ЦитатаНаправление Москва — Санкт-Петербург, соединяющее крупнейшие мегаполисы Российской Федерации, может считаться наиболее перспективным транспортным коридором для организации высокоскоростного железнодорожного движения по ряду основных критериев: большая численность населения района тяготения (более 25 млн. чел.), высокая плотность населения (93,1 чел./км2), большая доля городского (более мобильного) населения — более 90 %, высокие уровни среднедушевых доходов в сравнении со среднероссийскими показателями, наличие устойчивого пассажиропотока на авиа- и железнодорожном транспорте — около 8 млн. чел., из которых более 81 % приходится на железнодорожный транспорт, опережающие в сравнении со среднероссийскими уровни хозяйственного развития территорий и денежных доходов на душу населения.
Высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва — Санкт-Петербург (ВСЖМ-1) предназначена для:
- обеспечения пассажирских перевозок высокоскоростным железнодорожным транспортом;
- привлечения дополнительного пассажиропотока на железнодорожный транспорт за счет создания для пассажиров более привлекательных условий перевозок: сокращение времени в пути, повышение комфортности и безопасности поездок;
- развития конкурентной среды в перевозках пассажиров на рынке транспортных услуг;
- повышения уровня технической оснащенности железнодорожного транспорта;
- улучшения транспортных связей между регионами Российской Федерации;
- обеспечения повышения уровня мобильности населения страны;
- интеграции ВСЖМ-1 в сеть железных дорог общего пользования;
- снижения экологической нагрузки от транспорта на среду обитания.
В 2010 г. АО «Скоростные магистрали» по поручению ОАО «РЖД» разработало Обоснование инвестиций в строительство. Получено положительное заключение ФГУ «Главгосэкспертиза России» по результатам экспертизы Обоснование инвестиций в строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург (ВСЖМ-1).
В апреле 2019 года по вопросу начала проектирования получено одобрение Президента РФ (письмо генерального директора-председателя правления ОАО «РЖД» О. В. Белозёрова и врио губернатора Санкт-Петербурга А. Д. Беглова от 5 апреля 2019 г.).
Трасса проходит по территории 6 субъектов Российской Федерации, (Московская, Тверская, Новгородская и Ленинградская области и города федерального значения Москва и Санкт-Петербург).