Но Штаты не хотят так просто взять и уйти. Поэтому неудивительно, что генерал Майкл Лэнгли, глава Африканского командования вооруженных сил США (АФРИКОМ), продолжает лоббировать усиление американского присутствия в прибрежных странах франкоязычной Западной Африки.
Еще зимой нынешнего года стало известно о планах Пентагона, который вел активные переговоры с рядом западно-африканских стран, убеждая разрешить американским беспилотникам использовать аэродромы в Гане, Кот-д’Ивуаре и Бенине.
Судя по последней информации, Пентагон выбрал Кот-д’Ивуар и Бенин в качестве мест размещения двух военных баз официально предназначенных «для борьбы с терроризмом, морским пиратством и трансграничной торговлей людьми». В начале мая представитель Лэнгли отправился в Котону, крупнейший город-порт Бенина, чтобы встретиться с президентом Патрисом Талоном и начальником штаба вооруженных сил генералом Фруктюэ Гбагуиди.
Почему Штаты выбрали эти две страны?
Идея создания базы в Бенине возникла еще до разрыва с Нигером. В последние годы Штаты активизировали свое военное сотрудничество с этой страной, наращивая материально-техническую поддержку и финансирование. Формальным поводом для дальнейшего укрепления американо-бенинских контактов в оборонной сфере стала атака террористов 4 мая в национальном парке Пенджари, в результате которой погибли семь бенинских военнослужащих. По данным бенинских СМИ, США планируют развернуть разведывательные и наблюдательные дроны, а также некие технические средства «для предотвращения террористической угрозы».
Кот-д’Ивуар был выбран чуть ранее. В апреле президент страны Алассан Уаттара приветствовал генерала из Лэнгли в Абиджане и дал добро на создание базы. Пока нет достоверной информации о формате взаимодействия военных двух стран, но, вероятно, они будут работать вместе под американским началом. Примером укрепления этих связей стали военные учения, проходившие с 13 по 24 мая в Международной академии по борьбе с терроризмом (AILCT) в Жаквиле, недалеко от Абиджана, в которых участвовало более 1300 военнослужащих из нескольких стран континента. Эти учения, известные как «Flintlock», проводятся ежегодно с 2005 года в регионе Сахеля с участием военнослужащих стран, входящих в Транссахарское контртеррористическое партнерство.
ЦРУ также очень активно действует в Кот-д’Ивуаре, где оно сотрудничает с властями, в частности, в раскрытии предполагаемых сетей Хезболлы внутри ливанского сообщества.
Усилия по наращиванию присутствия американских военных и спецслужб в прибрежных странах Африки аргументируются тем, что Вашингтон считает: Мали и Буркина-Фасо буквально наводнены исламистскими боевиками. И Сахель в настоящее время якобы является «мировым эпицентром терроризма», здесь действуют «Нусрат аль-ислам ва-ль-муслимин» или ДНИМ, другие организации, которые принадлежат к террористической группировке «Аль-Каида» (запрещенной на территории Российской Федерации).
А поскольку военные не могут справиться с терроризмом без поддержки местного населения и правоохранителей, уход из Нигера является чуть ли ни добровольным шагом.
Однако не будем спешить и посмотрим: а вдруг «неблагоприятные» условия для американских солдат и разведчиков возникнут в какой другой стране Черного континента? Не просто же так они в ближайшие дни проведут в Ботсване конференцию с участием лидеров оборонных ведомств африканских стран.