Цитата: Сизиф от 08.12.2014 02:42:54Уважаемый Sir Max Merfie !
Скрытый текст
Как-то пропутил в свое время Ваш пост, а вопрос преинтереснейший.
Выделил у Вас.
И это не только Турции касается.
Но сейчас именно для Турции горячо актуальный момент, согласен.
Вот давайте и взглянем на степень этой уязвимости.
Попробую коротко, хотя и на это коротко потребуется букв, может и в ущерб качеству, полутезисно.
Дело в том, что степень уязвимости по тем или иным вариантам воздействия... (Если ее в чем-то мерить, в процентах на успех того или иного недружественного воздействия внешнего, например) - величина не постоянная, а динамически во времени меняется. Это как бы и капитан очевидность мог сказать, конечно.
Но вот от чего эта функция (та же вероятность успеха внешнего воздействия) зависит?
Понятно, что зависит от разных факторов внутри страны и эту страну характеризующих. Экономика, уровень жизни населения, потенциал силовых структур противостоять, их лояльность как властям, так и внешним вредоносным акторам и от много чего еще подобного.
Зависит еще от внешнего окружения и его потенциала вред нанести вместе со степенью управляемости этим потенциалом внешними акторами, желающими этот вред нанести.
(Вы, например, про ИГИЛ упомянули, как один из возможных к использованию внешних факторов).
Все это во времени может меняться.
В целом это уже не каждый капитан очевидность сказал бы, но все же достаточно банально.
Почти банально и то, что не единственный этот внешний актор. И некоторые другие вполне могут сыграть на противодействие вредоносным внешним акторам.
А вот, кмк, не совсем уже банально то, что этот(эти) дружественный внешний актор может не только содействие властям оказывать, но и непосредственно влиять в нужную сторону на казалось бы внутренние факторы, определяющие ситуацию в стране.
Та же самая функция верояности успеха недружественного воздействия зависит не только, а при многих крутых поворотах, и не столько от внутренних факторов, страну характеризующих (некоторые выше перечислил) сколько от готовности эти факторы использовать для противодействия. Более того эффективность/величина (значение соответсвующих переменных, если бы кто-то попытался эту функцию моделировать) этих факторов не просто количественными значениями определяется, эти факторы сами есть функции не только некоторых других параметров, но и зависят от той же геополитической ситуации, хотя казалось бы и внутренние факторы, и очень сильно.
А то уже совсем не банально.
Простите за занудное изложение только некоторых штрихов в преамбуле.
Давайте к амбуле перейдем, там все же конкретика, может не так занудно получится, и то что выше нафлудил проиллюстрирует.
Итак Турция до и после визита ВВП и заявлений в ходе этого визита сделанных.
Вопрос 1, повысилась или понизилась степень уязвимости Турции к неблагоприятному внешнему воздействию.
Вопрос 2, повысилась или нет мотивация и/или возможности недружественных внешних акторов это воздействие оказать.
На этом пожалуй прервусь, если позволите. Время позднее уже. Попробую продолжить в другой раз
Итак амбула. Попробую в этом посте штрихами ... Даже не ответить на поставленные вопросы, а просто обозначить темы по которым для того чтобы ответить, еще думать и думать, дискутировать и дискутировать. Хотя многое в этих дискуссиях теоретический интерес только представляло бы.
Там много на самом деле более важных вопросов появляется связанных с разворотом ЮП и изменением раскладов этим вызванных. Но в этом посте только о степени уязвимости попробую, дабы не растекаться, а эти вопросы может по ходу обозначу только, чтобы потом может в других постах. Может они и еще у кого из камрадов интерес вызовут.
Вопрос 1, повысилась или понизилась степень уязвимости Турции к неблагоприятному внешнему воздействию.
На примерах факторов от которых эта степень уязвимости зависит в прошлом посту упомянутых. Есть и другие, но лучше не плодить, и на этих, надеюсь, удастся ход мыслей проиллюстрировать.
Экономика. Разворот в сторону России только в плюс. Уже сейчас после первых санкций-контрсанкций для экономики Турции вполне себе зримые изменения идут. Это и открывшиеся рынки для целого ряда видов турецкой продукции продукции, и связанное с этим повышение занятости, что для некоторых сегментов даже важнее чисто экономического эффекта, а в свете уязвимости к внешним воздействиям еще важнее. И финансовая доступность сопровождения бизнеса в свете ускорившегося ухода от долларов/евро в мировой торговле.
Разворот не только эти уже идущие изменения усилит, но и новые благоприятные возможности принесет, в том числе и качественно более серьезные. Про инвестиционные возможности в реальном секторе экономики и не только для крупного турецкого бизнеса писал буквально днями.
Уровень жизни населения.
Благоприятные возможности для экономики - это и повышение уровня жизни. Но эффект опосредованный и с задержкой инерционно имплементируемый.
НО!
С точки зрения влияние на уязвимость не столько изменение этого уровня важно в среднесрочной и краткосрочной перспективе. Сколько ОЖИДАНИЯ населения. И тем они важнее реально наступающих, чем круче поворот. А ожидания сразу меняются. И значение этого фактора менять и сильно начинают сразу. Ну и в какую сторону эти ожидания изменятся? Вопрос почти риторический. Особенно на фоне многих других стран. Турция не только становится газовым хабом и включается в очень серьезные игры без серьезных инвестиций, но и получает привилегированный в каком-то смысле вход в клуб формирующейся альтернативной нынешней многополярной системы. При этом и в нынешней системе ее значение только возрастает.
Потенциал силовых структур противостоять вредоносным внешним воздействиям, их лояльность как властям, так и внешним вредоносным акторам. Готовность руководства страны имеющийся потенциал эффективно применять.
По частям. Очень коротко, где и так многим понятно.
Собсна, потенциал.
Весьма значительный. И как внутренний (службы безопасности, полиция), так и внешний, могущий и внутри использоваться в случае необходимости, - армия.
Лояльность силовиков властям.
Здесь есть вопросы, во многом надуманные, но и реальные тоже имеются.
Та же недавняя чистка генералитета, часто в этой связи упоминаемая. Проблема реальная. Но и в ней нагнетания страстей тоже достаточно. Как рассказывала "дочь одного турецкого генерала", и не только она... Армия в чистке нуждалась. Ее тогдашнее состояние уже совсем не ататюрковского уровня было, как балансир в обществе и власти. Просто скурвились многие. Когда чистки начались многие в армии не столько переживали за тех или иных под них попавших, в силу их авторитета, а за то чтобы чистки в тотальные зачистки не переросли. Этого не было. Более того, чистки вызвали ускорение движения по социальным лифтам для широкого круга офицерства.
Но это так - ремарка. Проблема есть, хотел лишь ее немного на землю опустить.
НО!!!
Нам для анализа влияние этого фактора на ИЗМЕНЕНИЕ уязвимости страны, абсолютное выражение лояльности не так и важно. Важнее тренд... Увеличилась ли или уменьшилась, не в результате чисток, они относительно давно были, а в результате визита ВВП.
Думаю, увеличилась, и значительно. И потому в том числе, что подобный поворот именно для силовиков означает сильное повышение их роли в стране и обществе. Со всеми вытекающими для них плюшками и перспективами. В том числе и по причине рисков этим поворотом вызываемых, и по причине новых возможностей для них, открывающихся во взаимодействии с коллегами из многополярного клуба. А, учитывая продолжающееся членство Турции в НАТО... Эти возможности очень интересны и значимы.
Лояльность потенциальной пятой колонны в среде силовиков внешним вредоносным акторам.
Во многом и по выше написанным соображениям снизится тоже.
Но и другие соображения в пользу ее снижения есть. Усилившаяся конфронтация Турции с Западом в целом в результате разворота ответственность для пятой колонны в случае ее активизации, неудачной для нее, резко усилилась... Просто откатить взад, взбрыкнув, не получится. Да и народ гораздо сильнее не поймет. Что сильно затруднит последующее управление даже в случае "удачной" активизации и вероятность этой "удачи" резко снижает дополнительно. Другой вопрос, что вредоносные акторы, возможно, на свою пятую коонну сильнее давить могут начать... Но давить придется при сниженной сильно ее лояльности. Да и будут ли давить, если да, то чем и как... Это второй вопрос из нами рассматриваемых.
Вот он.
Вопрос 2, повысилась или нет мотивация и/или возможности недружественных внешних акторов это воздействие оказать.
На этом прервусь. Позже продолжить попытаюсь.
Отредактировано: Сизиф - 08 дек 2014 20:29:37
"Но они должны понять, что бал вампиров заканчивается". В.В. Путин
Всё будет хорошо. Готовьтесь... Серьезно готовьтесь...
Ибу ибу ди - хуэй дао муди!
И тем шире шагайте, чем лучше подготовились.