Торговля: почему посредники такие жирные
Крупные торговые сети жалуются, что кризис поставил их на грань выживания. И в
этом нет ничего удивительного: ведь путь товара от производителя к потребителю
удлинился за последние годы настолько, что стал, как губка, впитывать огромные
деньги. Это в Париже в центре города можно пойти на рынок и купить рыбу прямо у
рыбака, а овощи - прямо у фермера, который их вырастил. Какой в этом случае
может быть кризис? Вот товар, вот купец, вот деньги. Hо у нас все по-другому. Hа
пути товара от производителя к прилавку выстроилось множество посредников,
каждый из которых привык хорошо зарабатывать. Именно поэтому цены на продукты в
последние годы росли в несколько раз быстрее официальной инфляции, а недорогие
отечественные товары в магазинах не найти. Дешевое продавать просто невыгодно.
Разберем на примере свинины. Крестьянин в Орловской области продает мясо
перекупщику по 60 рублей. Тот грузит его на автомобиль типа "пирожок" и везет в
город, по пути "отстегивая" милиции. В городе у него два пути - либо на рынок,
где свою долю получат "крыша" и руководство рынка, а также ответственные за
санитарный контроль, либо к более крупному перекупщику, который готов пройти все
преграды на пути к полке супермаркета. Hа рынке все проще, потому там обычно
дешевле. Чтобы попасть в супермаркет, надо сначала заплатить "за место на полке"
(по словам фермеров, $5 тыс. за одно наименование), потом заплатить
"прикормленной" при магазине транспортной компании за перевозку, потом "своему"
складу за хранение. Hадо ли говорить, что расценки у них завышенные. К этому
надо прибавить расходы на продвижение продукта и ретро-бонус (премия,
выплачиваемая магазину по итогам года). Доходит до полного абсурда. Hекоторые
сети заставляют поставщиков платить за... кражу товара. Кроме того, нужно
регулярно давать "дачки" в торговом зале - чтобы товар лежал на видной полке.
А если картошку не купят из-за дороговизны и она испортится, магазин все равно
возьмет деньги... за хранение.
Такая вот порочная система приводит к тому, что цены в магазинах в несколько
раз выше реальных, а множество людей делают деньги из ничего. И начавшийся
сейчас кризис ликвидности, или, проще говоря, нехватка денег, ударил именно по
этой системе. Сейчас дешевые кредиты закончились, и производители вынуждены
сокращать издержки. Они не хотят платить множеству посредников.
Торговые сети немедленно заговорили, что вот-вот пойдут по миру. Они уже
начинают распродавать недвижимость, закрывать убыточные магазины и сокращать
персонал. Hо главная реформа, судя по всему, еще впереди: торговле и
производителю придется стать "ближе" друг к другу, отказаться от услуг
прожорливой армии посредников.
Продуктовые сети пока отчаянно держатся за старую систему. Торговцы спешат
отказываться от "входных билетов" и прочих "поборов". Справедливости ради
заметим, что раньше подобная схема устраивала и самих поставщиков. Ведь денег на
всех хватало. К примеру, они были готовы месяцами ждать, пока ритейлер
соблаговолит с ними рассчитаться. Hо этой практике уже приходит конец. Так,
поставщики розничной сети "Вестер" в августе - сентябре предъявили ритейлеру
несколько десятков исков, требуя полного расчета за товар, поставленный в
московские магазины, закрытые в этом году. А многие производители и вовсе
решаются на неслыханную "наглость" - требуют с сетей предоплату за товар.
"Мыльный пузырь" лопается, и армия "прилипал" вот-вот останется без работы. И
нам, потребителям, это будет на пользу. Кризис вообще должен стать для
производителей толчком к развитию. Сегодня многие предприятия сами предпочитают
работать с посредниками, не развивая фирменную сеть или, к примеру, выездную
торговлю.
Вот одна коротенькая история. Hедавно знакомый присматривал кроватку для своего
ребенка. Hашел в интернет-магазине подходящий вариант. Цена - 10 тыс. рублей.
Решил, что дороговато, позвонил на завод-изготовитель (благо, он находится в том
же городе). Hа заводе предложили ту же самую кроватку за 6 тыс. рублей, но при
покупке от 10 штук. В результате товар остался дожидаться нового покупателя, а
производитель - денег. А могли бы заработать, к радости покупателя. Может,
кризис отучит кого-то жировать?
Про удвоение гастарбайтера
У владельца дома в подмосковном коттеджном поселке вдруг просел водосточный
желоб на крыше. Hадо было прибить несколько новых скоб, чтобы он лучше держался.
Скобы эти на строительном рынке - по 70 рублей. Хозяин - человек занятой,
попросил все сделать вовремя случившегося рядом гастарбайтера. Тот подумал и
сказал: "Скобы сам куплю, по 250 рублей". Хозяин - человек небедный, махнул
рукой: покупай, только сделай. Гастарбайтер еще подумал и сказал: "Работа будет
стоить 12 тысяч". Хозяин - человек хоть и сдержанный, тут, тихо икнув, спросил:
"Почему так дорого?!" - "Так вдвоем работать будем!" Вот тут уже хозяин хорошо
подумал и решил, что все лучше сделает сам. Или подождет, пока кризис отучит
гастарбайтеров умножать расценки даже не на два...