Финские историки упрямо называют нападение на СССР «войной-продолжением» войны 1939-1940 гг. И подчёркивают, что этой войны не было бы, если бы СССР не напал на Финляндию в 1939 году. Такая хронологическая подтасовка нужна для маскировки соучастия Финляндии в нацистских военных преступлениях. Если бы Красная армия не отбросила позиции финнов дальше от советских рубежей в 1939 г., в 1941 году финны наступали бы с гораздо более выгодных позиций.Во время финско-германской оккупации СССР в Финляндию выехали многие ингерманландцы. Оставшиеся по вполне резонным причинам стали объектом пристального внимания НКВД. Десятки тысяч ингерманландцев были выселены вглубь России, но смешно читать, как финские авторы, живописуя «сталинские ужасы», сообщают, что финнов расселяли не только в Сибири и Казахстане, но 55 тыс. поселили между Ленинградом и Москвой, в Твери и Пскове!
В пропаганде на тему ингерманландцев обращает на себя внимание ряд факторов.
Во-первых, территорию их проживания финские историки настойчиво называют Ингерманландией, хотя финны появились здесь вместе со шведами как захватчики, а не коренные жители, и официально эта территория в составе Российского государства так никогда не называлась. У современной России больше оснований называть нынешнее финское государство княжеством Финляндским, чем у Хельсинки – называть Ленинградскую область Ингерманландией.
Во-вторых, к ингерманландцам причисляют карелов, ижорцев и вожан, хотя они не финны. Карелия граничит с Ленинградской областью и всегда разжигала экспансионистские аппетиты Финляндии. Зачем Хельсинки включает российских карелов и другие финно-угорские народы в ингерманландский проект?
В-третьих, ингерманландцы до начала сталинских репрессий прожили в составе российского / советского государства более двух веков. Почему Хельсинки всю их историю сводит только к репрессиям в течение двух десятилетий? Больше о финнах в России рассказать нечего? Почему превращают ингерманландский вопрос в идеологическую провокацию?
В-четвёртых, финская пресса слишком фривольно обращается с историческими фактами. Оценивая количество погибших заключённых в Норильлаге, где отбывали наказание финны-ингерманландцы в 250 тыс. человек, делают оговорки «по некоторым данным» и «точное количество до сих пор не известно». Если не известно, зачем фантазировать?
В-пятых, если жизнь ингерманландцев в СССР была сплошным тюремным кошмаром, почему финское правительство на протяжении десяти лет после окончания Второй мировой продолжало выдавать Советскому Союзу его граждан из числа бежавших в Финляндию ингерманландцев? И почему Хельсинки разрешил репатриацию ингерманландцев только в 1990 году? Зачем ждал почти пятьдесят лет?
Всё это мешает трезвому и непредвзятому исследованию истории финнов-ингерманландцев между двумя мировыми войнами. За фантазиями о будто бы присущей сталинскому правительству особой нелюбви к ингерманландцам финская историография прячет жуткую историю финских концлагерей, где убивали советских граждан во время войны. За это финны каяться не намерены