А самое главное, ведется эта стрельба уже практически вопреки здравому смыслу. Украина Вашингтону больше не нужна. Следовательно, вопрос сохранения через нее российского газового транзита актуальность утратил. Ямальская труба через Белоруссию и Польшу стоит пустой тоже. Не так чтобы совсем, однако объемы прокачки «Газпром» сократил в разы, а в некоторые дни, например, 26 мая, транзит падал вообще до ноля.
И это особо не перевернуло рынок. Да, спотовые цены на газ в Европе несколько поднимались, но так чтобы кардинально переломить нисходящий тренд, они не смогли. Места для американского газа в Европе нет вне зависимости от того, достроит Россия «Северный поток–2» или бросит стройку до лучших времен.
Однако Вашингтону сегодня требуется уже не сами победы, а хотя бы видимость сохранения успешности процесса. Причем блокировка российского газового проекта на Балтике это всего лишь средство, а не цель. С ее помощью Вашингтон пытается доказать миру и союзникам, что «порох в ягодицах» у него все еще есть.
4 июня группа сенаторов США подготовили и запустили процедуру рассмотрения законопроекта о новых санкциях против СП2. Принятие «Уточнения к акту о защите энергетической безопасности Европы 2020 года» автоматически поставит под американские санкции широчайший круг европейских компаний.
Владельцы судов, страховые компании, сервисные фирмы, поставщики оборудования, даже владельцы складских площадей и организация, сертифицирующая газопровод после окончания его строительства, словом все, любым боком касающиеся процесса реализации проекта строительства российского газопровода влетают на серьезные деньги и «запрет на профессию». Поправки предусматривают возможность давления как на организации, так и на частных лиц, в том числе, инвесторов.
Вот тут, что называется, и нашла коса на камень. До немецкого истеблишмента «внезапно» стало доходить, что геополитическая дружба с гегемоном больше не сулит прибыли. И ладно бы только ее. Своими действиями слона в посудной лавке Вашингтон лишает все доходные предприятия Европы жизненного экономического пространства.
Причем впервые за весь период глобального кризиса в одной лодке оказались, как простые европейские крупные фирмы, так и транснациональные компании, формально европейские, но обоснованно считавшие себя неотъемлемой частью глобального мира США. То есть своими, следовательно, неприкосновенными.
Восточный комитет германской экономики (OAOEV) заявил, что новые санкции США против «Северного потока-2» представляют угрозу для экономической и правовой безопасности Евросоюза и внесут раскол в трансатлантические отношения.
Председатель комитета бундестага по энергетике Клаус Эрнст выразился еще четче. Действия США в отношении проекта являются посягательством на суверенитет Германии и всего ЕС. В связи с чем он допускает введения ответных штрафных пошлин на природный газ из США.