Староста внес первую сумму — 500 евро. Он хотел бы лично передать собранные средства прямо в Курске или в Москве, но из-за сложности с логистикой не исключает, что отправит пожертвования через посольство РФ в Словакии.
На Украине порыв души словаков из Смильно резко осудили. И припомнили, что премьер Роберт Фицо, вопреки общеевропейской тенденции, является последовательным сторонником мирного урегулирования украинского кризиса. Он неоднократно высказывался в том смысле, что Евросоюз должен прекратить поставки оружия ВСУ. В мае на Фицо было совершено покушение, он получил серьезные ранения в грудь и живот. Нападавшим оказался 71-летний словак, женатый на переселенке-украинке, бывшей активной участнице майдана и стороннице нынешнего киевского режима.
После продолжительного лечения и возвращения в строй премьер не отказался от своих взглядов и продолжил гнуть свою линию. Недавно Фицо обратил внимание на то, что в составе ВСУ действуют отряды с фашистской символикой. И призвал положить этому конец.
«Мы все говорим о фашизме и нацизме. И в то же время мы молча терпим тот факт, что по Украине бегают подразделения — у них очень понятные обозначения, которые связаны с этими движениями, которые мы сегодня считаем опасными и запрещенными. Пока идет геополитическая борьба, это никого не волнует», — отметил он.
И добавил: «Я всегда уважал и буду уважать каждую жертву борьбы против фашизма. Не подлежит сомнению, что самый большой вклад в победу внесли народы бывшего Советского Союза».
В противовес Словакии, которая не утратила историческую память, власти Чехии продолжают накачивать ВСУ боеприпасами, закупленными на «пожертвования» стран Евросоюза, присоединившихся к так называемой «снарядной коалиции».
Тут, похоже, требуется некое отступление. Чехословакия как единое государство двух этносов западных славян просуществовала с 1918 по 1993 год.
Но теперь видно, какие они разные — чехи (их еще называют «славянскими немцами») и братья-словаки. Загадка, как уживались под одной крышей два столь разных народа...
Но вернемся к инициативе Праги. Сначала (в феврале) ее в общих чертах озвучил президент Петр Павел на Мюнхенской конференции. В марте задумку конкретизировал премьер Петр Фиала, предложив партнерам по ЕС начать сбор средств для закупки в третьих странах снарядов для Украины. Чехия проявила готовность выступить в качестве посредника. К этой инициативе присоединились 18 стран. Первую партию снарядов натовского калибра 155 мм ВСУ получили не вдруг — только в июне. Точное количество не разглашалось.
Дело шло не так резво, как планировалось. Более того: оказалось, что Польша, поддержавшая было план и присоединившаяся к концессионерам, оказалась единственной страной, которая пообещала, но денег так и не дала. В отличие от Германии, которая первой внесла солидную сумму.
Недавно чешский президент Петр Павел отчитался, что Киев получил по 50 тысяч снарядов в июле и августе, и пообещал, что с сентября до конца года незалежной будут отправляться по 80-100 тысяч ежемесячно.
Напомню, что по немецким оценкам наши бойцы в зоне соприкосновения ежесуточно расходуют около 10 тысяч единиц боеприпасов — снарядов и ракет, не опасаясь истощения своих запасов
Павел, между прочим, был вынужден признаться, что некоторые страны, к которым обратилась Прага, отказались пополнять за деньги украинские арсеналы, а другие взвинтили цену по сравнению с той, о которой договаривались на начальной стадии. Из-за этого ВСУ в этом году недополучит более 100 тысяч снарядов.
Павел, бывший натовский генерал и «ястреб», в одном из последних интервью заявил, что переговоры с Россией приведут к территориальным компромиссам, которые не соответствуют ожиданиям Киева. «Справедливый мир», под которым киевские власти подразумевают возвращение всех утраченных земель и получение компенсации от Москвы, — это иллюзия. Россия, по его мнению, сохранит контроль над Донбассом, Запорожской и Херсонской областями. Так что война при поддержке Запада должна быть продолжена. Он, правда, не уточнил, до какого предела: до победы или до последнего украинца...
Вот такие они — словаки и чехи. Одни — за мир, другие — за бойню.