К отставке Болтона. Или туда ему и дорога. Эта неделя знаменовалась ожидаемо неожиданным событием в американской вешней политике. В отставку был отправлен Джон Болтон, чуть более года назад привлеченный Трампом к организации американской внешнеполитической деятельности на посту советника по национальной безопасности.
Скрытый текст
Эта должность является, наверное, одной из самых мифологизированных в американской политике. На самом деле советники по государственной безопасности звучат громко, но зачастую выглядят бледно на фоне других чиновников белого дома. Это не главы пентагона с подчиненными дивизиями и флотами, это не госсекретари, которые обладают немалым дипломатическим аппаратом и могут начинать различные форматы дипломатического взаимодействия между странами, это не директора Центрального разведывательного управления, которые имеют своих диверсантов и могут осуществлять тайные операции (правда, зачастую провальные, но это собственно к делу не относится, речь ведь о потенциальных возможностях, не о способности их запарывать). Советник по национальной безопасности это говорящая голова, которая в зависимости от предрасположенности главы Белого Дома (Презента США) может быть либо кабинетным шептуном, подавая записки на и первого лица и удостаиваясь (или не удостаиваясь) от него ответа, либо получать очень серьезные поручения и фактически организовывать скак внешнюю политику, так и сферу государственной безопасности, как например не безызвестный Г. Киссинджер с его челночной дипломатией. Каждому свое. Тут все зависит от того, насколько такой советник будет убедителен. Если будет, то именно он станет рулить внешней политикой, если не будет, то он окажется просто лишним винтиком в машине американского государства. При этом такое значение мало зависит от избранной тактики. Он может быть пассивным в сфере публичной дипломатии (как большинство генералов на этом посту), или наоборот очень активен. Он может только лишь выстаиваться по тому или иному вопросу, либо предлагать целые планы и проекты, которые буду вплетаться в американскую внешнюю политику. Все это зависит от того, насколько влиятельным будет конкретный человек на конкретном посту.
По традиции советник по государственной безопасности – это лицо в одной из трех ипостасей. Это либо военный, в звании как-правило генерала, который разъясняет главе государства хитросплетениях взаимодействия те ли иных американских структур в процессе устранения тех или иных кризисов. Такие военные становятся советниками по государственной безопасности либо сразу после выборов, либо перед ними, дабы обеспечить оптимальную контролируемость в первую очередь разведывательных структур Прекрасными образцами этого были первые советники Трампа (генералы Флинн и МакМастер). Это могут быть кадровые дипломаты (хотя это происходит редко, так как вызывает вполне естественную конкуренцию между таким советником и госсекретарем США, а такого конфликта вряд ли пожелает себе хоть один президент). Наконец, третья категория самая странная. Это профессиональные политологи (иногда уточняющие, что они, например, советологи, синологи или кто-то еще), университетские профессора и деятели аналитических центров. При этом от них как раз можно ожидать всего. Разного рода взбалмошных предложений, гениальных стратегий или столь же гениальных провалов. Почему? Потому что ни ученые и ни «так видят». К числу таковых можно отнести и небезызвестного З. Бжезинского, который был советников при Дж. Картере. К этой же когорте может быть отнесен и Дж. Болтон, человек далекий от разведсообщества и армии, занимавший некоторые посты по линии внешних сношений (но как=то не особо удачно), речь идет о должности представителя США в ООН, однако дипломатом в общем то не являющийся, он типичный представитель политологического сообщества, дорвавшийся до ушей главы государства. Однако в отличие от многих своих предшественников гиперактивный советник, что будет наверно самым ярким эпитетом в его адрес.
Сам Болтон, разумеется справедливо называется третьестепенным игроком, однако его отставка имеет ряд любопытных последствий и очень интересных сопровождающих деталей. Попробуем разобраться, что стоит за кулисами отставки гражданина Болтона.
Неокон, неокон, неоконище Как только Болтона не называют. Его усы явно не дают общественности быть спокойными. Н и Марк Твен, и усач, и даже тараканом его называли (на мой взгляд не совсем заслуженно). Самое важное это понимание, почему и зачем он появился и что он делал на посту советника по национальной безопасности?
Скрытый текст
Джон Болтон – типичный неоконсерватор. Причем его типичность как консерватора это не просто убеждения, а «боевые заслуги». Болтон очень близок к клану Прескотов-Бушей и сенаторам неконсервативного толка. В этой среде Болтон является одним из генераторов идей (ну вот такой вот генератор, за неимением другого используют того, кто есть) и активный комментатор позиции от лица этой влиятельной группы в консервативной партии.
И эта близость к неконам и является причиной его появления в Белом Доме. Нет, Трамп не воспылал идеями неоконсерватизма и не решился на то, чтобы окружить себя еще и представителями данной группы только затем, чтобы иметь весь спектр мнений своей партии. Выбор Болтона был ничем иным, как своеобразной платой неоконам республиканской партии за неприсоединение и к стану противников. Нет разумеется, неоконы не станут вдруг большими любителям демократической партии, да и вредить республиканцам не станут А вот некоторые значимые вопросы вполне могут блокировать в том же Сенате, где Трамп нуждается в поддержки всех сенаторов – республиканцев.
Напомню, что после отставки МакМастера ситуация вокруг Трампа была невеселой. Деньги на стену пришлось брать в бюджете чрезвычайных ситуаций, бюджет не утверждался, а над самим Трампом висел дамоклов меч сенатского расследования. В такой ситуации рука дружбы от неоконов была для Трампа в самый раз и Болтон на этом посту был одной из наиболее понятных кандидатур как ставленника неоконов.
Но с его приходом театр (а порой и цирк) американской внешней политики заиграл новыми красками. Если что-то и отличало Болтона, то это гиперактивность и предельная откровенность, переходящая в откровенную наглость. Ну и разумеется откровенная работа на интересы третьих страх. На посту советника по национальной безопасности США Болтон, помимо прочего, пытался отрабатывать темы интересные давним клиентам неоконов – Израилю и диктатурам Персидского залива. В этом вопросе с одной стороны Болтон вынужден был толкаться локтями с большим числом других страждущих поработать на Израиль с его многочисленным лоббистским аппаратом и аравийские монархии с большими (затрат на лоббизм) финансовыми возможностями. Ну и конечно отработка всех вопросов у Болтона была связана с неукоснительным следованием интересам неоконсервативной группы в республиканской партии, что с одной стороны несколько ограничило свободу внешнеполитической активности Трампа, а с другой значительно ослабло негативное отношение к политике Трампа со стороны конгресса США (именно неоконсерваторы там традиционно играют важнейшую роль в комитетах, связанные с внешнеполитической деятельностью).
Фигура Болтона была крайне противоречивой. Не раз на своих брифингах делал такие заявления, что после них самому Трампу приходилось разгребать угли дипломатических скандалов. Бостон начал активизировать практически все болевые точки до которых мог дотянуться. Это и КНДР и Венесуэла с Никарагуа и Иран и отношения с ЕС и ряд других вопросов. И в каждом случае его выходки дорого обходились США. Вспомнить про «ливийский вариант» в разговоре с лидером КНДР Ким Чен Ыном, размахивание на пресс-конференции листком с надписью «направить 5 000 солдат в Колумбию», фактически подставляя Пентагон и вынуждая заявлять о том, что никаких отправок военнослужащих в Южную Америку не планируется. Не могли не остаться незамеченными и его риторические атаки на Иран, в вопросе по которому, вероятно с подачи того же Израиля, называющего исламскую республику своим врагом номер один, он был самым решительным сторонником крайних мер.
При этом, однако Болтон оказался практически оттертым от вопросов отношений с Китаем. Видимо потому, что цель – заключить торговое соглашение с Китаем гораздо более важна, нежели чем возможные политические выпады в его адрес, которые гарантировано бы последовали от Болтона. Тему Китая отрабатывали Помпео и Мнучин. Тоже не очень удачно, но по крайней мере без необходимости для Трапа опровергать их заявления.
Таким образом, вполне понятно зачем был нужен Болтон Трампу. Он был частью сделки между Трампом и лидерами неоконсерваторов, которые в обмен на позиции гарантировали свою лояльность. Есть еще один вопрос. Разве не было у неоконов никого менее одиозного и неуправляемого чем Болтон? По большому счету нет. Во-первых, на такую должность не назначить человека с улицы, пусть даже талантливого и амбициозного (должны же такие быть в обойме политической группы уже более века участвующей в политике США, а Болтон, каким бы он ни был все же имеет опыт представителя США в ООН. Во-вторых, для многих в США Трамп токсичен. И привлечь на эту должность других представителей неоконовской обоймы специалистов (например, Кондализу Райс) оказалось невозможным. Болтону же, судя по всему, было все равно какая репутация у Трампа.
Изгнан с позором. Эффект последней капли. Но «одиссея Болтона» закончилась. Закончилась твитом Трампа, что советник по государственной безопасности уволен. Почему? Скорее всего ответов несколько.
Скрытый текст
Первый, и безусловный заключается в том, что у Трампа спали некоторые оковы. Во-первых, это оковы сенатского расследования о якобы вмешательстве в американские выборы в интересах Трампа третьих лиц (и государств). Расследование не дало каких-либо сведений о том, что Трамп входил с кем-то в сговор для того, чтобы избраться в качестве президента США. Теперь у самого Трампа есть отличные возможности атаки на своих оппонентов. А значит, критической потребности на взаимодействие с неоконсерваторами в конгрессе у него уже нет. Трампу до выборов ничего не угрожает. Потолок госдолга на полтора года не закреплен, с бюджетом, судя по всему все тоже уже определено.
Как, впрочем, ему не страшны неоконсерваторы и в вопросе выдвижения на новый президентский срок. Если неоконсерваторы и хотели кого-то выдвигать на выборы, как альтернативу Трампу, то они уже опоздали. Внутренние мероприятия по выдвижению кандидата следовало делать еще год назад. Но они небыли сделаны и в этом контексте Трампу неоконсерваторы не важны, они не будут конкурировать с ним.
Второй и не менее важный фактор, заключается в том, что в мире существенно изменилась международная обстановка. Лейтмотивом текущего момента является надвигающийся экономический кризис (Трамп не устает критиковать ФРС за неправильную, по его мнению, процентную ставку) и продолжающаяся торговая война, которая теперь ведется на два фронта, как с Китаем, так и с Евросоюзом. В такой ситуации Трампу нужно находить ни дополнительные точки конфликтов, а устанавливать контакты с иными игроками. Время разбрасывать камни (и бросаться ими) прошло. Лишних финансовых ресурсов, надо полагать у Трампа нет ни на афганские похождения, ни на давление на Иран. И тот и другой вопросы - это частности. Трамп серьезно задумывается над тем, чтобы пройти кризис с наименьшими потерями для США и выйти из него, способным к занятию новых стратегических позиций. А это означает, что политика в том числе в области государственной безопасности должна поменяться. Она должна стать более открытой и дружественной к интересам третьих стран, что в принципе не увязывается с образом действий Болтона. Болтов в этом плане становится гирей, висящей на ногах Трампа, а значит от него следует избавиться.
Тем более, что и критических моментов в работе Болтона накопилось немало. Болтон не дипломатичен там, где нужно проявить гибкость (гибкость, это вообще не американская черта) он продолжает проявлять чудеса упорства и упрямства. Болтон провоцирует конфликт, а значит и расходы с ним связанные там, где можно обойтись меньшими затратами. Болтон пытается вмешиваться в те вопросы в которые вмешиваться не следовало бы.
Болтона обвиняют в излишнем давлении на Иран и слишком мягкой позиции по Венесуэле. Это конечно же не так. Трамп не мог идти на поводу о Болтона в этих вопросах. Просто изменилась ситуация и Болтон удобен как «козел» отпущения грехов, которые на него можно повесить. По крайней мере до того, как он опубликует свои мемуары. Но это будет не скоро (скорее всего после выборов 2020 года).
Но есть и последняя капля. И вероятно именно она стала основанием для отставки Болтона. Это слив информации про «супер крота» в администрации президента России. Да, этот «супер крот» был выведен из игры уже достаточно давно (вроде как в 2017 году), но осадок и не малый остается.
Трамп на протяжении всех лет пребывания у власти заявлял о своем желании установить более системные контакты с высшим политически руководством России и в частности с В.В. Путиным. Однако пребывание под дамокловым мечем расследования, многочисленные атаки после даже скоротечных встреч на полях крупных международных саммитов делали эту задумку мало реализуемой. Сейчас сложился более благоприятный момент. Расследование против Трампа завершено безрезультатно, действия Москвы и Киева по обмену задержанными позволяет говорить о динамике реализации Минского процесса (если сильно желать увидеть где-то динамику, то в конечном счете ее вполне можно и увидеть). Все складывается как нельзя лучше и тут появляется информация о «супер кроте», которая должна по идее заставить Москву поднять перед США крайне неприятные вопросы о доверии и возможном сотрудничестве. Прием слив информации был из администрации президента США и весьма вероятно, что если не лично от Болтона, то от кого-то из его команды. Вероятно, это стало последней каплей, переполнившей чаш терпения Трампа и сделавшего вопрос об отставке Болтона, поднимавшийся и ранее не просто вероятным, но и неизбежным. Потому как ставки на благоприятные отношения с Москвой сейчас для Трампа важнее, чем демонстрация способности украсть какие-то секреты. Тем более значимость агента публично дезавуировали и Трамп и Помпео. Собственно, для того, чтобы иметь хоть какую-то отговорку в потенциальны попытках найти формат для контакта.
Всего этого с лихвой хватает, чтобы убрать наконец то Болтона, ставшего вредным для самого Трампа.
Неизменные изменения в политикеНо изменится ли что-то с уходом Болтона? На самом деле не многое. Да, речи нового советника президента США по национальной безопасности станут менее яркими. Да, новый советник вряд ли станет сотрясать воздух пустыми угрозами. Но кардинально американская внешняя плотика не поменяется. По двум причинам.
Скрытый текст
Во-первых, она не настолько и зависела от Болтона (а вернее практически вообще не зависела), чтобы как-то меняться. То, что Болтон говорил, как правило шло в разрез с тем, что США делали на практике.
Во-вторых, нынешний тренд США на внешнеполитической арене - это фактически инерция. Инерция момента, в котором мы сейчас находимся. Инерция американской внешней политики, имеющей такое количество утяжелений, что не моет не клониться в ту или иную сторону. Инерция работы лоббистских групп, которые никуда не денутся и продолжат продвигать интересы Израиля, диктатур Персидского залива или Китая.
Так что особо ничего не поменяется. Возможно новый советник по национальной безопасности будет выходцем из разведывательного сообщества или армии. Вероятно, Трамп с радостью бы вернул МакМастера на эту должность, но обратного пути нет, т.к. такого поворота никто не поймет и не оценит.
Бодрые попытки расставить точки над и, кода Трамп и Помпео а перегонки рассказывают как нужно понимать в контексте отставки Болтона все то, что тот наговорил. Как оказалось, с Ираном нужно помягче (что в принципе отражает тренд на попытку начать переговоры), а вот с Венесуэлой, наоборот, пожёстче. Хотя и то и другое это сиюминутная конъюнктура не связанная собственно с самим Болтоном.
Нужно понимать еще одну вещь. США выходит на финишный круг президентских выборов 2020. А это значит, что на этой должности должен появиться не персонаж, эпатирующий публику, а чиновник, не затмевающий, а наоборот подчеркивающий образ Трампа.
В таком случае на эту должность как никто другой подходит обозреватель Фокс ньюс Дуглас Макгрегор. Он умеет работать с публикой. А что еще Трампу для счастья надо? Не советник же, дающий советы по национальной безопасности. Этого добра у него с избытком.
Отредактировано: ConstB - 15 сен 2019 18:43:14
Для информации:
Личный ТГ канал: https://t.me/SMM_tmax