и его легендарная группа «Наутилус Помпилиус» могли представить, что их хит «Гудбай, Америка», теперь, после того как «умолкли все звуки» выборной кампании в США в 2016 году, зазвучит особенно актуально. Фактически, Соединенные Штаты начали процесс развода. Процесс, который может затянуться на десятилетия, а может разрушить страну буквально в одночасье. Не верите? Но в 1990-м году сообщи любому советскому человеку, что через год его страны не будет, он не поверил бы. Отделение прибалтийских республик еще мог кто-то тогда предположить, но то, что трое руководителей республик соберутся в Беловежской пуще, и на троих «распишут» великую державу — в такое не поверили бы даже заклятые антисоветчики. Между тем, все так и случилось 25 лет назад — 8 декабря 1991 г.
Когда свои Беловежские соглашения случатся в США — мы не знаем. Но призрак встречи губернаторов, условно говоря, Калифорнии, Техаса и Айовы в каком-нибудь Йеллостоунском парке уже явственно замаячила в исторической перспективе после триумфальной победы
над всей американской элитой.
В этом материале мы оценим основные предпосылки превращения Соединенных Штатов в Разъединенные. Многие из них раскалывают эту страну, как разлом Сан-Андерс, уже давно, другие появились относительно недавно, но все они ведут к одному единственному весьма вероятному финалу — крупнейшей геополитической катастрофе XXI века.
Читать дальше
Рост регионального сепаратизма после победы Д. Трампа
Тем, кого не устраивает гегемония одной единственной сверхдержавы в мире, известие о приходе в Белый дом миллиардера Д. Трампа стало настоящим праздником души, хотя, может, и явно преждевременным. Порадовало оно оппонентов американского империализма сразу по двум причинам. Во-первых, из-за планов нового президента во многом освободить свою страну от тяжелой и совершено неблагородной работы международным жандармом. А во-вторых, из-за усиливающегося в результате этой триумфальной дональдовой виктории раскола в американском высшем свете, да и отнюдь не только там.
Не в одних же великосветских салонах появилась идея об отделении Калифорнии вместе с «фабрикой грез» Голливудом от диктата Вашингтона. Обычные американские студенты жгли обычные звездно-полосатые флаги, чего не случилось в Америке со времен, наверное, Гражданской войны в середине XIX в., когда тоже взбунтовалась часть регионов. Так или иначе окологолливудские антитрамперы стремительно набирают вес.
Впрочем, сепаратистские идеи далеко не новы для современной Америки — после победы Обамы многие штаты, которые устали от популистской, но малоэффективной политики демократов, точно так же протестовали. Правда, размах был не так велик, как сейчас. Тогда кто-то то ли в полушутку, то ли полувсерьёз предложил отделить и вернуть законному хозяину приобретенную по дешевке у царской России Аляску. И неожиданно эта инициатива ради прикола завоевала популярность — её поддержали десятки тысяч американцев. Сейчас то же самое происходит в Калифорнии, где, как известно, тоже были русские поселения.
Сейчас этот сепаратизм кажется чуть ли не игрушечным, но взявшиеся за руки жители Прибалтийских республик гражданам других частей СССР тоже представлялись участниками несерьезного, как сейчас бы сказали, флешмоба. Не исключено, что нынешние студенческие антитрамповские волнения когда-нибудь так и назовут — невинным молодежным майданом, который со времен перерос в парад суверенитетов и развал великого и могучего союза североамериканских штатов.
Сформированы штаты «вечно демократические» и «постоянно республиканские»
Победа независимого от влияния других корпораций, кроме своей собственной, олигарха Д. Трампа на президентских выборах в США, словно молния, высветила давно уже накопившиеся межштатовские противоречия. Мы, конечно, и раньше догадывались, что хваленое единство Соединенных Штатов в значительной степени показушное, но сейчас это стало очевидным даже заядлым фанатам страны «Макдональдса» и «Кока-колы». Слишком велика пропасть между многими штатами на юге и севере, на западе и востоке, которые фактически перестали скрывать. И как скроешь, если в тот самый момент, когда консервативный Техас проголосовал за эксцентричного Д. Трампа, либеральная Калифорния предпочла либеральную Х. Клинтон и, более того, высказалась за легализацию марихуаны. Как может быть единой страна, где в одних ее регионах разрешены легкие наркотики. а в других — злодеев казнят с помощью смертоносной инъекции? А вот представить, как первые попрощаются со вторыми, а вторые с первыми гораздо проще. Тем более что многие из них уже давно далеки друг от друга не только территориально, но и на ментальном уровне.
Есть штаты, которые постоянно, из выборы в выборы, голосуют или за демократов, или за республиканцев. Лишь некоторые регионы время от времени или каждый раз колеблются — именно они и определяют президента всей страны. Как известно, в 2000 году победу Дж. Бушу принес успех во Флориде, причем разрыв был всего в несколько сот голосов. Когда подобные мечущиеся штаты сделают свой окончательный выбор, а другие сохранят приверженность демократам или республиканцам, может получиться так, что все время побеждать будет представитель только одной партии. И это, несомненно, вызовет недовольство в тех регионах, которые окажутся в вечном меньшинстве. Соответственно, может появиться новая конфедерация, не согласная с диктатом Вашингтона. А внешним поводом для разрыва, в отличие от XIX в., может стать, например, упомянутое разрешение на употребление марихуаны или не упомянутое — на однополые браки, а также отмена права на хранение оружия или аборты — в общем, все, что угодно, что отделяет американских консерваторов от американских реформаторов.
В случае возникновения экономических трудностей более богатые регионы США будут стремиться к независимости
Первые инициативы об отделении тех или иных штатов от США совпали отнюдь не с избранием Д. Трампа верховным главнокомандующим американской армией и флотом, а с первыми призраками сбоев в экономике США. Точнее сказать, появились они давно, но были спрятаны в различных мыльных пузырях. Их ловкие дельцы Уолл-стрита плодят во множестве, поддерживая, таким образом, утерявший прежний лоск главный продукт североамериканской экономики — вечно зеленый доллар. Но сколько веревочке ни виться, рано или поздно она лопнет.
Да, США могут пока перекладывать часть своих проблем на другие страны, поставляя им куски бумаги для взаиморасчетов, могут некоторые другие сдвигать во времени, взваливая их на последующие поколения в виде гигантского госдолга. Но рано или поздно, как в 2008 г. мыльный пузырь недвижимости, и этот гипергнойник вскроется. А учитывая его размеры, исчисляющегося триллионами долларов, последствия могут оказаться сопоставимы с вероятным извержением гигантского Йеллостоунского сверхвулкана. Тем удивительнее тактика либерального блока в макроэкономическом секторе российского правительства, продолжающего упорно держать многие сбережения России на счетах давно уже живущей в долг страны. Это все равно, что отправлять заначку «на черный день» прямо в жерло вышеупомянутого вулкана, где она может пойти по ветру в любой момент.
Поступать так крайне опрометчиво еще и потому, что при возрастании числа обедневших, в США будет расти материальная дифференциация в доходах граждан. И в конце концов уволенный металлург Детройта может заявить: «Хватит кормить Нью-Йорк!», ну или Арканзас, или Канзас, а уж тем более РФ.
Скорее всего, первопроходцами на пути выставления счетов соседям будут более богатые штаты. Им есть, что терять, и есть то, чего они за что не захотят терять. Даже для этого придется встретиться в укромном месте трем джентльменам из наиболее влиятельных штатов и подмахнуть там бумагу, подводящую черту под трехстолетней историей США. В условиях стремительного обнищания граждан и хаоса на рынке, каждый регион в Соединенных Штатах посчитает, что вносит в общий котел слишком много. В Советском Союзе так посчитали, к сожалению, многие республики и практически все просчитались. Как это будет в США — вполне возможно, мы уже совсем скоро увидим.
Выходцы из Латинской Америки могут настаивать на суверенитете
Говорят, что Барака Обаму выбрало чернокожее население США, а вот Хиллари Клинтон не избрали латиноамериканцы. И то, и другое вполне объяснимо — афроамериканцы видели в 44-м президенте своего парня, а вот эмигранты из Мексики и Южной Америки соперницу Дональда Трампа своей так и не признали. И вполне логично: у нее совсем другой жизненный опыт, чем у большинства из них. Богатенькой выпускнице Йельского университета, довольно быстро вместе с мужем Биллом сделавшей карьеру, не нужно было в поте лица добывать каждый доллар. С какой стати латиноамериканцы должны были массово идти на избирательные участки, как бы они ни были напуганы антиммиграционными проектами Д. Трампа, — совершенно непонятно.
Куда вероятнее, что в штатах, где они преобладают, могут со временем появляться тенденции к обособлению. Сами по себе они вряд ли будут угрожать единству США — не для того иммигранты всеми правдами и неправдами стремились попасть в самую мощную страну, чтобы своими руками ее разрушить. Но само стремление как-то отделиться от федерального центра, как показал печальный опыт Советского Союза, может нарушить кажущееся монолитным единство страны.
Так что администрации Д. Трампа в принятии мер по ограничению въезда в страну может помешать именно риск утраты управляемости в тех штатах, где симпатизирующих иммигрантам исторически особенно много — в Техасе и Флориде, прежде всего. В случае каких-то особенно серьезных потрясений именно эти два штата, а также откровенно сепаратистки настроенная Калифорния будут основными кандидатами на выход.
Тут не стоит забывать, что ряд территорий стали американскими не так уж давно в историческом измерении. Техас и значительная часть Калифорнии были отняты у Мексики в ходе войны 1846−1848 гг. Стоит США дать слабину — и нет сомнений, что отнюдь не тихая, но вроде как послушная южная соседка предъявит права на аннексированные земли.
США фактически представляют собой хлипкую конфедерацию отдельных штатов
Президент России В.В. Путин, как известно, назвал атомной бомбой под основанием Советского Союза предусмотренное в его Конституции право выхода из его состава любой союзной республики. Но практически такая же виртуальная мина подложена и под фундамент Соединенных Штатов. Сразу две поправки (6 и 10) в их Конституции при определенном толковании позволяют инициировать любому региону процесс «развода» с федеральным центром.
Пока США остаются сильнейшей державой мира, все это, конечно, условно. Но точно так же на статью 72, гарантировавшую, что «за каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР», смотрели сквозь пальцы в доперестроечном СССР. Ну есть формальное право — ну и Бог с ним, все равно никому не придет на ум его пускать в ход. Теперь многие американцы столь же благодушны относительно лазеек в своем законодательстве, которыми могут воспользоваться сепаратисты из того же Техаса или Калифорнии
Тем более, что у них перед глазами пример аналогичных сил в Испании, борющихся за независимость Каталонии и Страны Басков, Великобритании, откуда едва не упорхнула Шотландия, не говоря уже о порожденных во многом самими Соединенными Штатами геополитических катастрофах в бывших СФРЮ и СССР. Историческая спираль может довольно причудливо изогнуться для страны Линкольна и Марка Твена, открывшей ящик Пандоры самоопределения для своих геополитических конкурентов.
Все условия для этого налицо — многие штаты сближает лишь только то, что они находятся в составе одного государства, да и то весьма аморфного и конфедеративного. Суды присяжных и те у них разные, которые по-разному комплектуются и по-разному вердикт выносят. Даже к правам супругов неоднозначное отношение в разных регионах.
Так что, при сильном потрясении, тонкая нить, связывающая отдельные части страны в Соединенные Штаты, может просто не выдержать. И тогда США рискуют стать достоянием прошлого.
Калифорния: Calexit США?
Когда эта статья уже была практически готова, стало известно, что процесс распада Америки, говоря словами
, пошел. В Калифорнии началась подготовка к референдуму о выходе этого штата из состава США. Инициаторы развала родины джинсов и бизонов из движения Yes California уверены, что их малая родина покинет большую, и даже назначили дату расставания на 13 марта 2019 г., когда должен по их расчетам состояться плебисцит, который в случае удачи получит по аналогии с Brexit название Calexit. По своим далеко идущим последствиям последний может стать вровень с падением Древнего Рима и распадом Британской империи…