12 июля 2020Ледокол "50 лет Победы" – самый мощный из действующих атомных ледоколов России
Еще два года назад американский адмирал Пол Цукунфт заявил, что по его мнению
Северный морской путь должен иметь статус «интернационального», а США должны проводить в нем учения для обеспечения «свободы судоходства». Судя по дальнейшим событиям, это заявление американского военного не было просто его частным мнением, высказанным всуе.
Вслед за этим ведущие европейские судоходные компании, некоторые из которых ранее делали тестовые проходы по Севморпути и интересовались его судоходными возможностями, внезапно озаботились арктической экологией и стали заявлять об отказе от использования Северного морского пути ради «сохранения» хрупкой арктической природы.
Так, в августе 2019 года французская судоходная компания CMA CGM объявила о том, что не будет пользоваться Северным морским путем.
«Сегодня Северный морской путь, который проходит вдоль побережья Сибири, соединяет
Азию с Европой. Он стал судоходным из-за последствий глобального потепления.
Богатая своим уникальным и в значительной степени неисследованным биоразнообразием, Арктика играет важную роль в регулировании океанических течений и глобальных климатических моделей. Использование Северного морского пути будет представлять значительную опасность для уникальных природных экосистем этой части мира, главным образом из-за многочисленных угроз, создаваемых авариями, нефтяным загрязнением или соприкосновением с морской фауной», – говорилось в сообщении CMA CGM.
Атомный лихтеровоз "Севморпуть"
Чуть позже, в октябре 2019 года одна из крупнейших международных транспортно-логистических компаний Mediterranean Shipping Company (MSC) выступила с аналогичным заявлением.
«Будучи ответственной компанией с большим наследием в морской отрасли и служением морю, MSC считает, что исчезновение арктических льдов вызывает глубокую тревогу. Каждая капля в океане драгоценна, и наша отрасль должна сосредоточить свои усилия на ограничении выбросов и защите морской среды на действующих судоходных линиях», – заявил Диего Апонте, президент и генеральный директор MSC Group.
Также ряд других компаний из
США и Европы дружно заявили о невозможности использования Севморпути по экологическим соображениям.
Кроме того, дипломаты из стран НАТО пытаются продвинуть в ООН полный запрет на использование мазута в Арктике.
Такое внезапное и повышенное внимание к арктической экологии после заявлений американского адмирала довольно странно, учитывая, что та же Норвегия прекрасно добывает нефть в северных морях и никто за это ее не укоряет. И никто иной, как США, допустили крупнейшую экологическую катастрофу в
Мексиканском заливе в 2010 году, когда из-за взрыва добывающей платформы в море попало колоссальное количество нефти. Это хоть и не Арктика, но экологии от того было не легче.
Дело, однако, уже не ограничивается экологической пропагандой. В ход пошли и прямые военные угрозы: в мае этого года, впервые с 80-х годов прошлого века, в Баренцево море зашли боевые корабли США и фрегат Великобритании. В США заявили, что их цель – «обеспечение свободы судоходства» в арктическом регионе. Надо полагать, что если бы им удалось добиться «интернационализации» Севморпути, то об арктической экологии все бы забыли также внезапно, как и вспомнили.
Корабли США и Великобритании в Баренцевом море, май 2020 г.
Понятно, что страны
НАТО озабочены не экологией Арктики, а вопросом контроля над регионом, который на настоящее время сосредотачивает в себе огромные запасы полезных ископаемых, а также еще со времен холодной войны представляет большой стратегический интерес.
Дело в том, что Россия в последние годы активно развивает арктическую инфраструктуру. Объем перевозок грузов по Севморпути уже превысил уровень СССР, а сейчас Севморпуть, фактически, планируется расширить до Баренцева моря на западе и до Камчатке на востоке, как это и было во времена
СССР.
Источник
Отредактировано: Пасечник - 12 июл 2020 09:12:45