Армянская диаспора на Западе организовала мощное давление.
Как сообщает ТАСС, 10 ноября около сотни армянских организаций Европы обратились в ОБСЕ с требованием
«провести новые переговоры о нагорнокарабахском урегулировании и пересмотреть соглашение, которое было подписано Россией, Арменией и Азербайджаном». Армянские общины Европы не согласны с установленной формулой контроля за прекращением огня в Нагорном Карабахе и заявляют, что, «наряду с российскими миротворцами, должны быть размещены постоянные наблюдатели ОБСЕ».
Более жёсткое заявление распространила община Армянской апостольской церкви в Австрии; её представители считают, что достигнутое Россией, Арменией и Азербайджаном
«соглашение опасно не только для армянского населения Нагорного Карабаха, но и для Армении».
Сразу после подписания тройственного соглашения по Нагорному Карабаху состоялся телефонный разговор президента Франции Эммануэля Макрона и премьер-министра Армении Никола Пашиняна.
Как сообщили Арменпресс в департаменте информации и по связям с общественностью аппарата премьер-министра Армении, Макрон и Пашинян подчеркнули
«важность полного возобновления работы сопредседателей Минской группы ОБСЕ», а Пашинян
«отметил принципиальную важность международного признания Республики Арцах».
Решающую роль в инициативе французских парламентариев признать Нагорный Карабах сыграло то, что интересы армянской диаспоры во Франции ситуативно совпали с обострением отношений между Францией и Турцией.
Армянская диаспора во Франции
насчитывает свыше 600 тысяч человек. Она является одной из самых влиятельных армянских диаспор в мире. С первых лет эмиграции армяне воссоздавали в принимающих странах свои институты: церковь, политические партии, общественные и лоббистские организации. Армянская община Франции издаёт ряд периодических изданий, например журнал
Nouvelles d'Arménie; располагает радиостанциями, такими как
AYP FM в Париже. Политическую жизнь армянской диаспоры представляют во Франции три партии: «Гнчак», «Рамгавар» и «Дашнакцутюн». Армянами во Франции накоплен солидный опыт лоббирования интересов Еревана и страны пребывания.
Не проявлявший во время 44-дневной войны за Карабах никаких осмысленных инициатив Макрон сразу после установления режима прекращения огня встретился с представителями армянской общины, среди которых был глава фонда «Азнавур» Николя Азнавур, также призывающий к независимости Республики Арцах.
А больше всех лоббирует признание Нагорного Карабаха отъявленный французский русофоб, один из «героев» украинского майдана Бернар-Анри Леви. 16 ноября он
опубликовал в газете
Le Point статью, в которой призвал Францию и другие страны признать независимость Арцаха и предложил городам Степанакерту и Шуше статус «вольных городов». Как бы ни делили эту землю азербайджанцы и армяне, распорядиться ею хотят другие.
Гарантировать свободу Арцаха, по мнению Бернара-Анри Леви, должен международный военный контингент. Леви вместе с Жаком Аттали оказался во главе списка 120 французских интеллектуалов и деятелей культуры,
призвавших к защите Армении и Арцаха. Никого не удивляет та «странность», что раздался этот призыв лишь после того, как усилиями России были прекращены боевые действия и российские миротворцы вошли в Карабах.
На французских форумах сразу
обратили внимание на торчащие за Макроном и Леви уши наднационального Евросоюза и США. В ответ на сообщение Брюно Ретайо о том, что Сенат Французской Республики рассмотрит резолюцию о признании Республики Арцах, появились реплики:
«Какая там Французская Республика? Все решает Евросоюз» (Quelle république française? L'UE décide de tout). Другой пользователь французского Интернета съязвил: чтобы принимать такие серьёзные решения, необходимо, чтобы Франция обрела реальный суверенитет, а не оставалась во власти «коллаборационистского деспотизма».
Реагируют на инициативу Франции (французских армян) и в Азербайджане, и в Турции. Что удивительно, реагируют сдержанно. 18 ноября в Баку состоялась акция протеста против российских миротворцев в Карабахе. Протестующие скандировали:
«Россия, уходи, Турция, оставайся», акцию
освещали турецкие СМИ. Вот и всё. Такая «сдержанность» Анкары и Баку перед лицом французской инициативы означает одно: главное – чтобы Россия ушла, чтобы русских в Арцахе не было.
А решится ли вопрос о принадлежности Арцаха в новых кровопролитных боях между турками (азербайджанцами) и армянами или в «полюбовном» соглашении о переделе территорий на Кавказе между двумя членами одного военного блока, Турцией и Францией, – вопрос второстепенный.
Армянская и азербайджанская диаспоры в Российской Федерации молчат.