствования ТНА (той же самой схемы!) после НК-15 проблему взрывающегося кислородного ТНА полностью не вылечили. Его доводка не завершена...
Или такие проблемы -- это имманентное свойство такой схемы с длинным цельным валом и встроенным бустером.
Вы читать умеете? Я написал заменить РД-170 на НК-33. Про количество нет ничего.
Более того, НК-33 можно и по 7 ставить с диаметром 5 м. Попробуйте так с РД-170.
И ожидаемо, в ответ начали поливать дерьмом НК-33. Да, движок не прошел полную отладку - потому что не летал в 70-х.
Ах, почему-то один из движов, долго гнивший в сарайке, при форсировании отказал. Ну как же так.
Все пипец, все плохо.
PS.
Ваша ненависть к НК-33 и стремление докопаться впечатляет.

  • -0.14 / 13
    • 2
    • 3
    • Оффтоп   6
    • Флуд   2
liv444.1
 
Россия
58 лет
Слушатель
Карма: +156.75
Регистрация: 16.05.2011
Сообщений: 5,001
Читатели: 8
Продолжаем тред.

Сайт Авиарегистра: Завершены квалификационные работы по креслу инспектора для импортозамещенного самолета Sukhoi Superjet 100

Пишут:
ЦитатаЗавершены квалификационные работы по заявке АО «ОКБ «Аэрокосмические системы» на получение

Свидетельства о годности комплектующего изделия «Кресло инспектора кабины экипажа авиационного типа АСИ», предназначенного для установки на перегородку в кабине экипажа самолета RRJ-95 (модель RRJ-95NEW-100).

ЦитатаКресло инспектора кабины экипажа авиационного типа АСИ прошло весь необходимый объем квалификационных испытаний: динамические испытания, статические испытания, испытания на внешние воздействия.

По результатам квалификационных работ Авиарегистром России подготовлено Заключение, устанавливающее возможность для выдачи Федеральным агентством воздушного транспорта Свидетельства о годности комплектующего изделия «Кресло инспектора кабины экипажа авиационного типа АСИ».
На основании Заключения Авиарегистра Росавиацией выдано соответствующее Свидетельство.

Фото свидетельства есть по ссылке. Фото  «Кресло инспектора кабины экипажа авиационного типа АСИ» смотрим:



Кстати, про Компетенции  АО «ОКБ «Аэрокосмические системы» на их собственном сайте:  АО «ОКБ «Аэрокосмические системы»

  • +0.09 / 5
    • 5
Сообщение № 7439001
Octane.
 
Слушатель
Карма: +2.43
Регистрация: 30.03.2025
Сообщений: 96
Читатели: 0
Octane.
 
Слушатель
Карма: +2.43
Регистрация: 30.03.2025
Сообщений: 96
Читатели: 0
Цитата: Octane. от 28.10.2025 06:28:53https://t.me/minpromtorg_ru/8264
✈️ Еще один импортозамещенный МС-21 нашей ОАК впервые взлетел. На его борту тестировалась работа новых отечественных систем. Также проверяли двигатели ПД-14 производства ОДК.

Самолет находился в воздухе около одного часа, достигая скорости до 500 км/ч и высоты до 3500 м. Полетное задание выполнено полностью, а все российские компоненты отработали штатно.

Это второе импортозамещенное воздушное судно, поднявшееся в воздух. Самолет присоединится к программе сертификационных испытаний в дополнение к уже летающему опытному МС-21.

Напомним, на самолете заменены:

▪️ органы управления в кабине;
▪️ приводы системы управления;
▪️ система перемещения механизации крыла и механизм перестановки стабилизатора;
▪️ комплекс бортового радиоэлектронного оборудования;
▪️ комплексная система кондиционирования воздуха;
▪️ интегрированная система сбора, контроля, обработки и регистрации полетной информации;
▪️ система торможения колес;
▪️ маршевые и вспомогательная силовые установки;
▪️ топливная система

и другое оборудование.

@rostecru

https://t.me/rostecru/10500

  • +0.29 / 20
    • 20
Вадим Р.
 
Россия
Хабаровск
61 год
Слушатель
Карма: +206.53
Регистрация: 04.04.2012
Сообщений: 7,546
Читатели: 6
Цитата: Телеграм-канал RT на русском ✔Москва и Нью-Дели договорились о производстве гражданских самолётов SJ-100 в Индии.

Меморандум о взаимопонимании по этому вопросу подписали в Москве ОАК и индийская госкорпорация Hindustan Aeronautics Limited (HAL). Она сможет выпускать самолёты для внутренних заказчиков.

Это станет первым случаем полного производства пассажирского самолёта в Индии. Последний подобный проект в стране завершился в 1988 году, заявила HAL в X.

https://t.me/rt_russian/262301
В других источниках пока не нашёл.

  • +0.13 / 9
    • 9
Сейчас на ветке: 15, Модераторов: 0, Пользователей: 0, Гостей: 9, Ботов: 6
×

Подписка на ветку

В избранном у 45 пользователей

Календарь