Внешне "план Маршалла" всегда подавался как “беспрецедентный акт международной щедрости”. Однако реальная и не так широко афишируемая цель плана заключалась в предоставлении прямых выгод для корпораций США, которые продвигали данный проект.
Например, Уильям Клейтон, заместитель министра экономики США, помогавший разработать план, лично получал $700 тыс. в год от реализации "плана Маршалла". При этом его компания Anderson, Clayton & Co смогла заработать $10 млн на данной инициативе.
План Маршалла стал официальным поводом для продвижения американского капитала в Европе. Когда проект только вступил в силу, госсекретарь США Дин Ачесон в правительстве президента Трумэна заявил: “Данные меры по восстановлению и реконструкции лишь отчасти руководствуются гуманитарными соображениями. Тот проект, который одобрил конгресс и сейчас проводит наше правительство, в первую очередь является вопросом национальных интересов США”.
Состав комиссии, которая принимала непосредственное участие в создании "плана Маршалла", говорит сам за себя: Генри Стимсон (бывший госсекретарь США, директор CFR), Дин Ачесон (госсекретарь США), Герберт Леман (Lehman Brothers Investment), Филип Рид (председатель правления General Electric), а также ряд других представителей бизнеса.
Старания этих людей не прошли даром. К 1963 г. во Франции американские компании контролировали 40% рынка нефти и нефтепродуктов, 65% рынка кинопленки и бумаги для фотопечати, 65% рынка телекоммуникационного оборудования, 65% рынка сельскохозяйственной техники, 45% рынка синтетического каучука. К 1965 г. совокупный объем инвестиций американских корпораций в Германии составлял $2 млрд, при этом общий объем собственного капитала всех компаний, котировавшихся на фондовой бирже Германии, составлял $3,5 млрд.
Экономическая помощь как политический инструментКорпоративные элиты США смотрели на Европу как на большой и пока нетронутый рынок для экспорта американской продукции, с неограниченным инвестиционным потенциалом. Для правительства США экономическая помощь была инструментом политики. Министр торговли США Аверелл Гарриман объяснял эту позицию таким образом: “Экономическая помощь является, возможно, наиболее эффективным оружием в нашем распоряжении. Мы могли бы оказывать влияние и вести политические события в Европе в том направлении, которое выгодно нам”.
Прямым подтверждением этого высказывания является изменение политической ситуации во Франции и Италии – в рамках "плана Маршалла". Коммунистические партии, которые традиционно пользовались высокой поддержкой в этих странах, фактически были выдавлены из правительства.
Начиная с 1952 г. и дальше американская помощь была сосредоточена на построении военной силы в странах Западной Европы. При этом, в течение следующих 10 лет, уже после проведения "плана Маршалла" в Европе, в общей сложности было выделено $50 млрд в виде американской помощи 90 странам по всему миру. Из этой суммы только десятая часть, $5 млрд, была выделена непосредственно на экономическое развитие стран.
Для американских властей коммунизм был угрозой не столько по идеологическим причинам, в частности нарушение индивидуальных свобод, сколько потому что коммунистические страны выступали против корпоративной капиталистической системы. Борьба против коммунизма была, в отличие от тех пропагандистских заявлений, которыми она постоянно сопровождалась, борьбой за рынки сбыта и необходимые ресурсы. Страх заключался в том, что социалистические идеи могут распространиться в Европе и бывших западных колониях и тем самым могут ограничить корпоративный рост”.
Отрывок из нобелевской лекции "Искусство, правда и политика" Гарольда Пинтера, лауреата Нобелевской премии по литературе 2005 г. (
"Art, Truth & Politics")
“Преступления Америки совершались систематически, постоянно, злонамеренно и безжалостно, но очень немногие о них говорили. Мы сами передали инициативу Соединенным Штатам. И они выработали почти медицинский подход к манипулированию властью в мире, притворяясь силой, добивающейся всеобщего блага. Великолепный, даже остроумный и весьма успешный случай гипноза.
Я утверждаю, что Соединенные Штаты, без сомнения, величайшие лицедеи. Они могут быть грубыми, безразличными, презрительными и беспощадными. Но им не откажешь в уме. Они торговцы, продающие собственный товар, из которого самое ходовое – любовь к себе. Они победители. Послушайте, как все американские президенты, выступая по телевидению, произносят слова "американский народ".
Например: "Я говорю американскому народу, что пора, помолившись, защитить права американского народа, и прошу американский народ доверять действиям своего президента, которые он собирается предпринять от имени американского народа". Блестящий и хитрый ход.
Фактически язык используется с целью не дать людям подумать. Слова "американский народ" служат поистине роскошной утешительной подушкой. Думать не требуется. Откиньтесь на подушку. Возможно, она задушит вашу сообразительность и способность критически мыслить, но она очень удобная. Конечно, это не относится к сорока миллионам, живущим за чертой бедности, и двум миллионам мужчин и женщин, заключенным в огромных тюрьмах-гулагах, разбросанных по территории этой страны”.
По материалам книги
“Who Benefits from Global Violence and War: Uncovering a Destructive System”, Marc Pilisuk, Jennifer Achord Rountree, 2007