Надувая мыльные пузыри
Часто «мыльными пузырями» называют экономический актив, ценность которого искусственно раздута по сравнению с его реальной стоимостью. В такие пузыри устремляют свои ресурсы спекулятивные инвесторы в надежде выручить прибыть и до момента взрыва такого пузыря уйти из него. Кто уйдет наиболее своевременно, получит самую большую прибыль.
Но иногда говоря о «мыльном пузыре», говорят и о геополитических явлениях, которым искусственно придают большее значение, чем то, которое такое явление реально имеет. В свое к великому Гуго Гроцию подошли с вопросом о том, что он думает о событиях в республике Сан-Марино, где в этот момент как раз происходило какой-то заговор. На это он просто ответил «буря в стакане воды». Но иногда таким бурям пытаются придать большее значение, чем оно того заслуживает.
Так, например, весь этот бунт сторонников Навального, связанный с его арестом – как раз такой «мыльный пузырь». Понятно, что внешним силам очень хочется, чтобы осенние выборы прошли под аккомпанемент протестов, только вот Навальный чужд народу. И то, что ему наконец-то дали реальный срок, вместо очередного, не ясно по какой причине, условного наказания, вызвало скорее более положительную реакцию в обществе, чем отрицательную. Власти должен скорее страшить социальный протест, но для того, чтобы его не было, все как раз в руках у Высшего политического руководства.
В геополитике тоже иногда надувают мыльные пузыри. Одним из таких «мыльных пузырей» активно надуваемых экспертами и СМИ является Турция и ее геополитические перспективы в виде «Большого Турана» и прочих нововведений.
Нет, разумеется, Турция в период Эрдогана, сделала огромный шаг от геополитического объекта до регионального игрока. Но не более. Да, Турция существенно нарастила свои геополитические и экономические потенциалы, позволяющие проявлять более активную геополитическую позицию. Да, Турция смогла показать себя не с худшей стороны сразу на нескольких аренах действий, откровенно не провалив (хотя и не победив) отдельные точечные противостояния. Да, Турция смогла самосохраниться, хотя после провального переворота были шансы как раз на обратное. Все это само по себе делает Турцию более весомым игроком. Но не настолько, насколько ее пытается показать свое же руководство и некоторые силы мировой геополитической игры. Выгода от демонстрации Турции в качестве какой-то силы, очевидно, перевешивает и здравый смысл, и осторожность. На этой неделе как минимум несколько сюжетов были связаны с концептом геополитического могущества Турции. Могущества мнимого и откровенно гипертрофированного, очевидно рисованного для каких-то целей.
Стенания Стратфора
Аналитическая служба «Стратфор», некогда известная и прославленная, а сейчас все чаще вызывающая скорее недоумение, «рисует» проект 50-летней активности Турции и формировании ее зоны влияния. При этом данное исследование еще и «пропиарили» турецкие телевизионные каналы, тащащие к себе все, что так или иначе говорит о могуществе Турции.
Зона эта к слову выдает стремление заказчиков данного исследования, в рамках которого Турция выставляется очередной «страшилкой», покоряющей и контролирующей огромное геополитическое пространство. В числе земель, которые должна присоединить Турция, были названы Греция, Армения, Кипр, Грузия, Абхазия, Южная Осетия, Азербайджан, Египет, Ливия, а также Аравийский полуостров и большая часть Средней Азии. Помимо того, были указаны и некоторые российские территории, которые якобы должны отойти Турции. Речь идет о Ростовской, Волгоградской, Астраханской, Саратовской, Самарской областях, Чувашии, Чечне, Дагестане, Адыгее, Северной Осетии, Крыме, Севастополе, Краснодарском и Ставропольском крае.
То, что такой прогноз нереален – очевидно. Фактически, приобретаются территории с населением превышающее турецкое население в самой Турции (где и без того существует проблема национальных меньшинств, тех же куров, которых правительство именует горными турками). При таком расширении, социально-демографическая ситуация в Турции превратится в сущий кошмар, а экономическая ситуация выйдет из-под контроля и станет синонимом череды постоянных кризисов, которые один за другим будут сотрясать это монструозное образование.
Продолжая анализ, можно сказать, что прямое сведение Турецких интересов на Северном Кавказе и России, равно как и продвижение Турции на Аравийский полуостров, контроль Иордании, Египта, Ливии столкнет Турцию в борьбе со всеми без исключения мировыми игроками, что не может закончится для Анкары ничем хорошим.
Интереснее всего, что сам прогноз сделан 10 лет назад, а растиражирован сейчас явно турецкими интересантами. Возникает резонный вопрос. Зачем туркам нужно размещать у себя на телевидении прогноз 10 летней давности, который к тому же, очевидно, сулит им самим массу неприятностей и рискует в случае попыток его реализации обернуться геополитической катастрофой?
Просто так, на ровном месте, такие вещи. Которые одновременно вызовут негативные эмоции сразу у всех соседей Турции вряд ли кто-то будет размещать. Для этого нужен повод, причем весьма веский. Ради которого можно рискнуть и попробовать явить то, что публично объявлять и размещать не принято.
Космическая «одиссея», рядового Эрдогана
Ну ладно, геополитические поползновения для Турции, в которой есть еще те, для кого дух Османской Империи имеет значение приятно укладывается в канву не геополитических, но со всей очевидностью народно-фольклорных аспектов.
Но на этой же неделе был явлен план TUA (турецкого авиакосмического агентства), включающего ни много, ни мало «лунную программу». Уже в 2023 году (т.е. через 2 года) турки должны с помощью масковского Фалькона-9 вывести на околоземную орбиту спутник, который будут потом транспортировать при помощи специальных двигателей к Луне. Эта экспедиция, по словам Эрдогана, будет приурочена к столетию образования республики. А уже в 2028 году планируется запустить собственный лунный модуль с пусковой установкой. И это на фоне еще десятка разных аппаратов, которые Турции собираются запустить по всяким поводам, строительства космодрома, запуская своих космонавтов и многого другого.
Хотя все признают коммерческий успех турецких беспилотных летательных аппаратов (продавать и удается изрядно), такая космическая активность кажется немного странной. Хотя Турция и имеет космическую программу и в январе прошлого года запустили 7-й спутник (опять же при помощи масковских ракет), этого маловато для гигантских планов о которых заявляет Эрдоган.
На самом деле все, что было заявлено реализуемо. Причем для этого не нужно особо ничего, кроме денег, которые планируются потратить на те сомнительные достижения о которых говорится. Запускать спутники связи, например, сейчас может любое государство мира, благо рынок коммерческих запусков, как государственный, так и частный огромен. Построить очередной в числе более чем тридцати имеющихся космодромов не подвиг а скорее знак вопроса, нужно ли это кому то, учитывая, что никаких особых преимуществ космодром в Турции не дает. Да и доставить что-то до Луны не самая большая проблема. Было бы желание и средства, а сделать это по нынешнему развитию техники возможно. Не собирается же Турция создавать на поверхности автоматизированную станцию с луноходами, исследованием грунта и т.д. Да и передовики производства уже думают о Марсе, а не о Луне, как о перспективе.
При этом космос – это не война и геополитические приобретения. Дело в том, что приобретение новых территорий и контроль над ними радует далеко не каждого в обществе. Есть тип людей, кому не нужно расширение влияния. Зато нужно расширение знаний, технологий. Возможностей. И космос для них, как раз и является таким своеобразным показателем, что страна активно развивается и достигает новых высот и серьезных достижений. Так что это скорее завлечение для интеллектуалов.
В чем причина?
Активное выпячивание всего этого – явная демонстрация PR характера таких материалов. Эрдогану зачем-то потребовалось лишний раз показать всем, что его Турция имеет геополитические, экономические и научно-технические перспективы. Материалы подаются на разный вкус, на разную аудиторию и степень притязательности публики. Чистой воды PR. Зачем?
В сентябре прошлого года Председатель Партии националистического движения Турции Давлет Бахчели заявил, что вплоть до 2023 года выборов в стране не будет. Нет оснований этому не доверять ни выборов Парламент, ни Президентских выборов скорее всего не будет. Не настолько шикарно идут дела у Эрдогана на внутриполитическом фронте, чтобы сейчас разворачивать масштабную избирательную компанию.
Можно говорить о том, что имеется шанс, что Эрдоган осуществит серьезный политический маневр и организует досрочные выборы мэров в Стамбуле и Анкаре, где в 2019 победила оппозиция. Но исходя из имеющихся социологических раскладов Эрдоган вряд ли получит на таких выборах победу. А их досрочный характер скорее сплотит оппозицию, чем укрепит позиции партии.
Самой вероятной причиной такой активности Эрдогана и начавшейся PRкомпании является старт очередного важного действия в политической карьере Эрдогана. Президент Турции Эрдоган дал официальный старт общественной дискуссии вокруг текста новой конституции страны, которую он планирует принять к 2023 году – к столетию республики. Наряду с новой конституцией этот год должен быть голом выборов и Президента, и Парламента. А это весьма ответственно, а значит требует тщательной долговременной подготовки.
Тем более. если речь идет об Эрдогане. Да, сейчас ему лишь 66 лет, но к моменту президентских выборов будет уже 69. И с наибольшей вероятностью очень резко будет поднят во время избирательной гонке вопрос о возрасте лидера государства. По крайней мере оппозиция определенно будет использовать данный тезис, наряду с другими.
Таким образом Эрдогану придется сделать ровно то, что делает сейчас В. Путин. Создать систему, которая могла бы работать и без него, но на безе его политического наследия. Но если в России это проходит через шесть этапов, начиная с президентских выборов (2018) – конституционной реформы (2020) – административной реформы (2021) – выборов в Госдуму (2021) – промышленной реформы (2021-2023) и завершится в 2024 году новыми президентскими выборами, то Турции придется делать все и сразу в один год – 2023, а, следовательно, нужен разгон, старт которому как раз и дан. Эрдогану будет сложно поддерживать интерес к теме долго, тем более два с лишним года. Но выбора нет.
Реальность
А реальность тем временем весьма упряма. Сколько бы Эрдоган не крутил по телевидению ролики о крутости Турции и ее успехах они гораздо бледнее тех результатов, которые есть в реальности.
Первая сложность – это экономика. Хот турецкая экономика показала в 2020 году рост практические все экономические комментаторы говорят о том, что состояние страны не блестящее. Государственные финансы подорваны и вероятность дефолта по турецким обязательствам весьма велика. В любом случае показатели турецкой экономики - это не то, что нужно для строительства сверхдержавы.
Вторая сложность – внутреннее политическое состояние. По большому счету дела вовне идут, наверное, у Эрдогана даже лучше, чем внутри. Да, Эрдоган имеет определенную часть сторонников, но и его противники крайне мобилизованы. Мало кому нравится, что после попытки переворота репрессии не завершились на армии и флоте, а перекинулись в гражданскую сферу. В университеты, в СМИ, в общественные организации и т.д. Все это как минимум не нравится городскому населению. Да и проблема национальных меньшинств не снята с повестки дня. Они как были убежденными противниками Эрдогана, так и остались. Ему так и не удалось стать президентом всех граждан Турции.
Наконец, определенные сложности есть и в геополитической плоскости. Из Карабаха всего выдавить не удалось, в Ливии – фактически провал и пока что сохраняющиеся позиции в Триполи не более чем временное состояние, практически прекратились бои в Йемене и турецких инструкторов оттуда придется вывести. Да и в Сирии не все ладно. Представители Заводных стран начали искать контакта с местными племенными группами, Россия активизировалась в районе г. Камышлы. Того и гляди ситуация в Сирии заставит сконцентрироваться только на приграничье, а в Идлибе снова начнется сирийская операция освобождения.
Напрягает Турцию и непонятные тенденции в формировании Большого Турана. В частности, если рассматривать всерьез инициативу Ирана присоединиться к ЕАЭС, то такой альянс совершенно не способствует развитию Турецких контактов со Средней Азии. Только за счет российско-иранского трафика можно накрепко включить в пространство координат и Среднюю Азию, и Закавказье, т.к. в таком случае появление в ЕАЭС Азербайджана и Туркмении – это лишь вопрос времени, причем незначительного и полный срыв любых турецких инициатив.
Таким образом ранний турецкий PR может объясняться стремлением обеспечить нужный результат к 2023 году на фоне обрушения некоторых более ранних начинаний и проектов. Успешно ли? Там увидим.
Для информации:
Личный ТГ канал: https://t.me/SMM_tmax