С не меньшим вниманием и наверняка с раздражением смотрят на это из Вашингтона. Нынешняя американская администрация считает, что союз Москвы и Пхеньяна никогда не должен был сложиться. Для этого, собственно, Трамп в первое свое президентство пытался задружиться с лидером КНДР Ким Чен Ыном и тот пошел на уступки в ходе двух встреч, которые у них состоялись с Трампом. Но, как водится, США не выполнили свою часть «контракта», и начавшие налаживаться отношения опустились в еще более низкую точку. Кстати, и сейчас на примирительные заявления Вашингтона Пхеньян напоминает об американской ненадежности как партнера по переговорам и отвечает, что не намерен идти ни на какие уступки и тем более поступаться отношениями с третьими странами. Реагируя на прошедшую в Вашингтоне 23 февраля встречу «Многосторонней группы мониторинга за санкциями в отношении КНДР», северокорейский МИД назвал ее «болтовней», а также заявил, что страну не интересует ни снятие, ни ужесточение санкций, которые помогли укреплению суверенитета Северной Кореи.
Напротив, в итоге обмена визитами на высшем уровне между Россией и КНДР в прошлом году был заключен Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве. Документ прошел полную процедуру утверждения, и 4 декабря прошлого года заместители глав МИД России и КНДР обменялись ратификационными грамотами. С этого дня договор вступил в законную силу.
Согласно ст. 4 этого документа, «если одна из сторон окажется в состоянии войны из-за вооруженного нападения одного или нескольких государств, другая сторона немедленно окажет ей военную помощь всеми имеющимися у нее средствами в соответствии со ст. 51 Устава ООН и законами КНДР и Российской Федерации». То есть теперь участие северокорейских военнослужащих в СВО можно будет юридически обосновать. А в случае нападения на КНДР агрессор будет иметь дело с Россией, в том числе и с ее ракетно-ядерным потенциалом. И это кардинально меняет расклад на Корейском полуострове и в регионе в целом. Помимо вопросов взаимной военной помощи, договор предусматривает расширение сотрудничества в торговле, экономике, инвестициях, науке и технологиях, в том числе в сферах космоса и мирного атома.
Дмитрий Медведев, комментируя встречу с северокорейским гостем, заявил, что «Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Россией и КНДР знаменует собой новую эру в отношениях двух государств». По словам зампреда Совбеза, документ полностью отвечает стремлению к независимой политике и защите суверенитета.
«Вступление в силу Договора будет способствовать развитию многопланового двустороннего взаимодействия в соответствии с новым стратегическим уровнем российско-корейских отношений дружбы и сотрудничества, отвечающим цели построения нового справедливого многополярного мира, внесет стабилизирующий вклад в строительство системы неделимой безопасности в Северо-Восточной Азии и АТР в целом», — так оценили договор в российском МИДе.
По оценке министра обороны РФ Андрея Белоусова, российско-северокорейский договор «направлен на снижение риска новой войны в Северо-Восточной Азии и на построение основ для новой евразийской системы безопасности».
24 октября прошлого года, когда Госдума ратифицировала документ, Владимир Путин, отвечая на вопрос о появлении в Курской области северокорейских военных, о чем заявляли Южная Корея и США, упомянул этот договор. «Как вы знаете, сегодня был ратифицирован наш Договор о стратегическом партнерстве, и там есть статья 4. Мы никогда не сомневались, что руководство Северной Кореи относится серьезно к договоренностям. Но что и как мы будем делать — это уже наше дело в рамках этой статьи», — подчеркнул президент России.
Подробностей нынешних встреч в Москве не приводится, они не для посторонних глаз и ушей. Но уже сам факт встречи именно в данный момент, накануне серьезного разговора с США (если он вообще состоится) говорит о том, что обе стороны не собираются как-то менять свои подходы к двустороннему партнерству, тем более в угоду политической конъюнктуре. Кстати, договор между Россией и КНДР действует бессрочно. А не так давно Ким Чен Ын еще раз заявил, что «КНДР всегда будет на стороне России». МИД КНДР впоследствии подтвердил оказание помощи Москве в военном конфликте на Украине, но не уточнил, в чем она состоит.Теперь такую же позицию — продолжения тесного сотрудничества и нового уровня отношений — демонстрирует и Москва. Встречи в Москве практически совпали с испытательными пусками баллистических ракет средней дальности в КНДР, за которыми лично наблюдал Ким Чен Ын.
Тем временем, помимо углубления военно-технического взаимодействия налаживаются контакты и по другим направлениям. Страны согласуют свои позиции в международных организациях. Восстанавливаются прямые транспортные коридоры между Россией и Северной Кореей, потихоньку развивается торговля, расширяется обмен туристическими группами и так далее. Северная Корея, которая многие годы находится под санкциями и была обделена вниманием Москвы, перешла в разряд первостепенных партнеров и союзников.