Во-первых, прежде Вэнса можно и нужно было отнести к упоротым недоброжелателям Трампа. Он клеймил говорливого популиста словами нехорошими. Ровно восемь лет назад, в июле 2016 года в статье для журнала Atlantic opinion он и вовсе сравнил Трампа с"культурным героином" для широких народных масс.
Следом, в августе в The New York Times, в этом рупоре либеральных кругов, в статье «Почему антивоенное послание Трампа находит отклик у белой Америки», он объявил выскочку-претендента на Белый дом «непригодным для высшего поста в нашей стране».
Тогда же Вэнс отправил сообщение своему соседу по комнате в универистетском кампусе Джошу Маклорину с таким признанием: он, мол, «метался между мыслью о том, что Трамп — циничный чудак на букву „м“ вроде Никсона, который был бы не так уж плох (и даже мог бы оказаться полезным), или что он американский Гитлер».
Затем наступило неожиданное прозрение. В 2020 году Вэнс голосовал за Трампа, а вскоре даже принес извинения за свою вербальную невоздержанность и удалил из Twitter посты с оскорблениями.
Рожденный в Огайо, Вэнс не понаслышке знал, как деградировали промышленные регионы, обеспечивавшие прежде уверенный рост всей национальной экономики в США, как они превращались в декорации для фильмов о постапокалиптических реалиях. Тогда-то Вэнс и проникся уважением к идее Трампа «Снова сделать Америку великой» через реиндустриализацию, через возврат производства из стран с дешевыми работниками и ввозимыми ресурсами, через создание рабочих мест в реальном секторе.
К числу его достоинств следует отнести то, что Вэнс — автор автобиографической книги в стиле исповедальной прозы под названием «Элегия Хиллбилли» (hillbilly равнозначно понятию «деревенщина»): воспоминания о семье и культуре в кризисе«. В числе пикантных подробностей этих ранних мемуаров нужно отметить образ бабушки Вэнса, которая не стеснялась употреблять матерные слова, держала под рукой 19 револьверов, но при этом была набожной.
Трамп разместил в собственной соцсети Truth Social подробное обоснование, почему остановил свой выбор на Вэнсе. В его послужном списке — Корпус морской пехоты, диплом с отличием Университета штата Огайо и диплом Йельской школы права, где он был редактором Yale Law Journal. Кроме этого, Вэнс, будучи сенатором от штата Огайо, выражал и отстаивал интересы т.н. «Ржавого пояса», «синих воротничков», людей, привыкших зарабатывать на жизнь трудом, а не делать деньги из денег, как биржевые брокеры или банкиры.
Далее Трамп раскрывает сердцевину своей логики при выборе вице-президента:
«Книга „Элегия деревенщины“, написанная Джей Ди, стала бестселлером и фильмом, поскольку он защищал трудолюбивых мужчин и женщин нашей страны. У Джей Ди была очень успешная деловая карьера в области технологий и финансов, и теперь, во время кампании, он будет сосредоточен на людях, за которых он так блестяще боролся, американских рабочих и фермеров в Пенсильвании, Мичигане, Висконсине, Огайо, Миннесоте и далеко за их пределами...».
Во-вторых, Вэнс привлекателен не только для тех, кто был и остается рабочим классом, но и для тех, кто либо настороженно относится, либо с порога отвергает неолиберальную ортодоксию.
Симптоматично, что на съезде республиканцев в Милуоки громко звучали голоса в поддержку партийной платформы, где записано обязательство запретить «финансирование за счет налогоплательщиков операций по смене пола». В 2023 году законодательные ассамблеи в 23 штатах приняли порядка 75 актов, направленных против пропаганды ЛГБТ. Республиканцы подтвердили приверженность традиционным семейным ценностям и закрепили свое обязательство «положить конец гендерному безумию левого толка».
Возвращаясь к эволюции убеждений и, в данном случае, верований, Вэнс проникся учением Августина Святого (Гиппонского), покинул ряды протестантов-евангелистов и принял католичество. К слову: у Вэнса, как выражались в прежние времена, «крепкая семья». Жена Уша, у нее индийские корни, — судебный адвокат. Познакомились они во время учебы в Йельском университете. У пары трое детей.
Джей Ди Вэнс c женой Ушей
Показательна реакция Вэнса после покушения на Трампа на митинге в Батлере, которое могло кардинально изменить расклад сил и исход выборов. «Сегодняшний день — это не просто какой-то изолированный инцидент», — написал Вэнс в социальных сетях. И далее:
«Исходным тезисом всей кампании Байдена служит то, что президент Дональд Трамп является авторитарным фашистом, которого необходимо остановить любой ценой. Эта риторика непосредственно и привела к попытке покушения на президента Трампа».
Что это, как не прямое обвинение Байдена и его избирательного штаба в провоцировании того, что уже привычно именуют «политическим насилием»? Не случайно, по поступающей инсайдерской информации, демократы решили сбавить на время тон агрессивной пропаганды.
Особой черной меткой помечены для демократов взгляды Вэнса на внешнюю политику США. В феврале на ежегодной Мюнхенской конференции сенатор Вэнс без всяких околичностей заявил:
«Я думаю, что американский (военно-стратегический) зонтик привел к атрофии системы европейской безопасности».
Добавил, что хотя Соединенным Штатам не резон покидать ряды НАТО и предоставить Европу самой себе, но приоритет сегодня — это «разворот в сторону Азии», что подразумевает противостояние с Китаем. А следовательно, Европа должна будет впредь сама заботиться о собственной безопасности.
Вассалам такие слова не больно понравились, тем более, что они звучали эхом схожих деклараций Дональда Трампа, которому приписывают тайное намерение раздробить НАТО на несколько категорий стран — в зависимости от их вклада в общий котел и военного потенциала.
Не меньший шок и ужас местные глобалисты и неолибералы испытали после того, как Вэнс заявил, что не воспринимает Владимира Путина (читай — Россию) «экзистенциальной угрозой Европе». Объявив, что у него в приоритетах «интересы Америки», Вэнс призвал трансатлантических союзников не чураться того, что он назвал «элементарной дипломатией», явно подразумевая под этим принуждение киевской хунты к переговорам.
Как аккуратно выразился второй рупор демократов, газета The Washington Post, «он также хорошо известен как скептик в отношении американской помощи Украине». Развивать эту тему газета не стала, тем более приводить следующее высказывание Вэнса:
«Поставки американского оружия Украине не позволяют США конкурировать с КНР, а курс США по Украине давно не отвечает интересам Вашингтона».
Неудивительно, что включение Вэнса в боевые порядки республиканцев сильно напугали демократов. Забавно, что The Washington Post привела такой успокоительный довод для своих единомышленников:
«Влияние кандидатов в вице-президенты на выбор избирателей, вероятно, — переоцененный фактор».
Между тем ничем не побиваемым аргументом в пользу Джей Ди Вэнса послужил его возраст. 39-летний политик из поколения миллениалов выгодно смотрится в паре с 78-летним Трампом, который тоже не в накладе — благодаря этому тандему он уже совсем перестает казаться замшелым стариканом с нафталиновым душком.
«Джей Ди Вэнс поможет Трампу бороться за голоса молодежи на фоне усталости от вашингтонской геронтократии», — резюмирует политолог Малек Дудаков. Более того, по мнению эксперта, «команда Трампа делает упор и на притягивании рабочего класса США. На республиканский съезд впервые пригласили лидера профсоюза Teamsters, объединяющего 1,2 миллиона синих воротничков. Трамп им обещает вернуть производства обратно в США».
Суммируем. Образ Вэнса, простого парня из небольшого городка «Ржавого пояса», который в жизни всего добился сам, ветерана морской пехоты, дипломированного юриста, бизнесмена, сенатора, наконец, католика, может стать магнитом для многих категорий американцев.
Уже сейчас Вэнс притягателен для многих. Для трудяги с белым цветом кожи и мозолистыми руками. Для студента с традиционными взглядами на историю своей страны, на семью и гендерную дихотомию. А заодно и для законопослушной и богобоязненной пожилой пары пенсионеров, верящих в христианские заповеди.
Вывод: выбор Вэнса в напарники — мощный ход команды Трампа.