Суета вокруг потоковНе утихают скандалы вокруг строительство газопровода «Северный поток - 2». Хотя это и всего лишь один из газопроводов, из числа создававшихся в последнее десятилетие, именно вокруг него происходят наиболее оживленные баталии, ломаются копья. При этом, достраивание данного газопровода преподносится чуть ли не в качестве дела чести одних, а срыв строительства - как дело жизни других.
Скрытый текст
На минувшей неделе, кроме вечно идущей шумихи и голословных обвинений, вынудивших выбраться из своей раковины даже бывшего канцлера Германии – Герхарда Шредера и заявить о готовности подать иск о защите чести и достоинства к немецкому изданию Bild. При этом в руководстве Германии царит смятение, когда раздаются одновременно и голоса за то, чтобы наказать Россию санкциями (на этот раз повод – мнимое отравление Навального), но при этом не помешать достраиванию «Северного потока-2», в руководстве США деловая атмосфера «мы все равно не позволим достроить и запустить это проект», а в Польше – припадок активности, в рамках которого предпринимаются наложить на Газпром и другие организации сотрудничающие в рамках проекта «СП-2» антимонопольные пошлины в гигантском размере.
В принципе понятна и экономическая и политическая подоплёка данных событий. Для Германии завершение строительства «Северного потока – 2» это гарантированное получение природного газа минуя страны-транзитеры, шанс в значительной мере удовлетворить запросы собственной экономики в природном газе и занять ключевую позицию одного из крупнейших транзитеров газа в ЕС. Весьма привлекательные потенциалы. Для Польши и Украины введение в строй «Северного потока-2» означает с высокой степенью вероятности выпадение значительных доходов, которые они получали как страна, обеспечивающая транзит российского газа. И если для Польши возможно это выпадение не станет катастрофическим, например, за счет закачки в ГТС газа со станций разжижения в портах Польши, то для Украины это будет означать окончательный развал газотранспортной системы и вероятно в скорой перспективе вообще отказ от целого ряда газоемких производств.
Политическая подоплека тоже ясна. Не раз описывалась возможность использования газа в качестве энергетического оружия, когда страна поставщик или транзитер, может пытаться конвертировать исполнение обязательств оп поставкам вместо политических бонусов.
В таком случае, вводя «Северный Поток-2» Германия. Как мнинимум, спасает себя от возможного польского шантажа в поставках газа, что тоже не мало. В таком случае, очевидно, что есть интересанты как завершения строительства, так и консервации «СП-2».
Новые палки в старые колесаПо большому счету вы видим, что страны, заинтересованные в срыве строительства газопровода предпринимают весьма активные и, если говорить применительно к США, достаточно эффективные меры по сдерживанию строительства «Северного Потока-2».
Скрытый текст
Кроме традиционных политических заявлений и громких угроз, обращённых скорее к СМИ, чем к политическому руководству России американская сторона имеет ряд весьма серьезных аргументов для воздействия на конкретных субъектов, дабы продавить свою позицию. Достаточно угрозы компании в части блокировки будущих кредитов, или запрета на ведение деятельности в США и многие бизнес-структуры. Как следствие иностранные трубоукладчики, активно работавшие на строительстве потоков, предпочли расторгнуть контракт и удалиться, чем вызвали простой строительства и необходимость выдумывания альтернативных вариантов, таких как переброска на Балтику трубоукладчика «Черский» и переоборудование баржи «Фортуна». Но это вопросы технический и проблема понимания того простого факта, что в наступивших сложных временах нельзя полагаться только и исключительно на силу договора, пусть там и прописаны обязательные требования и штрафы за их нарушение.
Более чем очевидно, что в рукаве американского руководства есть еще карты, для того, чтобы омрачать жизнь Газпрому и затягивать процесс строительства газопровода, пусть этого строительства остались считанные десятки километров (считанные недели работы). Но доставать свои козыри американцы не будут ровно до того момента, пока в их использовании не появится прок. Российской же стороне, видимо, следует серьезно постараться, дабы выявить и заранее предугадать эти расставленные капканы. Увы, в большинстве своем России приходится уповать на периоды, когда администрации США будет просто не до потоков, а значит обострение на этой ниве можно ждать прямо после выборов 3 ноября.
Позиция других активных участников процесса куда менее изобретательная и более наглая в какой-то мере. Если Украина фактически отделывается громкими заявлениями, а Прибалтика дружным «подхрюкиванием», то Польша пытается использовать сомнительные способы давления в частности выставление Газпрому штрафа более чем на 7 миллиардов евро в контексте якобы нарушений антимонопольного законодательства Польши. При этом такие штрафы скорее всего направлены на попытку устранить Газпром из польского пространства, но не может серьезно пошатнуть позиции «Северного потока - 2».
При всех обстоятельствах, следует признать, что противникам «СП-2» удалось как минимум перенести его запуск, что в текущей ситуации очень немаловажно.
На прокрустовом ложеПринципиальный интерес представляет позиция Германии. Очевидно, что страна заинтересована в том, чтобы газопровод был запущен, а предприятия Германии смогли получать больше газа по приемлемым ценам. Да и предохраниться от выкрутасов восточного соседа (Польши) Германии так же следует.
Скрытый текст
Польша, кстати по «СП-2» занимает не только позицию критика, но и нагло выставляет себя как альтернативного продавца газа, намереваясь использовать собственные газ разжижающие мощности и порты с терминалами для приема сжиженного газа. Стоит отметить, что Германии вряд ли можно опасаться, что российский газ будет использован в качестве оружия. Возможность поставок морем сжиженного газа от разных поставщиков (в том числе США), возможность закачки газа из Франции, например, по потенциально нивелирует российское влияние в данном аспекте, оставляя во главе коммерческие интересы.
Попытка одновременно надавить на Россию в рамках пакета санкций по так называемому «отравлению Навального» и не использовать эти санкции против «Северного потока - 2» (в котором есть и интересы немецких компаний) главным образом объясняется внутригерманской политической борьбой и развернувшейся интригой, кто же станет преемником Ангелы Меркель на посту канцлера.
Заметим, что, хотя главную скрипу в перевозе Навального из Омска в Берлин играл офис федерального канцлера, в рамках процессов исследования основную роль играли Бундесвер (фактический филиал Пентагона) и BND (фактический филиал ЦРУ). Именно эти структуры, по сути, сыграли на стороне США и против интересов Германии в этой истории с якобы отравлением. Именно шумиха, поднятая разведсообществом и лабораториями Бундесвера, фактически поставила власти Германии перед выбором – жесткие санкции и практический срыва всех контрактов, или мягкие санкции и всего лишь некоторое недопонимание с Москвой, но при этом с сохранением лица.
Германия продолжает выкручиваться. Не буду примерять на себя лавры Нострадамуса, но это не последнее злоключение Германии. Если им мало убитого чеченского экстремиста и ложноотравленного беглого блогера, то они, вероятно получат что-то еще, очередной повод для прямого удара по «СП-2».
Такая позиция Германии является прискорбной. При этом стоит сказать, что в некоторых вопросах Берлин вполне цепко отстаивает позицию. Например, заявляет свое громкое «фи» попыткам США наложить санкции на немецкие компании. Данная «героическая» борьба просто приводит к тому, что США используют кривые методы, вместо прямой атаки. Более ничего.
Российские стратегииКаковы же российские стратегии в разворачивающейся многолетней борьбе за строительство потоков? На самом деле они весьма специфичны, но порой достаточно действенны.
Скрытый текст
Для начала нужно сказать, что в российской политической кухне есть сразу два подхода к строительству потоков. Одна из них предполагает рассматривать потоки чуть ли не в качестве российского окна в Европу, которое необходимо прорубать любыми силами и средствами. Представители этого направления стремятся продемонстрировать на предельных оборотах позитив от строительства и негатив от незавершенности потоков. В какой-то мере это удается, так как экспертное сообщество обмусоливает любой чих, связанный с потоками.
Друга группа придерживается мнения (при понимании, что «потоки» дело полезное) что «СП-2» больше нужен Германии, чем России. Что Россия, как продавец газа вполне сможет использовать его где-то еще. Например, в рамка газификации российских регионов. Позиция «мы то продадим, пусть они попробуют где-то купить» патриотична и опирается на идее «пусть топят дровами, но и дрова то у нас, в Сибири», высказанную В.В. Путиным. Увы, на фоне попыток транспортировать газ Восточного Средиземноморья в Европу и активизации темы сжиженного газа из США (и не только) данная позиция утрачивает свою обоснованность. Так как в некоторых странах ситуация стоит уде не в плане «попробуй курить», а в контексте «попробуй продать».
Россия более-менее справляется с техническими трудностями. Опыт «Черского» и «Фортуны» это подтверждают, как и многие другие палки в колеса, которые были успешно перемолоты, типа датского запрета на строительство.
Сейчас Россия предпринимает более интересную стратегию. Во-первых, выходит на активные позиции по торговле сжиженным природным газом, поставляемых водным транспортом. Пример порта Сабетта об этом явно свидетельствует.
С другой стороны, Россия намеревается построить перемычку между газотранспортной системой и «Силой Сибири». Это позволит более рационально подходить к вопросу поставок газа и перекидывать газ на запад или восток в зависимости от сформированной конъюнктуре и политической позиции.
Таким образом, средства для игры в долгую по газу и потокам у России есть. Насколько длительным будет период, когда придется играть и блефовать неизвестно. Но рано или поздно он завершится. При этом, хотелось бы, чтобы в его завершении приняла участие и российская газоемкая промышленность, перерабатывая добываемый газ внутри страны.
Будет ли у истории конец?Ответить на этот вопрос крайне просто, да, разумеется конец будет. Если к власти в Германии не придут совершенного отшибленные разумом «гиперзеленые», которые попросту потребуют убрать все производства и вести натуральное хозяйство, а потоки не только прекратить использовать, но и поднять со дна моря «чтоб не загрязнять».
Скрытый текст
Но полагаем этого не будет и потоки будут достроены. Есть надежда на ноябрь и декабрь, когда всем будет не до России и не до потоков. Но на самом деле это следовало сделать гораздо раньше, но факторы, факторы
Очевидно, что в этой игре, в первую очередь, возобладает интерес немецкого системного бизнеса, который может продавить и Меркель и ХДС/ХСС вкупе с СДПГ. Стоит только приложить усилия. Полагаем, что усилия приложены будут. Хотя бы из той активной игры которую ведет Шредер. Да, Шредер разумеется опирается вовсе не на те силы, которые сейчас на коне в Берлине, увы тот бизнес, который ставил на него в свое время, сейчас в Германии на третьих ролях, но тут сыграет, в первую очередь, общий системный интерес.
Полагаем, что и в России все будет весьма стабильно, потоки будут достроены до выборов в Государственную Думу и прекратят быть фактором политической борьбы, превратившись в фабрику экономически дивидендов. В такой ситуации нет видения что бы могло существенно сказаться на достраивании потоков.
Есть мнение, что уже сейчас строительство идет, не очень крупно и системно, но идет потихоньку, дабы не привлекать лишнего внимания. Такая версия имеет право на существование и необходимо для того, чтобы в случае стечения обстоятельств иметь возможность решить вопрос путем внезапной демонстрации готовности проекта, сработав на опережение. Правдоподобна такая версия или нет, покажет будущее.
Другое дело, что в перспективе роль и значение этих трубопроводов может померкнуть, как для России, так и Европы. Это может быть связано как с вводом мощностей поставки сжиженного природного газа, так и с тем, что экономическая ситуация будущего не предвещает больших достижений. Весьма вероятно, по естественным причинам, промышленности будет нужно меньше газа, чем сейчас. Все может быть.
Пока же Россия прибывает в жестком и не конструктивном прессинге со стороны «западных партнеров» и выстраивает резервные варианты «принуждения к газу». Насколько эффективно, покажет будущее, сейчас же суета вокруг потоков продолжается.
Отредактировано: ConstB - 13 окт 2020 10:24:34
Для информации:
Личный ТГ канал: https://t.me/SMM_tmax