Реки Парагвай и Паранá представляют собой естественный речной транспортный коридор La hidrovía Paraná-Paraguay (водный путь Паранá-Парагвай) протяженностью 3440 километров, который обеспечивает судоходство между Аргентиной, Боливией, Бразилией, Парагваем и Уругваем. Водный путь соединяет основные порты Южной Америки и является важной сферой экономической деятельности и ключевым торговым маршрутом в рамках Южноамериканского общего рынка (MERCOSUR). Это важный транспортный путь между внутренними районами континента и Атлантическим океаном. В настоящее время по нему перемещаются товары промышленного назначения, зерно, масличные культуры, масла и побочные продукты, руда, полезные ископаемые, сталь и нефть.
По сравнению с железнодорожным и автомобильным транспортом речной требует меньших инвестиций и энергопотребления, а также более низких затрат на техническое обслуживание и транспортировку, особенно на большие расстояния. Он также обеспечивает лучшую грузоподъемность.
Подписание Главным управлением портов меморандума, разрешающего пребывание USACE в одном из крупнейших в мире пресноводных бассейнов, вызвало осуждение аргентинской оппозиции, которая расценила этот шаг как «посягательство на национальный суверенитет». Ее лидеры выразили обеспокоенность отсутствием прозрачности и связанной с этим потерей суверенитета. Депутат Сантафезино Эдуардо Тониолли отметил, что Национальному конгрессу Аргентины ничего не известно о присутствии сотрудников министерства иностранных дел или министерств обороны и безопасности на переговорах.
«Также не было подано заявление в Конгресс о разрешении на ввод иностранных войск в нашу страну, как это предусмотрено Законом 25.880, в соответствии с которым требуется разрешение Национального конгресса как в случае проведения военных учений в сочетании с национальными силами, так и для любой другой деятельности, которую закон не предусматривает или в отношении которой не исключается пунктуальное требование разрешения», — добавил он.
Аргумент, который правительство Милея использует для оправдания пакта, заключается в том, что водная магистраль реки Миссисипи управляется Инженерным корпусом США и что она «имеет много общего» с аргентинским речным маршрутом. Так что есть, у кого и чему поучиться.
Правда в том, что La hidrovía Paraná-Paraguay — это водный путь, по которому отправляется более 80% экспортируемых аргентинских товаров (зерно, мука и масла, среди прочего) на рынки, в которых в основном заинтересованы такие североамериканские компании, как ADM, Bunge, Cargill, Dreyfus и китайская COFCO. Так что это центр огромных коммерческих интересов, которые стремятся оспорить Соединенные Штаты, Китай и Европа через свои компании.
«Известно, что Соединенные Штаты рассматривают присутствие Китая как угрозу своей национальной безопасности и своей глобальной конкурентоспособности», — заявил Тониолли.
Соглашение может дать Вашингтону возможность контроля над провозимыми товарами, отправляемыми в такие страны, как Китай. Очевидно, что главная забота США заключается в том, чтобы магистраль не попала в руки Китая. В любом случае, для Соединенных Штатов возможное присутствие Китая является проблемой.
Водный путь Паранá-Парагвай
Милей оказался у власти в нужное время и в нужном месте, и этот поворот Аргентины лицом к Северной Америке, а спиной — к Южной, может создать условия для реализации планов Пентагона по созданию новой военной базы на тройной границе (Аргентина-Бразилия-Парагвай), чтобы гарантировать себе не только контроль за торговым потоком, но и физическое военное присутствие в южной части Западного полушария.
С точки зрения международной безопасности, река также находится в центре внимания из-за роста незаконного оборота наркотиков.
«Это главный путь, по которому проходит наркотик, попадающий в Европу», — сообщает аргентинская газета Pagina 12.
США уже воспользовались этим соглашением, чтобы обратиться к Аргентине с просьбой о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. В совместном заявлении обе стороны прикрылись важностью «обеспечения эффективности и прозрачности портовых операций в условиях глобального сценария, характеризующегося изменением климата и необходимостью борьбы с незаконной деятельностью на водных путях».
В Латинской Америке и Карибском бассейне развернуто более 76 военных баз США. И на каждой из них представлен контингент USACE.
В 2021 году Инженерный корпус договорился с Эквадором о сотрудничестве в области технической помощи и «защиты» гидроэлектростанции «Кока-Коло-Синклер».
В 2022 году правительство США подписало подобное соглашение с правительством Парагвая, также предусматривающее участие Инженерного корпуса армии США.
Инженерные войска армии США позволяют боевым командирам объединенных частей достигать целей за счет стратегической передислокации и тактического маневра, обеспечивая уникальные боевые, общие и геопространственные инженерные возможности. Повышенное внимание уделяется роли и функции инженерных сил в многонациональных операциях под потенциально многонациональным или межведомственным командованием и при разнообразных командных взаимоотношениях.
Доктрина инженерных войск развивалась более 200 лет и продолжает поддерживать весь спектр боевых действий, делает упор на одновременное сочетание наступательных, оборонительных операций и операций обеспечения стабильности во время всех боевых действий.
Очень важна «поддержка устойчивости нашей национальной критически важной инфраструктуры и наших союзников и партнёров», говорится в Национальной разведывательной стратегии США. Иными словами, главный не только в военное, но и в мирное время результат деятельности USACE зависит не от военных инженеров, а от того, что на местах добудут американские разведчики — от коммерческих сведений, украденных в других странах, до информации о военно-политической обстановке и настроениях населения. Это и есть «воплощение ценностей Америки».
В настоящее время USACE, по некоторым данным, развернул свою деятельность в более чем 100 странах мира, в том числе на Украине. С декабря 2022 года офицеры Инженерного корпуса армии США были привлечены к разработке плана быстрого восстановления Антоновского моста через Днепр в российском Херсоне, оккупированном вооруженными силами Украины. Об этом сообщала пресса со ссылкой на источник в Пентагоне. В Грузии только на проекты в области безопасности и правопорядка USACE выделено 8,5 миллионов долларов.
«Это действительно серьезный факт, который заслуживает дальнейшего объяснения. Это соглашение со страной, которая, очевидно, стремится усилить свое влияние в Латинской Америкой и задействует свои вооруженные силы. Это явно противоречит национальному суверенитету на стратегическом пути с геополитической и экономической точки зрения», — считает бывший депутат Национальной ассамблеи Аргентины Гильермо Кармона.
Помимо задекларированного особого военного характера, высадка американских военных инженеров заставляет аргентинцев задуматься, в каком качестве они войдут в Аргентину, какую тайную миссию при этом будут выполнять и в чьих интересах. Любопытно, поделился ли Пентагон своими планами с новым вассалом Милеем? Или мавр сделал свое дело, мавр должен не мешать?