Цитата: g1v2 от 04.01.2022 14:48:35РПЦ сейчас в иерархии церквей занимает явно не свое место. Самая богатая, влиятельная и развивающаяся церковь главной православной страны лишь пятая, а доминируют греки. И вот сейчас греческие церкви объявили РПЦ войну. Кипрский патриарх открыто это написал. Что греки доминировали в православии тысячу лет и что РПЦ не удастся это изменить. Ну воевать мы умеем, тч сами на себя пусть обижаются. Упц греки так и не присоединили к Фанару , зато многие зарубежные приходы начали уходить под руку РПЦ. И сейчас именно РПЦ постепенно становится вселенской церковью, начиная создавать экзархаты на зарубежных территориях - Белорусский, Западноевропейский. Африканский,юго-восточной Азии. Думаю на очереди южная и латинская америка. Не мы это начали. Постепенно РПЦ станет именно вселенской церковью и вопрос кто является доминирующей силой в православии отпадет сам собой.
Камрад, да сдался вам этот титул - "вселенский"? Древние греки определяли границы цивилизации обжитым ими пространством. Во времена Римской империи - это была Римская империя. Т.е. Понятие империя ~ вселенная. Под словом вселенский понимались термины всеимперский и общеимперский. Уже очень давно греки пытаются изменить смысл этого понятия, заявив притязания на все автономные церкви.
Сколько существует церковь, столько идет борьба. После смерти Александра Македонского его империя развалилась на десяток государств. Центрами элинизма стали два - Птолемеевский Египет и Государство Селевкидов. Столицы этих государств - Александрия и Антиохия. Александрия превратилась в мощный экономический и научный центр, сюда стремились ученые мужи из всех греческих полисов. В свой пик город насчитывал около 1 млн. человек. Антиохия стоял на пересечении торговых путей: юг - Египет и Аравия, восток - Персия и Индия, север - Малая Азия, запад - Средиземное море. В свой пик город насчитывал порядка 600 тыс. человек.
Когда в конце 1 века до н.э. Рим завершил покорение греческого мира захватом Египта, то в империи был своеобразный триумвират. Антиохия была главным городом всех восточных провинций, Александрия - культурная и научная столица, житница империи. С 3 века г. Рим перестал быть столицей империи (столица Никомедия). В 4 веке Константин превратил империю в христианскую цивилизацию и построил новую столицу - Новый Рим (Константинополь). С этого времени в гонку включился еще и столичный Константинопольский епископ.
Борьба за первенство в Церкви изначально развернулась между двумя папами. Римским на Западе и Александрийским на Востоке. Первым "вселенским ~ общеимперским" патриархом был назван Александрийский папа на воровском Эфесском соборе в 449. Низложение Александрийского патриарха за монофизитскую ересь на Халкидонском Соборе в 451, с последующим отделением армян, коптов и сиро-яковитов, привели к сильному ослаблению Александрийского и Антиохийского престолов. Нашествие арабов и вовсе покончило с любыми их притязаниями.
С конца 4 века начал возвышаться Константинопольский иерарх, как возглавляющий столичную кафедру. Ну а дальше они соревнуются с папой Римским в гордыне.
На Трульском Соборе в 691г в 36 правиле был утвержден диптих первых епископов Церкви.
ЦитатаПравило 36. Возобновляя законоположенное сто пятидесятию святыми отцами, собравшимися в сем богохранимом и царствующем граде, и шесть сот тридесятию, собравшимися в Халкидоне, определяем, да имеет престол константинопольский равныя преимущества с престолом древняго Рима, и, якоже ceй, да возвеличивается в делах церковных, будучи вторым по нем: после же онаго да числится престол великаго града Александрии, потом престол антиохийский, а за сим престол града Иерусалима.
ссылка
Дальше больше, император Лев Исавр в начале 7 века передает Сицилию и юг Италии, населенные греками из состава Римского патриархата в Константинопольский. И в это же время Константинопольский патриарх присваивает себе титул "Вселенский". Это все очень болезненно переносится папой Римским.
В ответ Папа Римский лобызается с франками. 1) Признает узурпатора Папия, 2) Получает светскую власть над Римом (Папин дар) 3) Коронует императором его сына - Карла Великого и провозглашает Священную Римскую Империю в 800 году. Незаконно? 100%, но было бы желание, а обоснование найдется.
В 9 веке выходит 2 занятных документа.
1) подделка "Константинов дар"
2) С легкой руки императора Юстиниана Великого (109 новелла 541 года) родилась теория 5 патриархов.
На первым документом Папа Римский обосновывал свое право на господство над всеми христианами. Вторым документом греки обосновывали верховенство над негреческими церквями во 2 тысячелетии.
Кстати, "забавный" факт. Когда папа Римский в 1054 году написал ультиматум на латыни восточным патриархам, ссылаясь на "Константинов дар" он апостола Петра и себя именовал как наместника сына Бога. Эта же надпись на латыни была на короне Папы Римского до 1915 года. Протестанты перевели этот титул в цифру, получилось - 666.
После раскола 1054 вселенскими именуют себя Папа Римский и Константинопольский патриарх. Правда и у Александрийского тоже слово вселенский присутствует в титуле.
После завоевания Римской империи османами в 1453, они всех православных объединили в один милет, во главе которого поставили милет-башу - Константинопольского патриарха. Вот тут-то фанариоты и начали пытаться натягивать сову на глобус и обосновать свое "папство" над всеми православными.
В 1589 году в Москве была составлена Уложенная грамота, под которой первой стоит подпись Константинопольского патриарха (позднее они отмазывались, говоря что его силой заставили). Необходимо привести текст документа:
ЦитатаВо истину в тебе, благочестивом царе, Дух Святый пребывает, и от Бога сицевая мысль тобою в дело произведена будет, праве и истинно вашего благородия начинание, а нашего смирения и всего Освященного собора того превеликого дела свершение. Понеже убо ветхий Рим падеся Аполинариевою ересью, вторый же Рим, иже есть Константинополь, агарянскими внуцы от безбожных турок обладаем, твое же, о благочестивый царю, великое Российское царство, третей Рим, благочестием всех превзыде, и вся благочестивыя царствие в твое в едино собрася, и ты един под небесем христьянский царь именуешися в всей вселенней, во всех христианах, и по Божию Промыслу и Пречистыя Богородицы милости и молитв ради новых чюдотворцов великого Российского царства Петра и Алексия и Ионы, и по твоему царскому прошению у Бога, твоим царским советом, сие превеликое дело исполнитца
Учреждение патриаршего престола в Москве было одобрено на созванном в 1590 году соборе в Константинополе, в котором участвовали патриархи: Константинопольский, Антиохийский и Иерусалимский. Москва требовала третье место, но греки поставили на 5.
Обращаясь к всему вышесказанному, хочу обратить внимание на пару моментов: 1) место патриарха определялось в соответствии с политическим весом полиса. Иначе невозможно объяснить высокое место Константинопольского патриарха; 2) В христианской цивилизации император занимает особое место. 1 Вселенский Собор (Никея 325г) был созван императором Константином. Характерно его обращение к Собору: «даже внешние войны не доставляют мне столько скорби и тревог, сколько раздоры между вами, придите к единству». Все последующие Вселенские соборы также созывались императорами. Император объявлялся Государем и защитником всех христиан. Обладал не только мирским, но и определенным духовным правом.
И тут такое дело. Если Россия в полной мере заявит свое право на двуглавого орла и начнет выполнять свои обязанности Третьего Рима, то она сможет идеологически заявить претензии на весь христианский Мир, включая Запад.
ВВП, кстати, органично смотрится в роли императора, созывающего Вселенский Собор и открывающий его словами: «даже внешние войны не доставляют мне столько скорби и тревог, сколько раздоры между вами, придите к единству».
Отредактировано: сибиряк42 - 07 янв 2022 01:29:47