Потерпев фиаско в воздушных боях, немцы более не решились искушать судьбу. Новый план по нейтрализации ВВС Швейцарии предусматривал старинный надежный способ — саботаж на аэродромах, произведенный заботливыми руками немецких диверсантов.
16 июня 1940 г. немецкая диверсионная группа в составе 10 человек была в полном составе схвачена швейцарскими военными. С этого момента события развивались стремительно…
17 июня капитулировала Франция, подразделения вермахта вышли на швейцарскую границу в районе Ду с намерением продолжить наступление на территории последнего «островка стабильности» в центре Европы. Швейцарское руководство предприняло отчаянные попытки сохранить мир. Во избежание эскалации конфликта летчикам было запрещено атаковать одиночные самолеты-нарушители.
19 июня была получена очередная нота из Берлина, содержавшая прямую угрозу:
Правительство Рейха не намерено больше тратить слова, но будет защищать германские интересы иными способами, если подобные события произойдут в будущем.Германия всерьез готовилась к операции «Танненбаум» — вооруженному вторжению и оккупации Швейцарии силами 12-ой армии вермахта.
Главнокомандующий Вооруженными силами Швейцарии спешно издал приказ, запрещавший перехват любых самолетов над территорией страны.
К счастью для швейцарцев, войны не случилось. Швейцария была полезнее Рейху в качестве партнера, нежели в качестве врага. Несмотря её малые размеры (площадь Швейцарии примерно равна площади Крыма), вооруженное вторжение в горную страну, испещренную тоннелями, укреплениями и высеченными в скалах огневыми точками, при 100% мобилизации её населения (прекрасно обученной и хорошо оснащенной народной милиции) делало захват Швейцарии крайне длительным и затратным мероприятием. На это ушло бы не 2-3 дня, как это планировало немецкое руководство.
40-дневное противостояние Люфтваффе и «Швайцер люфтваффе» стоило немцам 11 самолетов. Потери швейцарцев оказались заметно ниже — всего 2 истребителя Bf.109E и один патрульный С-35.
С середины 1940 года на германско-швейцарской границе восстановилось хрупкое перемирие. Обе стороны не предпринимали никаких враждебных действий по отношению друг к другу. Лишь изредка сбившиеся с курса германские самолеты перехватывались швейцарскими истребителями и принуждались к посадке на аэродромах Швейцарии. Интернированная авиатехника включалась в состав швейцарских ВВС, однако большая её часть была непригодна к полетам ввиду отсутствия необходимых запчастей.
Наиболее громкий инцидент случился 28 апреля 1944 г. На швейцарской авиабазе Дюбендорф совершил аварийную посадку ночной истребитель Bf.110G-4/R7, оснащенный новейшим радаром FuG220 «Лихтенштейн» и огневой установкой «Неправильная музыка» (с размещением пушек под углом к горизонту, для стрельбы «снизу-вверх» — с такого ракурса было проще заметить британские бомбардировщики на фоне более светлого неба). Хуже того, на борту «Мессершмитта» находился секретный планшет со списком радиокоманд немецкой системы ПВО.
Немецкая спецгруппа под руководством Отто Скорцени немедленно приступила к подготовке рейда на авиабазу Дюбендорф с целью уничтожения истребителя и документов до того, как они попадут в руки британской разведки. Впрочем, вооруженного вмешательства не потребовалось — обе стороны достигли консенсуса мирным путем. Швейцарские власти уничтожили самолет и его секретное оборудование, взамен им была предоставлена возможность приобрести 12 новейших «Мессеров» модификации 109G-6. Как выяснилось впоследствии, нацисты обманули швейцарцев — полученные истребители оказались изношенной рухлядью. Двигатели всех 12 «Мессершмиттов» были на грани списания виду выработки их моторесурса. Швейцария не забыла обиды — в 1951 году швейцарцы в судебном порядке добились выплаты компенсации.
Находясь в окружении нацистских стран, Швейцария формально продолжала вести независимую политику, поддерживая статус нейтрального государства. Конфиденциальность вкладов в швейцарских банках осталась незыблемой тайной и гарантом безопасности маленькой страны.
А тем временем воздушная война разгоралась с новой силой. С середины войны основным противником швейцарских ВВС стали самолеты союзников, регулярно вторгавшиеся в воздушное пространство страны. Подбитые и сбившиеся с курса машины принудительно сажались на аэродромах Швейцарии. За годы войны было зарегистрировано свыше ста подобных инцидентов. Как и положено, авиатехника и пилоты интернировались на территории нейтрального государства до окончания войны. Британских и американских летчиков размещали на горнолыжных курортах, отрезанных от остального мира войной, горами и снегом.
С началом высадки союзников в Нормандии около 940 пилотов союзных стран самовольно покинули место своего заточения и попытались перебраться через границу во Францию. 183 беглеца были задержаны швейцарской полицией и помещены в лагерь для военнопленных в районе Люцерна с гораздо более жестким режимом, чем прежде. Их выпустили лишь в ноябре 1944 г.
Впрочем, далеко не каждый получал шанс поселиться в альпийском шале — 13 апреля 1944 г. поврежденный американский самолет был безжалостно сбит в воздушном пространстве Швейцарии, несмотря на то, что демонстративно выпустил шасси (что по международным правилам означало «следую на указанный вами аэродром»). Погибло семеро американцев.
Но настоящий «экшн» связан с налетами стратегических бомбардировщиков — на протяжении всей войны швейцарская территория регулярно подвергалась бомбовым ударам. Наиболее известны следующие эпизоды:
— 1 апреля 1944 г. Формация из 50 «Либерейторов» обрушила свой смертоносный груз на Шаффхаузен (вместо обозначенной цели на территории Германии, на 235 км севернее). Жертвами бомбежки стали 40 швейцарцев;
— 25 декабря 1944 г. Мощной бомбардировке подвергся Тайнген;
— 22 февраля 1945 г. Янки разбомбили 13 населенных пунктов на территории Швейцарии;
— 4 марта 1945 г. Американские стратегические бомбардировщики одновременно бомбили Базель и Цюрих. Примечательно, что настоящей целью был расположенный на 290 км севернее Франкфурт-на-Майне;
Бомбежки происходили и ранее. В течение 1940 года крупнейшие города Швейцарии (Женева, Базель, Цюрих) периодически подвергались бомбовым ударам со стороны Королевских ВВС Великобритании.
Сами незадачливые пилоты также несли потери: в начале марта 1944 г. швейцарским истребителям удалось сбить «Летающую крепость»; второй бомбардировщик такого же типа был принудительно посажен на территории Швейцарии.
Случайными или намеренными были все эти «ошибки»? История не дает точного ответа. Известно лишь, что бомбардировки Швейцарии встречали одобрение со стороны американских пилотов: среди швейцарского населения были распространены сильные пронацистские настроения, а многие из пострадавших предприятий были непосредственно связаны с ВПК Третьего рейха. Командующий ВВС США генерал Арнольд придерживался версии, что большая часть эпизодов с бомбардировкой швейцарских городов — провокации нацистов, использующих трофейную авиатехнику. Тем не менее, после окончания войны швейцарцам выплатили неплохую компенсацию.
1 июля 1945 в Лондоне состоялся показательный суд над пилотами и штурманами стратегических бомбардировщиков, участвовавших в налетах на Швейцарию. Летчики лишь пожимали плечами и ссылались на сильный попутный ветер и скверную погоду над целью. Все были оправданы.
В целом ситуация очевидна: несмотря на всю сложность взаимоотношений Швейцарии и Третьего рейха, «темные» банковские транзакции и откровенное заигрывание руководства страны с нацистами, к военно-воздушным силам никаких претензий нет. Действия ВВС Швейцарии целиком совпадали с доктриной нейтралитета — любые провокации и нарушения воздушного пространства пресекались самыми решительными методами. В то же время швейцарцы старались не выходить за рамки международного права. Ни одна из воюющих сторон не имела приоритета в случае встречи с истребителями с красно-белыми крестами на крыльях. Нарушителей препровождали на аэродромы, рискнувших оказать сопротивление безжалостно сбивали. Швейцарские пилоты действовали грамотно и профессионально, подчас низвергая с небес на землю гораздо более сильного и многочисленного противника.
Остается добавить, что в годы войны на вооружении ВВС маленькой горной страны находилось свыше ста истребителей «Мессершмитт» (включая устаревшие 109D, интернированные машины и 12 приобретенных истребителей модификации 109G-6).
Эпилог17 февраля 2014 года. Европа разбужена сообщением об угоне пассажирского «Боинга-767» авиакомпании Ethiopian Airline, следовавшего по маршруту Аддис-Абеба — Рим. Как выяснится позже, виновником происшествия стал второй пилот, гражданин Эфиопии, захвативший контроль над самолетом и самовольно изменивший курс на Женеву с целью получения в Швейцарии политического убежища.
В воздух были немедленно подняты истребители ВВС Италии и Франции, взявшие угнанный самолет на сопровождение — с момента его обнаружения до посадки.
К счастью, все обошлось — авиалайнер на последних каплях горючего дотянул до Швейцарии и в 6:00 по местному времени совершил мягкую посадку в аэропорту Женевы. Никто из 200 находившихся на борту пассажиров и членов экипажа не пострадал. Пилот-угонщик в скором времени получит свои законные 20 лет тюрьмы.
Но почему для эскорта угнанного самолета потребовалась помощь ВВС Италии и Франции? Где в этот момент находились доблестные швейцарские летчики, чьи деды храбро сбивали немецкие, британские и американские самолеты?
Швейцарские «капитаны небес» в это время пили свой утренний кофе, наблюдая на экранах телевизоров за невероятными приключениями эфиопского «Боинга» в воздушном пространстве их страны. Ни один из 26 многоцелевых F/A-18C «Хорнет» и 42 истребителей F-5E «Тайгер II» ВВС Швейцарии в то утро не поднялся в воздух.
Ворота авиабаз заперты на всю ночь, летно-технический состав разъезжается по домам — швейцарская боевая авиация работает ровно с 8 утра до 17 часов дня, с обязательным полуторачасовым перерывом на обед. Причина такого решения — банальная экономия средств в условиях мирного времени.
От заката до рассвета швейцарское небо стерегут ВВС соседних стран — Германии, Италии и Франции, с которыми заключены соответствующие договоры.