Скрытый текст
Первое наблюдение — Карабах остался, во всяком случае на текущий момент, за периметром столкновения двух республик. Эта ситуация отвечает интересам Еревана, который фактически вызвал Баку на непосредственную «дуэль».
В эти дни в азербайджанской столице официальные лица наперебой указывают на «коварный замысел армян» придать затяжному карабахскому конфликту максимально широкий формат и вовлечь в него внешние силы. Например, используя факт членства Армении в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Ведь конфликт разгорелся на армяно-азербайджанской границе, охватив район, который входит в зону ответственности ОДКБ. В этом есть определённый смысл, но не настолько важный, каким его пытаются представить в Баку.
В отношении возможности и самой готовности ОДКБ запустить статью 4 Договора о коллективной безопасности и оказать своему члену реальную военную помощь ни у кого из серьёзных политиков и экспертов в Ереване нет особых иллюзий. В Армении склонны видеть ситуацию в ином контексте, с преобладающими в ней внутренними элементами. Указывается на озвученные военным руководством страны в течение двух последних лет новые доктринальные положения об отказе от сугубо оборонительного стиля ведения боёв и сдерживания потенциального агрессора в пользу наступательных действий на фронте. Случай для реализации на практике данной стратегической установки выдался армянской армии именно в эти дни, и она в целом на достаточно высоком уровне продемонстрировала свои наступательные возможности. Как можно понять, армянская сторона ждала удобного повода апробировать «на земле» новую военную стратегию сдерживания Азербайджана с помощью захвата новых боевых позиций и отбрасывания противника от предыдущей линии фронта. Впрочем, ситуация остаётся крайне динамичной и не позволяет делать окончательные выводы.
Рискнём предположить, что у лиц, принимающих политические решения в Баку, были и остаются собственные основания смотреть на происходящее не под стандартным углом зрения. Дело в том, что на президента Азербайджана Ильхама Алиева, верховного главнокомандующего Вооружёнными силами республики, всё последнее время оказывалось колоссальное внутреннее давление, скрытое от широкой общественности. Оно исходило от двух источников — азербайджанского генералитета и части так называемого клана Пашаевых, который уже длительное время является частью власти в крупнейшей стране Южного Кавказа. Генералы и «пашаевцы» склоняли президента к быстрым и решительным действиям на карабахском направлении, утверждая, что настал наиболее подходящий момент с учётом «внутреннего разброда» в Армении по прошествии двух лет с «бархатной революции» в этой республике и «основательно испорченных» отношений между Ереваном и Москвой.
Минобороны и Генштаб ВС Азербайджана прямым текстом выдавали призывы начать разговор с Арменией на языке силы, развернув масштабную операцию по возвращению Карабаха. Ильхам Алиев, будучи трезвомыслящим государственным деятелем, не разделял уверенность своих военных в том, что час Х уже настал. Он придерживался линии на последовательное накопление такого ударного потенциала азербайджанской армии, который позволит провести успешную молниеносную кампанию в Карабахе. Повышение градуса воинственных заявлений и позволение генералам «обрушиваться» на будущий театр военных действий масштабными учениями — это то, что президент Азербайджана был готов предоставить генералитету для усмирения его боевых амбиций.
И тут для Алиева подвернулся свой повод поставить «выскочек» на место, ткнув их носом в реальность того, что до часа Х ещё предстоит предпринять много шагов и дождаться ещё более благоприятного внешнего фона. Если армянским войскам удастся удержать то, что они взяли в эти дни, углубившись в азербайджанскую территорию, тогда генералов в Баку ждут трудные дни. В Азербайджане может повториться «турецкий сценарий», когда политический лидер не просто начинает доминировать во всех государственных вопросах, в том числе и в сфере армейского строительства, а устраняет последние серьёзные внутренние риски для собственного правления на годы вперёд. А эти риски, опять же следуя турецким аналогиям, могут исходить, скорее, не от местной оппозиции, загнанной в угол, а от амбициозных армейских чинов.
Прошедший накануне в Баку митинг с участием нескольких тысяч молодых людей следует рассматривать в качестве дополнительного свидетельства того, что Алиев полностью контролирует внутреннюю ситуацию в дни чувствительных потерь на Товузском фронте, на северо-западном участке границы с Арменией. Ему не нужны генералы, чтобы удовлетворить чаяния граждан, требующих всеобщей мобилизации и рвущихся в бой. К тому же, помимо прочего, у азербайджанского лидера появляются дополнительные основания требовать и получать от армейского истеблишмента большей самоотверженности на карабахском направлении. Конечно, когда для этого наступит время, которое определит только он.