Цитата: den77 от 17.02.2011 05:51:22
Очень интересна привязка газового рынка Великобритании (в которую Газпром газ не поставляет) к континентальному рынку :). Но даже из приведенной Вами статьи: "Максим Шеин из БКС отмечает, что рынок действительно изменился после кризиса 2008 года, но производители, которые привязали контрактную цену на газ к спотовой составляющей в значительной мере (норвежская Statoil — на 25-40%), потерпели убытки в 2010 году." Соответственно - Газпром молодца, что не сделал этого. К тому же в отношении цен на спотовом рынке есть разные прогнозы. Вот Голдман Сакс http://rosfincom.ru/…60071.html отстаивает мнение, что цены только будут расти. Так что, рановато хоронить Газпром и на биодизель переходить, рановато.
Нужен сбалансированный подход, чтобы не терять рынок. А Газпром в результате надувания щек слил часть рынка.
Неверно ведет себя с хохлами и белорусами. Дождется, что построят терминалы СПГ в Литве и Одессе и все.
На самом деле существуют реальные альтернативы поставкам газпрома, даже из сырья в Белоруссии, например.
Просто на пути освоения нового существует определенный порог. Нужно вложиться в технологии, отработать все, развить инфраструктуру.
Газпрому нельзя перегибать палку, поскольку если клиент преодолеет этот порог, то все, Газпром автоматом становится резервным источником обеспечения. В принципе можно и без него обойтись.
Примеры технологий:
1. Подземная газогенерация из типа сланцев. Суть технологии в подрыве и разогреве пластов, происходит возгонка, на выходе легкая нефть и газ.
2. Добыча метана из угольных пластов, подземная газогенерация угля.
3. Пиролитическая переработка торфа и бурых углей. (Для Белоруссии - самое оно).
При этом, на уровне технологий уже все отработано. Проблема в том, как свести технологов и бизнес. Даже на Украине и в Белоруссии это сделать очень сложно.
Порог по СПГ в Европе преодолен из-за того, что Газпром слишком сильно надувал щеки.
Технологии сжижения газа известны очень давно. Посчитать энергозатраты на сжижение довольно легко. Они примерно равны 0.5 Квт/ч на 1 кг, в зависимости от технологии. Можно получать сжиженный газ из трубы высокого давления, когда давление понижают для локальных сетей (15% для 50 атм) без дополнительных энергозатрат.
На самом деле перевозка танкерами СПГ выгоднее, чем перекачка по трубам. Почему? На каждой газонапорной станции стоят компрессоры, которые тратят энергию. На 150-200км - станция вдоль трубы.
Энергии одной станции достаточно, чтобы перегнать в СПГ около 20% газа. Следовательно, 1000 км (максимум 1500км) магистрального газопровода эквивалентны по энергозатратам на сжижение газа.
Устройство танкера СПГ представляет собой просто дьюары - баки с двойными стенками, между которыми откачан воздух. Давление там минимально. Т.е. ничего опасного и высокотехнологичного. СПГ довольно безопасен. Сам он не горит, даже если его поджигать.
Объем СПГ в 600 раз ниже просто газа. Если посчитать по эффективности транспорта, то вполне возможно, что окажется, что выгоднее транспортировать газ по трубам в сжиженном состоянии.
Например, показатель адиабаты гелия - очень высок 1.666. При степени сжатия 20 гелий охладится в 7.3 раза. Т.е. с 300К до 40-50К. У метана температура кипения - 113К. Установки очень простые их теплообменник можно встраивать в трубу и охлаждать поток не допуская кипения метана. Если в трубе допустить небольшое давление (10 атм), то можно повысить температуру кипения метана до -124С (с -160С). Т.е. температурный диапазон довольно велик.
Далее сделать трубу с двойными стенками, между которыми откачан воздух, не так уж сложно, с учетом того, что это труба низкого давление (1атм для внешней). Сравните с 75 атм на магистральных газопроводах, либо 250атм на Нордстриме. Я до сих пор не могу поверить, что они реально собрались сдавливать газ до 250атм. Затраты энергии будут скорее всего больше чем просто сжижить газ. Между прочим стоило бы только понизить температуру до -90 и можно было обойтись 40 атм и пошел бы он в жидком виде. На севере зимой при температуре среды -50С это вполне экономично.
Нужно прикидывать энергозатраты на компенсацию потерь тепла в криотрубе.
Еще один эффект - при работе холодильной установки образуется тепло, которым можно что-то отапливать. Например, какой-нибудь Норильск. С этого можно брать дополнительные деньги с жителей в стиле Чубайса. Считай сжижаем нахаляву.
Тоже самое и на станциях вдоль газопровода.
Или может все же построить подводные танкеры - дьюары для транспортировки газа с Ямала в Европу? Подводные лодки под это дело приспособить?
В общем я хочу сказать, что технологическая модель бизнеса Газпрома скорее всего неконкурентноспособна по сравнению с СПГ. Чиста на основе элементарной термодинамики.
Наладить перевозку СПГ с Таймыра - нереально надводным флотом.
Остается только раздавать газ на внутреннем рынке.
Отредактировано: SergeB - 17 фев 2011 10:57:10