Из такой формулировки может следовать умозаключение о том, что "вывод" немецких компаний из-под санкций и продолжение их сотрудничества с российскими контрагентами зависят от милосердия вашингтонской администрации, которую Меркель будет чуть ли не умолять сжалиться над немецкими бизнесменами. На самом деле в оригинале статьи Wall Street Journal не идет речи о каких-либо унизительных просьбах.
Там
написано, что Меркель будет "проталкивать" или "продвигать" то самое исключение немецких компаний из-под санкций, что указывает на совершенно иную динамику отношений и другое соотношение сил.
Аналогичная ситуация возникла в прошлом году: многим казалось, что вот-вот под американскими санкциями окажутся все европейские партнеры "Газпрома" по "Северному потоку — 2" и он будет сорван на радость Украине и американским сенаторам, вписавшим эти санкции в соответствующий закон. На практике же европейские дипломаты так надавили на вашингтонскую администрацию, что в рекордные сроки Госдеп выступил с официальными разъяснениями: санкции на "Северный поток — 2" не распространяются.
Этим Госдеп очень
удивил тех, кто привык, что Белый дом может легко "прогибать" Евросоюз. Уже не может. Примерно с момента провала кабального договора по Трансатлантическому партнерству, который должен был закрепить и углубить статус ЕС в качестве американской колонии, влияние Вашингтона на Европу становится все более ограниченным.
Журналисты Financial Times
описывают европейские попытки смягчения ситуации следующим образом: "Усилия, которыми руководит Франция, подчеркивают растущее европейское беспокойство по поводу последствий, которые могут нести санкции для ключевых европейских секторов — от автомобилей до самолетостроения". Один из французских чиновников предупредил, что санкции, которые серьезно затронули "Русал", будут иметь "прямое и серьезное воздействие на обеспечение ключевыми продуктами" и что определенное количество промышленных производств в Европе оказались под угрозой закрытия. "Это не заводы, которые можно снова открыть за ночь, поэтому необходимо решение, причем быстрое", — добавил он, подчеркнув, что "конструктивное взаимодействие с США уже происходит".
Судя по тому, что американский Минфин решил ослабить санкции против "Русала" одновременно с визитом Макрона в Вашингтон, можно предположить, что так называемая конструктивная коммуникация французской стороны, которую поддержал ЕС в целом, оказалась вполне успешной.
Некоторые российские комментаторы и аналитики поспешили увидеть в заявлении американского Минфина хитрый план по принуждению России к продаже "Русала" американцам (или кому-то, на кого те укажут). Эта позиция понятна, но она подразумевает некий гроссмейстерский уровень работы вашингтонских стратегов, что не очень вяжется с наблюдаемой нами реальностью.
"Бритва Оккама" указывает на более вероятное объяснение: администрация Трампа нашла единственный приемлемый способ удовлетворить коллективные требования европейских лидеров, которые хотели избавиться от риска остановки ключевых производств в ЕС. Отменить санкции против "Русала" "в лоб" было бы абсолютно невозможно по имиджевым причинам, а вот схема с фактической приостановкой санкций на пять месяцев и требованием сменить собственника дают возможность Белому дому в будущем заявить о великой и славной победе над ужасным российским олигархом, который якобы вмешивался в американские выборы с помощью политтехнолога Манафорта.
Один из главных русофобских "мозговых центров" США — Атлантический совет (The Atlantic Council) —
интерпретирует ситуацию вполне однозначно: "Момент, выбранный для анонса изменения санкций, намекает на то, что администрация Трампа находилась под давлением, скорее всего, европейских и американских покупателей алюминия "Русала", а также товарных бирж".
Никакого хитрого плана не было
— лишь банальное дипломатическое давление, замешанное на интересах крупного бизнеса. С точки зрения американских "ястребов", произошедшее — "прогиб" и позор американской администрации. Джо Карпентер — известный ярый русофоб, советник Джо Байдена по внешней политике и куратор российского направления в американском Совете национальной безопасности при президенте Обаме —
высказал позицию, которую в Вашингтоне многие разделяют: "В чем смысл подвергать санкциям конкретные лица, если не подвергать санкциям компании, которые им принадлежат? Разрешение Дерипаске выйти из "Русала" и спрятать свои деньги в российских активах, которые не могут попасть под санкции, уничтожает весь смысл введения этих санкций".
Действительно, многих в Штатах беспокоит тот факт, что Дерипаска может спастись от полного разорения. Впрочем, у российских властей есть план действий, который (по крайней мере с формальной точки зрения) удовлетворит амбиции тех американских сил, которые хотят видеть, что санкции нанесли какой-то серьезный ущерб Дерипаске.
Эта схема заключается в том, чтобы на неопределенный срок национализировать "Русал" за какую-нибудь символическую плату — например, за один рубль. Министр финансов Силуанов
уже говорил об этом — правда, в качестве теоретической (пока) возможности: "Как принцип поддержки — можем, наверное, рассматривать и национализацию за какую-то символическую сумму, с тем чтобы сохранить производство, трудовой коллектив и так далее. В целом может рассматриваться, если собственники попали под санкции".
Парадоксально, но тогда выиграют почти все, так как это позволит администрации Трампа заявить о полной победе, рабочим "Русала" — продолжить работу, российскому бюджету — получать прибыль, а европейским потребителям — российский алюминий. Нельзя исключать, что даже после смены собственника американцы откажутся снимать санкции, но и в этом случае всегда остается вариант: подождать еще одного визита в Вашингтон французского президента или немецкого канцлера. Как показывает практика, у них поразительно хорошо получается добиваться своего от Трампа, особенно когда дело идет о жизненных интересах крупного европейского бизнеса.
РИА Новости
https://ria.ru/analytics/20180425/1519350381.html