14:24 13 Октября 2017Правительство Словении в лице главы министерства иностранных дел этой страны Карла Эрьявеца
заявило о своем желании продлить действующее сегодня соглашение с Россией по поставкам российского природного газа еще на пять лет.Примечательно, что
данное соглашение будет подписано во время очередного визита премьер-министра Словении Мирослава Церара в Москву, которое должно случиться в конце текущего или в конце будущего года.Кроме того, это заявление накладывается на последние процессы, которые связаны с реализацией второй нитки российского газопровода «Турецкий поток».
Напомним, что на этой неделе президент Турции
Реджеп Эрдоган лоббировал этот проект во время своего визита в Сербию и вообще в последние дни был сделан целый ряд заявлений о том, что южный российский газотранспортный проект все равно состоится, несмотря на то сопротивление, какое сейчас выдерживает этот газопровод со стороны европейских и американских политических элит.Заместитель директора Института национальной энергетики Александр Фролов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что для того, чтобы понять, куда может прийти в итоге «Турецкий поток», нужно посмотреть на изначальную конфигурацию этого газотранспортного проекта.
Украинский транзит стал сегодня фактором рисках для всехИзвестно, что изначально этот проект назывался «Южный поток» и должен был пройти не через территорию Турции, а через территорию Болгарии, но от этого варианта пришлось отказаться из-за того, что в 2014 году резко ухудшились отношения между Россией и странами Запада.
«Южный поток изначально формировался, как проект, с помощью которого планировалось избежать технических и экономических рисков, связанных с транзитом газа через территорию Украины. Риски здесь понятны – украинская труба стареет, и когда она выйдет из строя, никто сегодня предсказать не возьмется, а это прямая угроза, как экономической кооперации нашей страны со странами Европы, так и энергобезопасности всего Евросоюза», - констатирует Фролов.
По словам Александра Сергеевича, все это накладывается на ситуацию, когда Украина постоянно повышает свои транзитные ставки, причем это началось задолго до событий 2014 года, когда между Москвой и Киевом началась прямая конфронтация.
«Это неадекватно много денег, вследствие чего, уже сейчас украинский транзит стоит значительно дороже того же «Северного потока-1». Кроме того, сегодня Киев выражает свое желание поднять цены на свои услуги еще в два раза, а это уже очень дорого», - заключает Фролов.
Актуальность южного газопровода для Европы продолжает оставаться высокойВ этом плане Евросоюз давно действует себе в убыток, учитывая, что Еврокомиссия подвела под «Северный поток-1» нормы третьего энергопакета, из-за чего газопровод OPAL, созданный в Европе для обслуживания его объемов, загружен сегодня только на 50 процентов.
Естественно, все это не нравится европейцам, и именно это дает «Турецкому потоку» ощутимые шансы на итоговый успех.
«Таким образом, если сейчас украинский транзит является дорогим, то дальше он просто выйдет за грань добра и зла, особенно учитывая тот факт, что Украина скоро потребует значительных инвестиций в обновление своей газотранспортной инфраструктуры», - резюмирует Фролов.
Главными получателями «Южного потока», как замечает эксперт, должны были стать Северная Италия и Турция, которая не называлась в открытую, но всем все по этому поводу было предельно ясно. Турция является вторым покупателем российского газа после Германии в Европе, а объемы ее закупки приближаются к 30 млрд кубов.
Европе не нужен, а необходим южный газовый коридорЭто очень и очень много, и в этом плане в настоящее время действует «Голубой поток», который напрямую соединяет Россию и Турцию. Также идет строительство первой нитки газопровода «Турецкий поток», - констатирует Фролов.
Соответственно, после того, как к «Голубому потоку» – 16 млрд кубов мощности, присоединится первая нитка «Турецкого потока» – 15,75 млрд кубов, вопрос Турции будет полностью закрыт, но ведь у «Газпрома» есть еще покупатели в Европе в лице Сербии, Словении и многих других государств континента.
«Есть еще та же Австрия, которая позиционировалась в качестве конечной точки второй нитки «Турецкого потока», хотя позиция этой страны по данному вопросу на сегодня не является до конца прозрачной. Изначально вообще «Южный поток» должен был бесчеловечно войти в Европу в Болгарии и дальше через Сербию двигаться к основным потребителям российского газа в лице Австрии и Италии, для которых в основном и затевался этот проект», - резюмирует Фролов.
При этом, после того, как «Южный поток» был отменен и заменен на «Турецкий поток», вопрос его будущей конфигурации больше не является главным. Конечно, речь идет здесь уже идет не о трех его нитках в Европу, а об одной, но это все-таки 15,75 млрд кубометров газа.
«В настоящий момент заинтересованные стороны пришли к двуниточной конфигурации «Турецкого потока», одна из которых будет построена для внутреннего рынка Турции, а вторая пойдет на снабжение природным газом другие страны Европы», - заключает Фролов.
Главным камнем преткновения здесь стал тот момент, что «Южный поток» не подразумевал под собой строительство газотранспортных мощностей на территории стран-членов Евросоюза, и именно этот момент «Газпром» не может решить на переговорах со своими партнерами.
Другой вопрос, что вторая нитка «Турецкого потока» Европе действительно не нужна, а необходима, о чем свидетельствует, как интерес, проявленный Сербией, так и этот контракт, о котором сегодня официально заявила Словения.
Источник
Язык ненависти оказывает сдерживающий эффект на демократический дискурс в онлайн-среде. (c) Еврокомиссия