https://news.am/rus/news/720787.htmlБывший министр иностранных дел Армении (1998-2008) Вардан Осканян в статье для СМИ анализирует новое военное нападение Азербайджана на Армению и предлагает пути выхода из сложившейся ситуации.
«Любой человек с многолетним опытом переговорного процесса, видя сегодняшние события, может очень четко представить себе ответ на вопрос, который уже два года волнует армянское общество: что обсуждалось 9-10 ноября 2020 года.
Без сомнения, в этот день, в эти часы основным диктующим повестки был Алиев. После входа в Шуши (ШУШУ - прим.) у него была возможность за несколько часов захватить весь Арцах (КАРАБАХ - прим.). Нетрудно понять, что на этих позициях в ту ночь Алиев выложил на стол свои максимальные требования: Карабах - часть Азербайджана, Зангезурский коридор, решение демаркации границ в пользу Азербайджана, включая анклавы.
В переговорном процессе даже стороне на самых слабых позициях предоставляется возможность спасти лицо. Я предполагаю, что эти три вопроса выбыли из письменного заявления о прекращении огня, но при этом была достигнута устная договоренность, свидетелем и гарантом которой был Путин.
Сейчас, когда выполнение этих договоренностей затягивается, Алиев прибегает к силовым методам. Если исходить из этого предположения, то у Пашиняна в этой ситуации нет возможности для маневрирования, а молчание России становится если не оправданным, то, по крайней мере, объяснимым. Руки Путина связаны не только его ослабленным геополитическим положением, но и тем, что он является свидетелем устного обещания, данного 9 ноября. Поэтому появление нового переговорщика, т.е. нового лидера страны, становится императивом дня.
Если отбросить эмоциональные ярлыки и исходить из предположения, что сложившаяся ситуация для Пашиняна неприятна и нежелательна, то ему следует или опровергнуть этот тезис, сказав, что он ничего не обещал на словах, и своими непосредственными шагами, т.е. кардинально изменив логику политики, доказать это или уйти в отставку.
Последние события показали, что военное решение не самое простое и желательное для Азербайджана, следовательно у Пашиняна здесь имеется возможность для маневрирования. Если он это не делает, то остается предположить, что имеются цепи обещания.
Появление нового переговорщика не только освободит Армению от этих цепей, но и развяжет руки России, для начала нового переговорного этапа вместо поспешных и невыгодных решений.
Что касается Запада, то очевидно, что он замечает в политике власти Армении тенденцию к отказу от Карабаха, видя в этом кратчайший путь к достижению мира, что будет способствовать ослаблению присутствия России и ее постепенному уходу из региона. Этим, пожалуй, можно объяснить ту положительную роль, которую сыграл Запад во время азербайджанской агрессии, давление на Азербайджан, результат - приобретение хрупкого перемирия.
Однако Запад также является заложником обещаний, данных властями Армении. В конце концов, очевидно, что воинственные заявления Эрдогана против Греции-члена ЕС и многие другие обстоятельства не должны вызывать ни у кого сомнений в том, что у Запада также нет цели, желания и оснований желать полноценной победы турецко-азербайджанской стороне.
Поэтому в условиях нового переговорщика, сформировавшихся вокруг него новых подходов и дипломатической командой преследование армянских интересов, несомненно, создаст возможность в короткие сроки изменить подходы Запада в этом вопросе. Но для этого опять же нужен новый переговорщик, который сформулирует новую переговорную повестку и для России, и для Запада.
Какой должна быть внешнеполитическая основа нового переговорщика?
А)Взаимодополняющая политика. Есть люди, которые утверждают, что сегодня это невозможно, учитывая противоречия между Россией и Западом. Но тут они забывают как минимум о двух обстоятельствах:
-сегодня противоречие Восток-Запад - противоречие не блоков, а отдельных стран. Россия - Запад, Китай - США. Это не подразумевает и не обязывает страны, имеющие хорошие отношения с той или иной стороной, делать выбор. И, кстати, больше всего этим пользуются Турция и Азербайджан;
-сегодня Армения может обосновать сотрудничество любой глубины с тем или иным партнером. Независимо от причин и обстоятельств, факт в том, что после 44-дневной войны и недавних событий в Армении сформировалось всеобщее разочарование в России. Армения, исходя из своих интересов и поддерживая качество своих отношений с Россией, может без колебаний наилучшим образом использовать самые разные возможности, предоставляемые ей другими странами.
Б)Новый переговорщик и его команда не нуждаются в отказе от перспективы заключения договора. Просто необходимо изменить существующий контекст, сложившийся вокруг него и воспринимаемый окружающими. Для Азербайджана этот документ является средством легализации и международного признания военных трофеев, приобретенных и ожидаемых в результате войны.
Подход Армении должен быть таким же. Для Армении этот документ должен стать тем средством, с помощью которого она сможет добиться признания и начала серьезного переговорного процесса, включив в него положения с логичными, неэкстремистскими формулировками. В документ необходимо включить положения, вокруг которых будут реальные переговоры - вывод азербайджанских ВС с территории Республики Армения; вопрос о будущем статусе Нагорного Карабаха; возвращение пленных; согласованное, а не поспешное осуществление демаркации границ, удовлетворяющее только азербайджанскую сторону.
В противном случае то, что происходит сегодня, - это не переговоры, а принуждение Армении к отказу от Арцаха (
КАРАБАХА - прим.), что она будет вынуждена принять лишь бы был мир. И против этой формулировки по разным причинам не выражаются ни Россия, ни Запад, и в основном из-за упомянутой выше неспособности армянской стороны дать иную формулировку», - отметил Осканян.